Защита свидетелей в суде

Защита свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве

Защита свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве

Разъясняет заместитель начальника уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы Юлия Владимировна Каргаполова

Статьей 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» предусмотрен перечень мер безопасности, которые при наличии оснований могут применяться в отношении защищаемого лица: личная охрана; охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место; дополнительные меры безопасности в отношении лиц, находящихся под стражей или отбывающих наказание, в том числе их перевод из одного исправительного учреждения в другое и иные меры. Согласно ст. 16 названного Закона основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилие над ним, уничтожение или повреждение его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве. Порядок применения перечисленных мер безопасности также детально прописан в этом Законе. Механизм защиты свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве регламентируется рядом процессуальных норм.

Так, согласно ч.9 ст.166 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при необходимости обеспечения безопасности защищаемых лиц и их родственников следователь вправе в протоколе любого следственного действия не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятого решения, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которую он в дальнейшем будет использовать при производстве следственных действий. Постановление помещается в конверт, который опечатывается и приобщается к уголовному делу. Исходя из положений чч.2 и 8 ст.193 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации после предварительного допроса об обстоятельствах, при которых опознающий видел предъявленное ему для опознания лицо, в целях обеспечения безопасности предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В соответствии с ч.5 ст.278 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при необходимости обеспечения безопасности лица суд без оглашения полных данных о его личности вправе произвести допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение допрашиваемого другими участниками судебного разбирательства. Это положение уголовно-процессуального закона дает возможность использовать в доказывании информацию, которой обладают опасающиеся за свою безопасность лица. Получаемая от них информация зачастую бывает ключевым доказательством по уголовному делу и играет центральную роль при решении вопроса о виновности лица, привлеченного к уголовной ответственности.

Допрос свидетеля в порядке, исключающем визуальное наблюдение, проводится по решению суда после удовлетворения ходатайства, заявленного стороной. О допросе такого свидетеля суд выносит определение или постановление (ч.5 ст.278 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Несоблюдение этого требования судом – существенное нарушение закона.

Закон о защите свидетелей

Содержание статьи

В российском законодательстве предусматривается особая защита свидетелей преступлений. Все вопросы, связанные с ней, регулируются Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — Закон № 119-ФЗ), а также Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ (УК и УПК).

Вышеупомянутый закон определяет круг лиц, которые подлежат государственной защите, а также органы, её осуществляющие. Также в этом нормативно-правовом акте описаны виды, основания и порядок осуществления данной процедуры.

Подобные законодательные акты имеются во всех прогрессивных правовых системах, поскольку свидетели уголовных преступлений действительно нуждаются в дополнительных мерах по обеспечению безопасности.

Обратите внимание! Согласно закону специальная защита также предоставляется потерпевшим и остальным участникам уголовного судопроизводства.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с защитой свидетелей, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Иные лица, подлежащие защите в уголовном процессе

В соответствии со ст. 2 Закона № 119-ФЗ, государственную защиту в уголовном судопроизводстве могут получить не только свидетели и потерпевшие, но и иные лица, а именно:

  • частный обвинитель и его законный представитель;
  • гражданские истец, ответчик и их законные представители;
  • подозреваемый и его защитник;
  • обвиняемый и его защитник;
  • подсудимый и его защитник;
  • осужденное или оправданное лицо;
  • лицо, в отношении которого было прекращено уголовное судопроизводство;
  • эксперты;
  • переводчики;
  • специалисты;
  • понятые;
  • педагоги;
  • психологи;
  • родственники и близкие лица всех перечисленных выше лиц.

Все указанные лица должны принимать участие в уголовном процессе. До возбуждения уголовного дела государственная защита также может осуществляться. Меры по обеспечению безопасности принимаются в отношении жертвы, заявителей, очевидцев преступления и иных лиц, которые принимают меры по раскрытию либо предупреждению преступления, а также близких лиц и родственников вышеуказанных лиц.

Основания для защиты свидетелей и потерпевших

Согласно определению, содержащемуся в ст. 1 Закона № 119-ФЗ, основанием для предоставления государственной защиты прав потерпевших и свидетелей является наличие угрозы их жизни, здоровью и (или) имуществу. Помимо этого, законом предусматриваются меры социальной поддержки защищаемых лиц в том случае, если они необходимы в связи с их участием в уголовном процессе.

Обратите внимание! Меры защиты лиц в уголовном процессе принимаются только в том случае, когда имеются данные о присутствии реальной угрозы безопасности защищаемого лица либо его имуществу. Данная угроза должна быть связана с участием такого лица в процессе.

Для предоставления государственной защиты лицо, участвующее в уголовном судопроизводстве, его родственник или близкий должны подать соответствующее письменное заявление в соответствии со ст. 16 Закона № 119-ФЗ. В случае принятия решения о предоставлении государственной защиты без подачи письменного заявления участники уголовного судопроизводства, по отношению к которым будут применяться данные меры, должны дать письменное согласие. Такое же согласие требуется и от совершеннолетних членов их семьи в случае, если применение мер защиты затрагивает их интересы.

Согласно ст. 17 Закона № 119-ФЗ меры социальной поддержки применяются в случае смерти либо гибели защищаемого лица, а также при причинении вреда его здоровью либо нанесения телесного повреждения в связи с его участием в уголовном процессе.

Защита свидетелей и потерпевших: меры безопасности

Меры безопасности, принимаемые по отношению к защищаемым лицам, регламентированы ст. 6 Закона № 119-ФЗ. К таким мерам относятся:

  • обеспечение неразглашения сведений о защищаемом лице (запрет операторам персональных данных выдавать какую-либо информацию о защищаемом лице, смена номера телефона, гос. номеров транспортного средства защищаемого лица);
  • перемена места работы (учебы);
  • замена старых документов на новые;
  • перемена внешности;
  • переселение на иное постоянное место жительства либо временное перемещение в безопасное место (с возмещением всех расходов, связанных с переездом, а также с гарантией трудоустройства и оказания материальной помощи);
  • выдача спецсредств (бронежилет, электрошокер, газовый баллончик) для обеспечения индивидуальной защиты, а также средств оповещения об опасности и связи с органом, осуществляющим защиту(сотовый телефон, портативное радиоустройство, пейджер);
  • предоставление личной охраны, а также охранные действия в отношении жилища и имущества защищаемого лица.

Вышеперечисленные меры обычно применяются в целях защиты свидетелей в уголовном процессе и осуществляются в соответствии с «Правилами применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 № 630.

По отношению к лицу, которое содержится под стражей или отбывает наказание, применяются дополнительные меры для обеспечения безопасности, к которым относится перевод такого лица в другое место для отбывания наказания или содержания под стражей.

Отдельно стоит сказать об обеспечении безопасности военнослужащих. По отношению к этой категории граждан меры безопасности, перечисленные в ст. 6 Закона № 119-ФЗ, применяются с учетом особенностей прохождения военной службы. В целях обеспечения защиты военнослужащих может применяться их перевод (командирование) в другую воинскую часть либо военное учреждение. Согласно ст. 13 Закона № 119-ФЗ данная мера применяется как к защищаемым военнослужащим, так и к тем лицам, от которых исходит угроза. Для перевода необходимо письменное согласие военнослужащего. Кроме того, при переводе военнослужащий должен быть назначен на равную должность.

Органы защиты свидетелей и потерпевших

Органы, которые осуществляют защиту свидетелей, потерпевших и иных лиц в уголовном судопроизводстве, перечислены в ст. 3 Закона № 119-ФЗ. Все они делятся на три категории:

  • те, кто ответственен за принятие решения об осуществлении мер гос. защиты (суд, начальник органа дознания, следователь с согласия руководителя следственного органа либо сам этот руководитель);
  • те, кто осуществляет такую защиту (МВД, ФСБ, военная полиция, командование воинских частей, таможенные органы, учреждения ФСИН и иные органы, на которые в соответствии с законодательством РФ могут быть возложены обязанности по осуществлению мер безопасности);
  • те, кто предоставляет социальную поддержку (органы, уполномоченные Правительством РФ).

Защита свидетелей и потерпевших: порядок осуществления

Порядок осуществления защиты свидетелей, потерпевших и остальных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, предусмотрен ст. 18 Закона № 199-ФЗ. Согласно этой статье данная процедура на стадии предварительного расследования, во время ведения уголовного дела и после вынесения решения суда осуществляется по одной и той же процедуре.

Представитель органов, принимающих решение о необходимости применения мер охраны, после получения письменного заявления от гражданина обязан проверить его и дать ответ в течение 3-х дней. Такая проверка осуществляется при взаимодействии с органами, осуществляющими государственную защиту. Если в течение этого времени не удается провести проверку, представитель органа должен представить мотивированное ходатайство в орган, принимающий решение о применении мер охраны, о продлении такого срока на 30 суток (максимум).

Обратите внимание! В случаях, которые не терпят отлагательства (например, при наличии реальной угрозы жизни и здоровью защищаемого лица) решение о предоставлении государственной защиты должно быть принято немедленно.

После проведения проверки орган, принимающий решение о необходимости государственной защиты, получает письменные результаты проверки, в которых содержится информация о наличии (отсутствии) реальной угрозы для защищаемого лица. Мотивированное постановление (определение) о принятом решении высылается в органы, осуществляющие государственную защиту, а также самому защищаемому лицу.

Обратите внимание! Постановление (определение) об отказе либо о предоставлении государственной защиты обжалуется в прокуратуру, суд либо вышестоящий орган. Такая жалоба рассматривается в течение одних суток с момента ее поступления.

Необходимые меры безопасности и способы их применения определяются органом, осуществляющим гос. охрану. Он должен проинформировать о принятых мерах орган, принявший решение о предоставлении государственной защиты.

С защищаемым лицом заключается договор. В данном договоре подробно описываются:

  • избранные меры по обеспечению безопасности и условия их применения;
  • права и обязанности сторон;
  • персональные данные, подлежащие защите (в случае избрания такой меры, как соблюдение условий конфиденциальности защищаемого лица).

Законом также предусматривается обеспечение психологической поддержки защищаемого лица.

Решение об обеспечении мер социальной поддержки в отношении родственников лица, погибшего либо пострадавшего в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, также принимается уполномоченным органом по заявлению гражданина. Срок для принятия такого решения аналогичный — 3 суток. В данном случае указанный срок не может быть продлен на 30 суток. Постановление (определение) об отказе либо предоставлении мер социальной поддержки обжалуется в прокуратуру, вышестоящий орган либо в суд, только рассматривать такую жалобу будут в течение месяца. В случае принятия положительного решения, оно направляется гражданину, подавшему заявление об обеспечении мер социальной поддержки, а также органу, такую поддержку предоставляющему. Последний обязан предоставить указанную поддержку в течение 10 суток.

Согласно ст. 20 Закона № 119-ФЗ установленные меры безопасности могут быть отменены. Делается это по письменному заявлению защищаемого лица. Также данное действие может быть осуществлено в результате подачи письменного заявления органа, осуществляющего государственную защиту, в случаях, когда:

  • были устранены основания для их применения;
  • гражданин отказывается от заключения договора с органом, обеспечивающим меры государственной защиты;
  • защищаемое лицо нарушает условия заключенного договора, в связи с чем дальнейшее обеспечение его безопасности невозможно.

Письменное заявление об отмене мер безопасности рассматривается уполномоченным органом в течение трех суток, после чего по нему выносится решение, которое также может быть обжаловано в суд, прокуратуру либо вышестоящий орган. В течение 24 часов вышеуказанный орган обязан рассмотреть жалобу.

Составить необходимое заявления о применении или об отмене мер безопасности помогут юристы, позвонить которым можно по указанным на сайте телефонам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Защита свидетелей в России: основные проблемы

Главные вкладки

Номер журнала:

магистрант кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной детальности Российского университета дружбы народов

В настоящей статье автором рассматриваются организационно-правовые вопросы защиты свидетелей в Российской Федерации.

свидетель, защита, практика, проблематика, РФ.

Статья 2 Конституции РФ провозглаша­ет признание, соблюдение и защиту прав и сво­бод человека и гражданина обязанностью госу­дарства. Защиту прав человека в уголовном процессе невозможно рассматривать в отрыве от уголовной и уголовно-процессуальной поли­тики государства, являющейся неотъемлемой частью правовой политики любого демократи­ческого государства. Одним из проявлений го­сударственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновен­ность является обеспечение безопасности граж­данина в сфере уголовного судопроизводства.

Смотрите так же:

  • Когда получить пенсию в мае ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 24 апреля 2018 Выплата и доставка пенсий отделениями почтовой связи будет […]
  • 205 приказ фсин россии Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205"Об […]
  • Приказ 3 по гдзс от 09012013 Приказ МЧС РФ от 9 января 2013 г. N 3 "Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с […]
  • П 3 ст 9 федерального закона n 129-фз П 3 ст 9 федерального закона n 129-фз ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 N 129-ФЗ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ (с изменениями на 30 июня 2003 года)(редакция, действующая с 1 января 2004 года) Принят Государственной Думой 23 […]
  • Приказ 759 от 27122013 Приказ 759 от 27122013 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения […]
  • Кратное 9 правило Наименьшее общее кратное Для того, чтобы находить общий знаменатель при сложении и вычитании дробей с разными знаменателями необходимо знать и уметь рассчитывать наименьшее общее кратное (НОК). Кратное числу « a » — […]

В связи с тем, что проблема противоправ­ного воздействия на свидетелей, потерпевших, судей, прокуроров, следователей, дознавателей, их родственников и близких лиц приобрела осо­бую остроту, на законодательном уровне были приняты меры для усиления государственной защиты этих лиц, которые реализовались в нор­мах специальных правовых актов.

Обеспечение безопасности граждан на­правлена на защиту таких конституционных и неотъемлемых прав человека и гражданина, как право на жизнь (ст. 21 Конституции), пра­во на свободу и личную неприкосновенность (ст. 23 Конституции), право на охрану част­ной собственности (ст. 35 Конституции), пра­во на охрану здоровья (ст. 41 Конституции)

Положения о защите участников уголовного судопроизводства базируются на ч. 3 ст. 11 УПК РФ, а также регламентируются Федеральным законом №119-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О госу­дарственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Статья 11 УПК РФ в ч. 3 содержит положе­ние о том, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а так­же их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, при­менением насилия, уничтожением или повреж­дением их имущества либо иными опасными про­тивоправными деяниями, суд, прокурор, следо­ватель, орган дознания и дознаватель принима­ют в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности».

В УПК РФ предусмотрены меры безопасно­сти, принимаемые судом, прокурором, следовате­лем, органом дознания, дознавателем в пределах их компетенции. Меры безопасности таковы:

— для обеспечения безопасности указанных лиц по решению следователя данные о них мо­гут не приводиться в протоколе следственного действия, проведенного с их участием, в этом случае следователь с согласия прокурора вы­носит постановление, в котором излагает при­чины принятия такого решения, указывает псев­доним участника следственного действия и об­разец его подписи, используемые в протоколах следственных действий с его участием; поста­новление хранится в опечатанном конверте, приобщаемом к уголовному делу;

— при наличии угрозы насилия, вымога­тельства и других преступных действий в отно­шении указанных лиц допустимы контроль и запись их телефонных и иных переговоров — либо по их письменному заявлению, либо, при отсутствии такого заявления, на основании су­дебного решения;

— для обеспечения безопасности опознающе­го опознание может быть проведено таким обра­зом, чтобы опознаваемый не мог видеть опозна­ющего. Понятые присутствуют в месте нахожде­ния опознающего;

— для обеспечения безопасности указанных лиц на основании определения или постанов­ления суда допускается проведение закрытого судебного разбирательства — всего либо соот­ветствующей его части;

— для обеспечения безопасности свидетеля, его родственников и близких лиц суд вправе не оглашать подлинных данных о свидетеле и про­вести его допрос таким образом, чтобы другие участники судебного разбирательства не мог­ли видеть этого свидетеля.

Во исполнение вышеуказанного Феде­рального закона в Российской Федерации ре­ализуется Государственная Программа по обес­печению безопасности потерпевших, свидете­лей и иных участников уголовного судопроиз­водства. В июле 2013 года была принята тре­тья программа на 2014–2018 год. Объем фи­нансового обеспечения реализации Програм­мы на 2014–2018 годы за счет средств феде­рального бюджета составляет 1405,55 млн руб­лей, в том числе: в 2014 году – 281,11 млн руб­лей; в 2015 году – 281,11 млн рублей; в 2016 году – 281,11 млн рублей; в 2017 году – 281,11 млн рублей; в 2018 году – 281,11 млн рублей.

Эффективность и особая значимость дея­тельности органов, обеспечивающих меры госу­дарственной защиты, подтверждена практикой применения Государственной программы «Обес­печение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006–2008 годы», утвержденной постановле­нием Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. №200, и Государственной про­граммы «Обеспечение безопасности потерпев­ших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009–2013 годы», утверж­денной постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 2 октября 2009 г. №792.

В 2012 году более 2800 участников уголовно­го судопроизводства были задействованы в про­граммных мероприятиях, что на 17 процентов больше, чем в 2011 году. В отношении их было осу­ществлено более 5600 мер безопасности, что на 27 процентов больше, чем в 2011 году. Преимуще­ственно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества и временное помещение в безопасное место [5].

Реализация программы защиты свидетелей в РФ возложена на несколько министерств и ведомств: МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркоти­ков, ФСИН, Федеральную службу по труду и занятости.

Предполагается, что с 2014–2018 год дей­ствием программы защиты участников уголовного судопроизводства будет охвачено более 20 тысяч человек. Изучение бюджета програм­мы позволяет сделать вывод о том, что наиболее часто применяются меры по личной охране за­щищаемых и обеспечению их специальными средствами защиты и оповещения об опасности. При этом необходимо отметить, что такие меры безопасности как изменение места жительства, изменение документов, изменение внешности, изменение места работы и учебы, хотя и включе­ны в программу но не предусматривают ассиг­нований на указанные годы, т. е. можно предпо­ложить, что применяться они вряд ли будут.

Государственная программа по защите сви­детелей, потерпевших и иных участников уго­ловного судопроизводства, действовавшая с 2009 по 2013 год, охватила более 10 тысяч чело­век, что составляет существенно низкий процент от общего числа лиц, являвшихся потерпевши­ми и свидетелями по уголовным делам за этот период времени.

К сожалению, в настоящее время отсутству­ет четкий механизм реализации всех мер безо­пасности предусмотренных законом, а тот факт, что ее исполнение возложено на несколько ми­нистерств и ведомств ставит под сомнение воп­рос организации, взаимодействия и соблюдения требований конфиденциальности со стороны сотрудников равнозначных ведомств.

Кроме того, существенным аргументом сви­детелей отказывающихся сотрудничать с пра­воохранительными органами является доволь­но высокий уровень коррумпированности от­дельных сотрудников, которые за определенное вознаграждение могут раскрыть информацию о защищаемом лице.

Остаются проблемой пробелы в решении вопроса, каким образом производить замену до­кументов и последующее переселение лица в другой место жительства, т. к. отсутствует чет­кое понимание кто, как и на основании какого акта должен вносить изменения в соответствующие документы (паспорт, снилс, инн, полис ОМС, тру­довая книжка) и т. д. То есть неразрешенных воп­росов в области реализации программы защиты свидетелей на настоящий момент достаточно.

Л. Брусницын отмечает, что «при существу­ющей формулировке норм УПК РФ и УК РФ невозможно использовать меры безопасности в случаях, когда преступники или их окруже­ние используют способы воздействия на потерпевших и свидетелей не запрещенные УК РФ: молчаливое преследование на улицах, подбра­сывание к жилью трупов животных и многое другое. В достаточно закрытых социальных группах цели воздействия могут достигаться за счет создания атмосферы нарочитого отчужде­ния вокруг лиц, содействующих правосудию. Посткриминальное воздействие в таких формах не связано с противоправными действиями, но зачастую достигает цели» [1].

Представляет интерес опыт зарубежных стран в области обеспечения безопасности сви­детелей. Так, в США с 1971 года осуществляет­ся финансируемая государством специальная Федеральная программа защиты свидетелей. Кроме того, вопросам защиты свидетелей по­священа глава 224 Свода законов США, данная глава детально регламентирует порядок, осно­вания и виды мер обеспечения безопасности.

Осуществляется программа специальной Службой маршалов США, у которой есть своя штаб-квартира, десяток региональных предста­вительств и офис в полиции каждого города, где работает инспектор по вопросам защиты сви­детелей. Кроме того, аналогичный департамент имеется в ФБР.

Согласно параграфу 3521 Свода Законов США вопрос о необходимости применения мер безопасности к свидетелю решает Генеральный прокурор, исходя из общественной опасности совершенного преступления и потенциальной опасности для свидетеля и его близких. Данный параграф предусматривает возможность при­менения следующих мер защиты:

— обеспечение свидетеля и его близких но­выми документами;

— обеспечения свидетеля транспортом для перевозки имущества свидетеля к новому месту жительства;

— обеспечения свидетеля денежными сред­ствами, необходимыми для текущих расходов;

— оказание помощи в получении новой ра­боты;

— оказание иных услуг, необходимых на но­вом месте жительства;

— обеспечение сокрытия информации о ме­рах по защите свидетеля, а также меры ответ­ственности за раскрытие денной информации.

В соответствии с ч. 3 данного параграфа ответственность за разглашение данной информации предусматривает штраф 5000 долларов или тюремное заключение сроком на 5 лет, либо одновременно оба вида наказания [2].

При решении вопроса о применении мер безопасности принимаются во внимание следу­ющие обстоятельства: информация о предыду­щих судимостях свидетеля, психологическая оценка личности свидетеля, а также значимость данных свидетельских показаний для рассле­дования уголовного дела и возможность полу­чения данной информации из других источни­ков. В случаях применения мер защиты в отно­шении несовершеннолетнего проводится пси­хологическая экспертиза определяющая потен­циальное воздействие данной программы на отношения между ребенком и родителями [3].

Перед применением мер защиты между сви­детелем и Министерством юстиции заключается соглашение в котором определяется следующее:

Лицо соглашается предоставить инфор­мацию по уголовному делу и выступить свиде­телем в суде

Лицо дает обязательство о несовершении им преступления

Лицо дает обязательство о неразглаше­нии сведений о предоставленной ему защите

Лицо дает обязательство о сотрудниче­стве с должностными лицами

Определяются меры защиты применяе­мые в отношении данного свидетеля

Параграф 3523 Свода Законов США уста­навливает единственную возможность, когда допускается раскрытие информации о лице, уча­стнике программы защиты свидетелей. В случае рассмотрения гражданского иска в отношении данного лица в том случае, если ответчик не при­нял мер для решения вопроса о рассмотрении данного гражданского дела в его отсутствие.

Помимо Свода Законов США порядок при­менения мер безопасности в регламентируется Законом о защите жертв и свидетелей преступ­лений, а также Законом об усилении безопасно­сти свидетелей.

Необходимо отметить, что в противовес российскому законодательству законодатель­ство США в области обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства содер­жит четкие указания в каких случаях может быть реализована программа защиты свидете­лей, а именно по делам организованных пре­ступных групп, преступлениях связанныхс оборотом наркотиков, или иных серьезных феде­ральных преступлениях, отнесенных к таковым положениями Главы 18 свода Законов США. Кроме того, данная программа может приме­няться в административном и гражданском су­допроизводстве в том случае, если дача показа­ний свидетелем может повлечь применение к нему насилия.

Законодательство США регламентирует особенности включения в программу защиты свидетелей информаторов и свидетелей-заклю­ченных. Подразумевается, что безопасность ин­форматора обеспечивается силами следственно­го органа его использующего. Однако, в случае необходимости он может быть включен в Про­грамму защиты свидетелей на общих условиях, при соответствии необходимым критериям.

Закон предусматривает необходимость обя­зательного психологического тестирования сви­детеля и членов его семьи, как условия для вклю­чения в программу, а также обязательным явля­ется исследование на аппарате «Полиграф» для свидетелей, отбывающих заключение, с целью выявления истинности его показаний и его даль­нейших намерений и действий. В случае если в ходе исследования будет установлено, что лицо представляет опасность для окружающих, либо дает ложные показания, либо не раскрывает пол­ную информацию, ему может быть отказано во включении в Программу защиты свидетелей [5].

После того, как лицо включается в Програм­му защиты свидетелей, данные о нем и его близ­ких являются конфиденциальными, все докумен­ты подаются в опечатанном виде с пометкой сек­ретно, в том числе документы по опеке, трудоус­тройству, месту жительства и т. п. и государ­ственные служащие несут уголовную ответствен­ность за разглашение данных сведений.

Можно отметить, что в США вопрос обеспе­чения безопасности свидетелей получил более широкую разработку и основным средством за­щиты является перемещение лица в безопасное место. Однако, среди ученых и практиков в самих Соединенных Штатах можно отметить критичес­кие точки зрения относительно действия данной программы. Так, Slate. RisdonN акцентирует вни­мание на ее недостатках. Он отмечает, что с мо­мента своего создания в программу было введено около 7000 свидетелей и 16000 членов их семей. Примерная стоимость обеспечения безопасности одного свидетеля с семьей составляет примерно

150 000 долларов. При этом он отмечает, что зна­чительная часть свидетелей имеют богатое кри­минальное прошлое и они обладают ценной для расследования информацией по той причине, что занимали не последнее место в иерархии органи­зованной преступной группы и совершали пре­ступления наряду с другими ее членами.

Также минусом программы является тот факт, что посредством получения новых докумен­тов и перемещения, свидетели скрывались от дол­гов, органов опеки и социальных служб. Кроме того, лицо перемещаемое в рамках программы, теряет конституционное право на свободу пере­движения и частную жизнь, т. к. обязано переда­вать информацию об этом в службу Федераль­ных маршалов. Однако, при этом никто из треть­их лиц не застрахован от возможных противо­правных действий со стороны защищаемого лица, учитывая его криминальное пришлое и в рамках действия программы имели место случаи, когда защищаемые лица совершали преступления [4].

Следовательно, необходимо отметить, что реализация программы по обеспечению безо­пасности свидетелей и иных участников уголов­ного судопроизводства в США имеет значи­тельное число дискуссионных вопросов, несмот­ря на длительный период ее действия и дока­занную временем эффективность.

В ФРГ в 1998 году был разработан и при­нят Закон «О регулировании вопросов обеспе­чения защиты свидетелей, которым угрожает опасность». Закон определяет, что меры безо­пасности могут быть применены к свидетелям, которые дают или могут дать существенные показания в целях раскрытия особо опасных преступлений, а также к их родственникам и близким, если их жизни, здоровью или благосо­стоянию угрожает опасность. В соответствии с данным законом реализуется Программа по за­щите свидетелей, предусматривающая режим секретности относительно данных о личности защищаемых лиц, а также возможность их пе­ремещения на новое место жительства.

Аналогичная Программа, финансируемая за счет государственного бюджета, существует в Австрии. Самым распространенным способом защиты, как и в США и ФРГ, является переме­щение свидетеля на безопасную территорию, при этом после перемещения свидетелю не­сколько месяцев оказывается финансовая под­держка, призванная обеспечить свидетелю привычный уровень жизни, до тех пор пока он не адаптируется в новой обстановке и будет спосо­бен зарабатывать на жизнь.

Необходимо отметить, что несмотря на уве­личение финансирования государственной про­граммы обеспечения безопасности свидетелей в РФ и увеличение случаев ее применения. Уро­вень обеспечения безопасности участников уго­ловного судопроизводства как и доверие орга­нам правопорядка остаются на довольно низком уровне, что влечет за собой отказ лиц предостав­лять необходимую информацию. При этом при­влечь к уголовной ответственности за дачу ложных показаний или за отказ от дачи показаний довольно проблематично, т. к. на практике лицо не говорит об отказе от дачи показаний, а пояс­няет, что «не имеет необходимой информации», «не знал», «не слышал», «не видел», «не помнит или помнит смутно». Несомненно, данные обсто­ятельства негативно сказываются на качестве расследования уголовных дел.

Изложенное, позволяет сделать вывод о не­обходимости дальнейшего совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законо­дательства в сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.

Свидетельские показания в гражданском процессе. Права и обязанности свидетеля. Свидетельский иммунитет

Свидетель как участник процесса – это лицо, вызванное судом для дачи показаний об известных ему обстоятельствах дела. Свидетельские показания – сами сообщения, сделанные свидетелем суду.

В качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к делу.

В большинстве случаев показания свидетелей даются о таких обстоятельствах, которые воспринимались ими лично, которые они сами видели и слышали. Но допускаются сообщения о фактах, о которых свидетель узнал из других источников, например от другого лица. Недопустимо, однако, свидетельство «по слухам», когда источник сведений не может быть указан, а следовательно, не может быть проверен.

Лицо, способное давать показания в качестве свидетеля, становится свидетелем по вызову суда.

Свидетель может быть вызван по просьбе сторон и других лиц, участвующих в деле. Заявляя ходатайство о вызове свидетеля, надо указать, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, может подтвердить свидетель; сообщить суду его имя, отчество, фамилию и место жительства. Свидетели вызываются в суд путем направления им повестки установленной законом формы.

Лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться в суд в назначенное время и дать правдивые показания. Свидетель может быть допрошен судом в месте своего пребывания, если он вследствие болезни, преклонного возраста, инвалидности или других уважительных причин не в состоянии явиться по вызову суда.

За дачу заведомо ложного показания и за отказ от дачи показаний по мотивам, не предусмотренным федеральным законом, свидетель несет ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Российской Федерации.

Свидетель имеет право на возмещение расходов, связанных с вызовом в суд, и на получение денежной компенсации в связи с потерей времени.

Для допроса лиц, не достигших 16 лет, установлены некоторые дополнительные правила. Если ребенку не исполнилось 14 лет, обязательно вызывается педагогический работник, без которого допрос не может проводиться. При допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет педагогический работник вызывается по усмотрению суда. В случае необходимости могут также вызываться родители (усыновители, опекуны, попечители). В исключительных случаях, когда это необходимо для установления истины, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания по определению суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, или кто-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания. После возвращения в зал заседания лицу, участвующему в деле, должно быть сообщено содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы (ст. 179 ГПК).

При оценке свидетельских показаний должны учитываться некоторые особенности данного вида доказательств. Достоверность свидетельских показаний зависит от точности восприятия, сохранения в памяти и правильности передачи свидетелем сведений о фактах, которые он наблюдал. Одни условия могут способствовать, другие — мешать правильному восприятию или сохранению в памяти полученных сведений. Таковы условия времени и места восприятия, обстановка, в которой оно происходило.

Законом установлен свидетельский иммунитет, освобождающий определенных лиц от обязанности давать показания в качестве свидетелей.

Один из них предусмотрен в статье 51 Конституции РФ: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. В данном случае имеет место относительный иммунитет, то есть лицо, подпадающее под данную норму, может самостоятельно решить вопрос, давать или не давать свидетельские показания. Но суд, другие органы не могут заставить его сделать это. Свидетельский иммунитет, предусмотренный статьей 51 Конституции РФ и частью 4 статьи 69 ГПК РФ, распространяется на само лицо и его близких родственников.

Вправе отказаться от дачи свидетельских показаний:

  1. гражданин против самого себя;
  2. супруг против супруга, дети, в том числе усыновленные, против родителей, усыновителей, родители, усыновители против детей, в том числе усыновленных;
  3. братья, сестры друг против друга, дедушка, бабушка против внуков и внуки против дедушки, бабушки;
  4. депутаты законодательных органов — в отношении сведений, ставших им известными в связи с исполнением депутатских полномочий;
  5. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — в отношении сведений, ставших ему известными в связи с выполнением своих обязанностей.

Другой случай, указанный в части 3 статьи 69 ГПК РФ, — это абсолютный иммунитет, то есть запрет давать показания. Не подлежат допросу в качестве свидетелей:

  1. представители по гражданскому делу или защитники по уголовному делу, делу об административном правонарушении — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника;
  2. судьи, присяжные, народные или арбитражные заседатели — о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств дела при вынесении решения суда или приговора;
  3. священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, — об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди.

Не препятствуют тому, чтобы быть свидетелем по делу, особые отношения свидетеля со сторонами – родственные, дружеские, враждебные, служебная зависимость и т. п. Не препятствует этому и собственная заинтересованность в исходе дела, поэтому нельзя возражать против допроса свидетеля по мотиву его заинтересованности. Названные обстоятельства должны, однако, учитываться при оценке показаний свидетеля, поэтому в начале допроса председательствующий должен спросить свидетеля о его отношении к лицам, участвующим в деле (ст. 177 ГПК).

Не имеет также значения, был ли свидетель кем-либо намеренно привлечен к восприятию свидетельствуемого обстоятельства или оказался в таком положении случайно.

Показания свидетелей: Видео

Опубликовано / Август 20, 2018
Рубрики:
Блог