Законов и обычаев войны

59. Законы и обычаи войны.

Международное гуманитарное право – отрасль международного права, принципы и нормы которой в целях ограничения бедствий войны определяют недопустимые методы и средства ведения военных действий и защищают жертв войны.

Правила ведения военных действий, которые часто именуют по-старому — «законы и обычаи войны», представляют собой совокупность принципов и норм, устанавливающих ограничения в использовании военных методов и средств. Эту часть международного гуманитарного права именуют также правом войны (jus in bellum) и правом Гааги. Последнее наименование объясняется тем, что основные принципы и нормы такого рода содержатся в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг.

Первый принцип сформулирован в приложении к четвертой Гаагской конвенции 1907 г. следующим образом: «Право воюющих на выбор средств нанесения вреда неприятелю не является неограниченным». Этот принцип был подтвержден первым Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям в 1977 г. (п. 1 ст. 35). Другой принцип сформулирован еще в Петербургской декларации 1868 г. – принцип недопустимости причинения излишних страданий.

Методы ведения военных действий.

Вероломство и военные хитрости. Международное гуманитарное право издавна запрещает вероломство, под которым понимается невыполнение обещания, данного противнику. Примером может служить поднятие белого флага как знака капитуляции в целях приближения к противнику и последующего применения оружия или использование знаков Красного Креста для защиты военных объектов. Первый Дополнительный протокол подтвердил норму: «Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству» (п. 1 ст. 37).

Акт капитуляции воинской части должен быть ясно выражен. Фактическое прекращение военных действий или отступление части не предоставляет соответствующих прав.

В отличие от вероломства военные хитрости считаются правомерными. Они отличаются от вероломства тем, что не нарушают обещания, данного противнику. Наиболее распространенная хитрость – маскировка. В годы Великой Отечественной войны Советская армия активно использовала, например, такую хитрость, как строительство ложных аэродромов.

Пощада. Первый Дополнительный протокол подтвердил обычную норму, запрещающую непредоставление противнику пощады. В нем говорится: «Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе» (ст. 40).

Бомбардировки играют все более важную роль среди методов ведения войны. С учетом широты действия они довольно детально регламентируются правом. Основной принцип состоит в том, что они должны быть направлены на военные, а не на гражданские объекты и не должны быть «неизбирательными». Это вытекает из принципа, закрепленного еще Петербургской декларацией 1868 г., который ограничил законную цель войны ослаблением вооруженных сил противника.

Первый Дополнительный протокол установил недопустимость нападения на объекты, необходимые для выживания гражданского населения (ст. 54).

Экологические методы и средства ведения военных действий. Военные действия всегда наносят вред природе. Этот, так сказать, побочный эффект следует отличать от воздействия специально предназначенных для этого методов и средств. Достижения науки и техники открыли в этом плане почти неограниченные возможности. Речь идет о геофизических методах и средствах ведения войны. Можно вызвать ливневые дожди и затопить большие площади, породить волны цунами, создать над определенным районом «озоновую дыру», вызвать землетрясение и др.

Использование экологических методов и средств ведения военных действий уже имело место.

После этого появился термин «экоцид» по аналогии с геноцидом. Под этим понимаются преступные действия, наносящие большой ущерб природе.

В 1977 г. ООН приняла Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования техники, изменяющей окружающую среду. Запрещенная техника определена как любая техника, предназначенная для изменения динамики, композиции или структуры Земли, включая биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу или космическое пространство.

Конвенция запретила применение геофизических методов и средств войны, но не установила общей нормы, запрещающей нанесение экологического вреда в ходе военных действий. Это было сделано первым Дополнительным протоколом 1977 г., обязавшим воюющих оберегать природную среду от причинения ей обширного, долговременного и серьезного ущерба (ст. 55).

Подводная война. Методы ведения войны с использованием подводных лодок создают ряд сложных проблем для гуманитарного права. Основная порождена практикой потопления торговых судов без предупреждения при осуществлении морской блокады противника. С учетом опыта Первой мировой войны в 1936 г. был подписан Лондонский протокол о ведении военных действий подводными лодками. Было установлено, что подводные лодки не должны топить торговые суда, не обеспечив безопасность пассажиров, команды и документов, за исключением случаев, когда судно отказывается остановиться для досмотра.

Во время Второй мировой войны стремление ослабить производственный потенциал противника привело к неограниченной подводной войне. Введение практики военных конвоев сделало требование предупреждения нереальным. В целом в подводной войне с учетом ее специфики должны применяться общие нормы гуманитарного права.

ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ» в других словарях:

Законы и обычаи войны — (англ. laws and customs of war) система взаимосвязанных принципов и норм международного права, устанавливающих права и обязанности воюющих сторон и нейтральных государств в связи с вооруженным конфликт … Энциклопедия права

ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ — система принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами по вопросам, связанным с ведением войны. Ограничивая выбор средств и методов вооруженной борьбы, запрещая применение наиболее жестоких из них, устанавливая… … Юридическая энциклопедия

Законы и обычаи войны — совокупность международных правовых норм и моральных принципов, регулирующих права и обязанности воюющих сторон и нейтральных государств во время войны. Имеют целью устранение наиболее жестоких форм ведения военных действий, улучшение участи… … Словарь черезвычайных ситуаций

Законы и обычаи войны — Заседание Гаагской конференции 1907 г. Международное гуманитарное право совокупность международно правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с… … Википедия

ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ — – совокупность международно правовых норм, регулирующих отношения между воюющими государствами, а также между воюющими и нейтральными государствами во время войны. Государства, нарушившие 3. и о. в., несут политическую и материальную… … Советский юридический словарь

Законы и обычаи войны — ЗАКÓНЫ И ОБЫ́ЧАИ ВÓЙНЫ, в междунар. праве совокупность норм междунар. соглашений и конвенций, регулирующих взаимоотношения воюющих сторон, а также воюющих сторон и нейтральных гос в во время войны. Направлены на устранение наиболее жестоких… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Законы и обычаи войны — в международном праве правила ведения войны, установленные обычно многосторонними соглашениями между государствами. Направлены на устранение наиболее жестоких способов ведения войны, на защиту мирного населения в условиях военных действий … Большая советская энциклопедия

законы и обычаи войны — совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами по вопросам, связанным с ведением войны. Ограничивая выбор средств и методов вооруженной борьбы, запрещая наиболее жестокие из них, устанавливая… … Большой юридический словарь

ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ — система принципов и норм международного права, регулирующих отношения между государствами по вопросам, связанным с ведением войны. Ограничивая выбор средств и методов вооруженной борьбы, запрещая применение наиболее жестоких из них, устанавливая… … Энциклопедический словарь экономики и права

ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ — свод международно правовых принципов и норм, регламентирующих пространственные пределы военных действий, права и обязанности воюющих и нейтральных государств, средства и методы военных действий и так далее. Нормы и принципы закреплены в… … Морской энциклопедический справочник

Законов и обычаев войны

Каримов Фарух Бахриддинович, аспирант Дипломатической академии МИД РФ.

Современное международное право признает агрессивные войны преступлением против мира и предписывает государствам воздерживаться от применения силы или угрозы силой при разрешении споров или конфликтных ситуаций между ними. Нормы цивилизованных межгосударственных отношений предусматривают применение в подобного рода случаях принципа мирного разрешения международных споров. Данный принцип впервые был четко закреплен в принятом в 1928 г. Парижском договоре о воспрещении войны в качестве орудия национальной политики (пакте Бриана — Келлога). В ст. 1 пакта прямо указывалось: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они ни были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах»1. Принятый в 1945 г. Устав ООН закрепил принцип мирного разрешения международных споров в качестве одного из основополагающих императивных правил современного международного права. В соответствии с п. 3 ст. 2 Устава все члены ООН обязываются решать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность. Позднее данное правило получило отражение в нормах Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970) и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975). Главное содержание принципа мирного разрешения международных споров составляет обязанность государств использовать переговоры, консультации, процедуры примирения (согласительные процедуры), международный арбитраж, прибегать к судебному разбирательству в случае возникновения споров или конфликтных ситуаций2.

Под вооруженным конфликтом международного характера принято понимать вооруженное столкновение между государствами. В отличие от него конфликт немеждународного характера определяется как вооруженное столкновение между антиправительственными вооруженными формированиями с вооруженными силами правительства, происходящее на территории какого-либо одного государства3.

Законы и обычаи войны сформировались и получили международно-правовое закрепление не сразу. Они имеют длительную историю своего развития. Известно, например, что уже в древнем индийском историческом памятнике — Законах Ману — содержались положения, касающиеся ограничений в способах ведения войны. Этими законами запрещалось употреблять отравленное оружие, убивать безоружных, пленных, спящих и раненых. Победитель, согласно Законам Ману, обязан был быть умеренным в своих требованиях к побежденному. Примерно такие же правила ведения военных действий были установлены в городах-государствах Древней Греции.

Там же существовала обычная норма (обычай), в соответствии с которой война не должна была начинаться без ее объявления. Военные обычаи Древнего Рима достаточно строго регламентировали правила начала военных действий, объявления перемирия и заключения мира. Но ими военное насилие практически не ограничивалось: разрешалось убивать безоружных и обращать в рабство не только военнопленных, но и мирное население завоеванных территорий. Период феодальных войн характеризуется еще большей суровостью. Армии феодальных государств не проводили никаких различий между воинами и мирным населением. Пленные обращались в рабство, судьба раненых и больных не волновала победителей. Стало правилом предавать захваченные города и селения массовому разграблению. Появление наемных армий в период абсолютизма привело к еще большему ужесточению обычаев войны. Сожжение целых городов и сел, отдача их на разграбление войскам стало повсеместным. И это понятно: наемники содержались не только за счет казны, но и за счет узаконенного грабежа на войне.

Однако к середине XVII в., после разорительной и крайне жестокой Тридцатилетней войны в Европе (1618-1648), стала постепенно складываться тенденция к ограничению военного произвола. Соглашениями между воюющими сторонами начинают устанавливаться нормы об обмене военнопленными, о гуманном отношении к раненым и больным.

Важно отметить, что заметный вклад в гуманизацию законов и обычаев войны внесла Россия. На Руси правила ведения войны были традиционно менее жестокими, чем в других государствах. Хорошо известна обычная для Древнерусского государства норма о заблаговременном объявлении войны (например, изречение князя Святослава — «хочю на вы итти»). В период правления Петра I устанавливается, что режим военного плена распространяется на комбатанта (от франц. сombattant — сражающийся, воин) — военнослужащего регулярной армии и на партизана, воюющего в составе иррегулярных сил. Устав Воинский 1716 г. категорически запрещал убивать пленных после капитуляции гарнизона или воинской части, им же устанавливалась смертная казнь за разграбление неприятельских городов и сел, занятых без сопротивления. Впервые появляется требование сохранять школы, больницы, церкви, частные здания в населенных пунктах, занимаемых русскими войсками. В этот же период были установлены правила гуманного отношения к раненым, больным, к старикам, женщинам и детям, а также строгие меры наказания за отступление от этих правил.

Возникновение современного международного права внесло существенные изменения в законы и обычаи войны. Уже к середине XIX в. в отношениях между государствами складывается система правил, в соответствии с которыми военное насилие может применяться только к комбатантам; военнопленные рассматриваются в качестве временно задерживаемых лиц (чтобы не усиливать военный потенциал противника); государства должны заботиться о раненых и больных неприятеля, оказывать покровительство его военно-медицинскому персоналу. Устанавливается норма, запрещающая применять вооруженные силы против мирного населения. Военная оккупация определяется как временное занятие территории противника; оккупирующее государство не приобретает суверенных прав на захваченную им территорию; оно обязано уважать местные законы, традиции и обычаи.

В конце XIX — начале XX в. осуществляется кодификация (т.е. объединение действующих правовых актов в стройную, внутренне согласованную систему) законов и обычаев войны. Наиболее важными международными документами, в которых нашли отражение законы и обычаи войны того периода, были Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг.

Смотрите так же:

  • Льготы по налогам рк Налоговые льготы Инвалидам, а также организациям, в которых работают инвалиды, государством предусмотрены налоговые льготы. В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.133 НК РК налогоплательщик имеет право на уменьшение […]
  • Ситуации в которых проявляется закон синергии Юридическая консультация. Телефон: +7 920-985-9888. 3.2. Закон синергии. Способность организации к деятельности и ее потенциал определяют в основном следующие элементы: производительность, микроклимат в коллективе, […]
  • Займ под материнский капитал в белгороде Займ под материнский капитал в белгороде У вас родился ребенок, и вы получили материнский сертификат? Воспользуйтесь материнским капиталом уже сейчас для строительства дома! Не ждите 3 года! Правительство […]
  • Субъект преступления в криминалистике Субъект преступления в криминалистике Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-24978 от 05.07.2006 г. Подписной индекс №42457 Периодичность - 1 раз в месяц. Адрес редакции: 305008, г.Курск, Бурцевский проезд, […]
  • Приказ как источник права Источники права В первой главе мы уже говорили, что одно из значений слова право - это все правила поведения (их еще называют “нормами права”, от латинского norma, т.е. правило), которые установило государство. Тех, […]
  • Найди правило по которому записаны три числа в каждой рамке 9 ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (продолжение) (12 ч) Умножение и деление (44 ч) Итоговое повторение (8 ч) Раскрытие новых приемов вычислений чередуется с ознакомлением детей с новыми […]

На созванной по инициативе России первой Конференции мира в Гааге (1899) были подписаны три конвенции: а) о мирном разрешении международных споров; б) о законах и обычаях сухопутной войны; в) о применении к морской войне начал Женевской конвенции 1864 г.

Таким образом, в конце XIX в. были зафиксированы исторически сложившиеся мирные средства разрешения международных споров, определены запрещенные методы ведения войны. Вместе с тем положения конвенций не решали всего комплекса задач, связанных с кардинальными ограничениями применения военной силы, тем более что к этому времени было оформлено договорами создание в Европе двух группировок империалистических государств — будущих участников Первой мировой войны.

На второй Гаагской конференции (1907) рассматривался российский проект международной конвенции о законах и обычаях войны. В результате были пересмотрены три ранее принятые конвенции и сформулировано десять новых. Среди них наиболее значимыми для формирования международных законов и обычаев войны стали следующие Гаагские конвенции 1907 г. (в порядке номеров, употребляемых в международно-правовой литературе): I — о мирном разрешении международных споров; III — об открытии военных действий; IV — о законах и обычаях сухопутной войны, с входящим в ее состав приложением «Положение о законах и обычаях сухопутной войны».

Вместе с тем создатели первых международно-правовых актов о правилах ведения военных действий понимали, что далеко не все вопросы обеспечения защиты военнослужащих воюющих государств и мирного населения могут быть разрешены сразу в полной мере. Для определения правил действий государств и их вооруженных сил в период ведения военных действий огромное значение имеет знаменитая оговорка известного русского юриста-международника Ф.Ф. Мартенса (1845-1909) о том, что в случае наличия «пробелов» в правовых актах должны действовать общие принципы международного права, законы человечности и требования общественного сознания4.

Формулировка Ф.Ф. Мартенса оказалась настолько удачной, что вошла в преамбулы Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., а затем почти дословно воспроизведена в ст. 1 (п. 2) I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.5.

С течением времени международное сообщество принимало новые акты, направленные на регулирование законов и обычаев войны, совершенствовало действующие правила. Так, с учетом печального опыта Первой мировой войны, Женевским протоколом 1925 г. было запрещено применять на войне удушливые, ядовитые или другие подобные газы и бактериологические средства6. Лондонский протокол 1963 г. установил запрет подводным лодкам топить торговые суда без принятия мер к обеспечению безопасности экипажа и пассажиров7.

Однако наиболее значительные изменения в области международно-правового регулирования законов и обычаев войны произошли после Второй мировой войны. И это не случайно. Именно в ходе войны немецко-фашистские агрессоры и их союзники, а также японские милитаристы самым грубым образом попирали нормы Гаагских конвенций. К тому же обнаружилось, что многие актуальные вопросы соблюдения правил современной войны не были отражены в Конвенции 1907 г.

На состоявшейся в Женеве (21 апреля — 12 августа 1949 г.) дипломатической конференции, в работе которой приняли участие представители 59 стран, были разработаны и приняты следующие четыре конвенции:8

1. Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2. Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

3. Женевская конвенция 1949 г. об обращении с военнопленными;

4. Женевская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны.

В отличие от Гаагских конвенций 1907 г. («Гаагского права»), установивших правила проведения военных операций, Женевские конвенции («Женевское право») охраняет права и интересы военнослужащих, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участие в военных действиях. В этом их принципиальное различие. Но такое различие постепенно стирается и создается комплексное смешанное международное право, отражающее законы и обычаи современной войны9.

Нормы такого смешанного права нашли свое отражение в двух Дополнительных протоколах 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.10. Дополнительный протокол I касается защиты жертв международных вооруженных конфликтов. При этом под международным вооруженным конфликтом Протокол (п. 4 ст. 1) понимает и такие ситуации, в которых «народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение». Положения Дополнительного протокола II направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, т.е. тех, которые в соответствии с п. 1 ст. 1 Протокола происходят на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, находящимися под ответственным командованием и осуществляющими такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия. Важно подчеркнуть положения п. 2 ст. 1 Протокола, которые указывают, что его нормы не применяются к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, к таким, например, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами.

Таким образом, международно-правовая регламентация охватывает большой круг лиц (как военнослужащих, так и гражданского населения), подлежащих защите в период вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера. Но для того, чтобы нормы международного права осуществлялись в полной мере, необходима определенная деятельность правительств, направленная на фактическое выполнение, то есть имплеминтацию принятых ими международных обязательств, в том числе и в сфере исполнения законов и обычаев войны.

Современные исследователи выделяют 4 формы имплементации: соблюдение, исполнение, использование и применение11. Сущность соблюдения состоит в том, что государство и его должностные лица (в том числе и военнослужащие) должны воздерживаться от совершения определенных действий, запрещенных международным правом. Исполнение состоит в обязанности указанных субъектов международного права совершать активные действия, предусмотренные законами и обычаями войны. Использование предполагает возможность совершать действия, которые дозволены международным правом. Применение законов и обычаев войны представляет собой осуществление государством в лице его органов, граждан, находящихся на военной службе, своих полномочий при решении конфликтных вопросов в соответствии с правовыми предписаниями. Однако такие международно-правовые предписания применяются многими странами не непосредственно, а только после того, как им будет придан статус внутригосударственного общеобязательного права.

В отличие от них Российская Федерация, как и ряд других стран, признает примат международного права над внутригосударственным и провозглашает ратифицированные международные договоры частью ее внутреннего права. В нашем государстве много делается для того, чтобы нормы национального законодательства привести в соответствие с ратифицированными международно-правовыми актами, регулирующими порядок ведения военных действий и меры защиты жертв войны и гражданского населения.

Так, в законах «Об обороне», «О гражданской обороне»12, «О безопасности»13 содержатся положения, указывающие, что законодательную основу обеспечения указанных сфер деятельности Российской Федерации наряду с национальным правом составляют международные договоры и соглашения, участником которых является Россия. В нормативных актах, определяющих правовой статус военнослужащих Вооруженных Сил, Министерства внутренних дел РФ и сотрудников милиции (в законах «О статусе военнослужащих», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О милиции»)14, прямо определяется, что важнейшими принципами их деятельности являются гуманизм, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Существенное значение для практического воплощения в жизнь норм законов и обычаев войны Вооруженными Силами РФ имеет приказ Министра обороны № 75 от 19 февраля 1990 г., которым доведены до сведения всех военнослужащих требования Женевских конвенций о защите жертв войны и Дополнительных протоколов к ним. Этим же приказом введено в действие Руководство по применению Вооруженными Силами норм международного гуманитарного права (так, в приказе названы действующие законы и обычаи войны).

Конечно, далеко не все вопросы применения законов и обычаев войны нашли отражение в законодательстве РФ. Не случайно Конституционный Суд России в своем постановлении от 31 июля 1995 г. рекомендовал парламенту России — Федеральному Собранию РФ — упорядочить законодательство об использовании Вооруженных Сил, а также урегулировать другие возникающие в условиях конфликтов вопросы, в том числе вытекающие из Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

На необходимость развития правовой базы деятельности военной организации Российского государства указывается в важнейших политических документах — Концепции национальной безопасности РФ и Военной доктрине РФ, в которых определяются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы строительства и применения Вооруженных Сил, соблюдению норм международного права и национального законодательства при осуществлении задач принудительного характера.

Безусловно, эффективность применения законов и обычаев войны напрямую зависит от степени их знания каждым военнослужащим. Российским законодательством установлено, что обязанность военнослужащих — знать и уметь применять указанные международно-правовые нормы. Так, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. в числе ох общих обязанностей называет соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ (ст. 26), а ст. 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ содержит прямое предписание каждому военнослужащему — знать и неукоснительно соблюдать правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, гражданским населением в районе боевых действий, а также военнопленными. Для осуществления этого требования в учебные программы общественно-государственной подготовки военнослужащих Вооруженных Сил РФ включено изучение соответствующего международно-правового материала.

В военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ преподается самостоятельный курс международного гуманитарного права. Серьезную практическую помощь командиром всех степеней призваны оказывать военные юристы, на которых в соответствии с приказом Министра обороны № 75 1990 г. возложены функции юридических советников.

Важную роль в осуществлении процесса инкорпорации законов и обычаев войны в законодательстве Российской Федерации сыграло установление национальным правом ответственности за их нарушение. Так, Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 января 1997 г., в качестве преступлений против мира и безопасности человечества определил планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353), применение запрещенных средств и методов войны (ст. 356), геноцид (ст. 357), экоцид (ст. 358), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360) и установил строгие меры ответственности за их совершение.

Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, 18 октября 1907 года

18-10-1907 Договор

с приложением: Положение о законах и обычаях сухопутной войны

Принимая во внимание, что наряду с изысканием средств к сохранению мира и предупреждению вооруженных столкновений между народами надлежит равным образом иметь в виду и тот случай, когда придется прибегнуть к оружию в силу событий, устранение которых при всем старании оказалось бы невозможным;

Желая и в этом крайнем случае служить делу человеколюбия и сообразоваться с постоянно развивающимися требованиями цивилизации;

Признавая, что для сего надлежит подвергнуть пересмотру общие законы и обычаи войны, как с целью более точного их определения, так и для того, чтобы ввести в них известные ограничения, которые, насколько возможно, смягчили бы их суровость;

Признали необходимым восполнить и по некоторым пунктам сделать более точными труды Первой Конференции Мира, которая, одушевляясь по примеру Брюссельской Конференции 1874 года этими началами мудрой и великодушной предусмотрительности, приняла постановления, имеющие предметом определить и установить обычаи сухопутной войны.

Постановления эти, внушенные желанием уменьшить бедствия войны, насколько позволят военные требования, предназначаются, согласно видам Высоких Договаривающихся Сторон, служить общим руководством для поведения воюющих в их отношениях друг к другу и к населению.

В настоящее время оказалось, однако, невозможным прийти к соглашению относительно постановлений, которые обнимали бы все возникающие на деле случаи;

С другой стороны, в намерения Высоких Договаривающихся Держав не могло входить, чтобы непредвиденные случаи, за отсутствием письменных постановлений, были предоставлены на произвольное усмотрение военноначальствующих.

Впредь до того времени, когда представится возможность издать более полный свод законов войны, Высокие Договаривающиеся Стороны считают уместным засвидетельствовать, что в случаях, не предусмотренных принятыми ими постановлениями, население и воюющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания.

Они объявляют, что именно в таком смысле должны быть понимаемы, в частности, статьи 1 и 2 принятого ими Положения.

Высокие Договаривающиеся Стороны, желая заключить для сего Конвенцию, назначили своими уполномоченными:

Каковые по представлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:

Договаривающиеся Державы дадут своим сухопутным войскам наказ, согласный с приложенным к настоящей конвенции Положением о законах и обычаях сухопутной войны.

Постановления упомянутого в ст.1 Положения, а равно настоящей конвенции обязательны лишь для договаривающихся Держав и только в случае, если все воюющие участвуют в конвенции.

Воюющая Сторона, которая нарушит постановления сказанного Положения, должна будет возместить убытки, если к тому есть основание. Она будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил.

Настоящая конвенция, надлежащим образом ратификованная, заменит в отношениях между Договаривающимися Державами, Конвенцию 29 июля 1899 года о законах и обычаях сухопутной войны.

Конвенция 1899 года остается в силе в отношениях между Державами, которые ее подписали и которые не ратификуют равным образом и настоящей конвенции.

Настоящая конвенция будет ратификована в возможно скором времени.

Ратификации будут сданы на хранение в Гаагу.

О первой сдаче на хранение ратификаций составляется протокол, подписываемый Представителями Держав, которые в этом участвуют, и Нидерландским Министром Иностранных Дел.

Последующие сдачи на хранение ратификаций совершаются посредством письменных оповещений, направляемых Нидерландскому Правительству и сопровождаемых актами ратификации.

Засвидетельствованная копия с протокола о первой сдаче на хранение ратификаций, с оповещений, упомянутых в предшествующей части статьи, а равно с актов ратификации немедленно передается при посредстве Нидерландского Министра Иностранных Дел и дипломатическим путем Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира, а равно другим Державам, присоединившимся к Конвенции. В случаях, указанных в предшествующей части статьи, сказанное Правительство сообщает им в то же время день, в который оно получило оповещение.

Державам, настоящую конвенцию не подписавшим, предоставляется право присоединиться к ней.

Держава, которая желает присоединиться, письменно извещает о своем намерении Нидерландское Правительство, пере давая ему акт присоединения, который будет храниться в архиве сказанного Правительства.

Это Правительство немедленно передает всем другим Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира, засвидетельствованную копию оповещения, а равно акта присоединения, указывая день, когда оно получило оповещение.

Настоящая конвенция вступит в силу в отношении Держав, участвовавших в первой сдаче на хранение ратификации, шестьдесят дней спустя после дня протокола этой сдачи, а в отношении Держав, которые ратификуют позднее или присоединятся, шестьдесят дней после того, как оповещение о их ратификации или о их присоединении будет получено Нидерландским Правительством.

В случае если бы одна из договаривающихся Держав пожелала отказаться от настоящей конвенции, об этом отказе письменно оповещается Нидерландское Правительство, которое немедленно сообщает засвидетельствованную копию оповещения всем другим Державам, уведомляя их о дне, когда оно его получило.

Этот отказ будет действительным лишь в отношении Державы, сделавшей о нем оповещение, и лишь год спустя после того, как оповещение было получено Нидерландским Правительством.

Список, составляемый в Нидерландском Министерстве Иностранных Дел, будет заключать указание дня сдачи на хранение ратификаций, произведенной согласно статье 5, части 3 и 4, а равно дней, в которые будут получены оповещения о присоединении (статья 6, часть 2) и об отказе (статья 8, часть I).

Каждая договаривающаяся Держава может знакомиться с этим списком и просить о выдаче засвидетельствованных к опий.

В удостоверение сего уполномоченные подписали настоящую конвенцию.

Учинено в Гааге, восемнадцатого октября тысяча девятьсот седьмого года, в одном экземпляре, который будет храниться в архиве Нидерландского Правительства и засвидетельствованные копии коего будут сообщены дипломатическим путем Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира.

Приложение к Конвенции

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКОНАХ И ОБЫЧАЯХ СУХОПУТНОЙ ВОЙНЫ

О том, кто признается воюющим

Военные законы, права и обязанности применяются не только к армии, но также к ополчению и добровольческим отрядам, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:

1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

3) отк рыто носят оружие и

4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

Ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в ее состав, понимаются под наименованием армии.

Население незанятой территории, которое при приближении неприятеля добровольно возьмется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками и которое не имело времени устроиться, согласно статье 1, будет признаваться в качестве воюющего, если будет открыто носить оружие и будет соблюдать законы и обычаи войны.

Вооруженные силы воюющих сторон могут состоять из сражающихся и несражающихся. В случае захвата неприятелем как те, так и другие пользуются правами военнопленных.

Военнопленные находятся во власти неприятельского Правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен.

С ними надлежит обращаться человеколюбиво.

Все, что принадлежит им лично, за исключением оружия, лошадей и военных бумаг, остается их собственностью.

Вое ннопленные могут быть подвергнуты водворению в городе, крепости, лагере или каком-либо другом месте с обязательством не удаляться за известные определенные границы; но собственно заключение может быть применено к ним лишь как необходимая мера безопасности и исключительно пока существуют обстоятельства, вызывающие эту меру.

Государство может привлекать военнопленных к работам сообразно с их чином и способностями, за исключением офицеров. Работы эти не должны быть слишком обременительными и не должны иметь никакого отношения к военным действиям.

Военнопленным может быть разрешено работать на государственные установления, за счет частных лиц или лично от себя.

Работы, производимые для Государства, оплачиваются по расчету цен, существующему для чинов местной армии, за исполнение тех же работ, а если такого расчета нет, то по ценам, соответственным произведенным работам.

Если работы производятся на государственные установления или за счет частных лиц, то условия их определяются по соглашению с военной властью.

Заработок пленных назначается на улучшение их положения, а остаток выдается им при освобождении, за вычетом расходов по их содержанию.

Содержание военнопленных возлагается на Правительство, во власти которого они находятся.

Если между воюющими не заключено особого соглашения, то военнопленные пользуются такой же пищей, помещением и одеждой, как войска Правительства, взявшего их в плен.

Военнопленные подчиняются законам, уставам и распоряжениям, действующим в армии Государства, во власти коего они находятся. Всякое неповиновение с их стороны дает право на применение к ним необходимых мер строгости.

Лица, бежавшие из плена и задержанные ранее, чем успеют присоединиться к своей армии, или ранее, чем покинут территорию, занятую армией, взявшей их в плен, подлежат дисциплинарным взысканиям.

Военнопленные, удачно совершившие побег и вновь взятые в плен, не подлежат никакому взысканию за свой прежний побег.

Каждый военнопленный обязан на поставленный ему вопрос объявить свое настоящее имя и чин, и в случае нарушения этого правила он подвергается ограничению тех преимуществ, которые предоставлены военнопленным его разряда.

Военнопленные могут быть освобождаемы на честное слово, если это разрешается законами их страны, и в таком случае обязаны с ручательством личною своею честью добросовестно исполнить принятые ими на себя обязательства как в отношении собственного Правительства, так и Правительства, взявшего их в плен.

В этом случае их собственное Правительство обязывается не требовать, не принимать от них никаких услуг, противных данному ими слову.

Военнопленный не может быть принуждаем к освобождению на честное слово; равно и неприятельское Правительство не обязано давать согласие на просьбу пленного об освобождении его на честное слово.

Каждый военнопленный, отпущенный на честное слово и затем вновь взяты й в действиях с оружием в руках против того Правительства, перед коим он обязался честью, или против союзников последнего, теряет права, предоставленные военнопленным, и может быть предан суду.

Лица, сопровождающие армию, но не принадлежащие собственно к ее составу, как-то: газетные корреспонденты и репортеры, маркитанты, поставщики, в том случае, когда будут захвачены неприятелем и когда последний сочтет полезным задержать их, пользуются правами военнопленных, если только имеют удостоверение от военной власти той армии, которую они сопровождали.

С открытия военных действий в каждом из воюющих Государств, а также и в нейтральных Государствах, в том случае, если они приняли на свою территорию воюющих, учреждается справочное бюро о военнопленных. Бюро это, имеющее назначением давать ответы на все запросы, касающиеся военнопленных, получает от различных подлежащих учреждений все сведения относительно водворения и перемещения, освобождения на честное слово, обмена, побегов, поступления в госпиталь, смерти, а равно другие сведения, требуемые для составления и своевременного исправления именной карточки о каждом военнопленном. Бюро обязано заносить на нее номер, имя и фамилию, возраст, место происхождения, чин, войсковую часть, день и место взятия в плен, водворения, получения ран и смерти, а равно все особые замечания. Именная карточка передается Правительству другого воюющего Государства после заключения мира.

Справочное бюро обязано равным образом собирать и хранить в одном месте, а также пересылать по принадлежности все вещи, служащие для личного пользования, ценности, письма и проч., которые будут найдены на поле битвы или останутся после пленных, освобожденных на честное слово, обмененных, бежавших ил и умерших в госпиталях и полевых лазаретах.

Общества для оказания помощи военнопленным, надлежаще учрежденные по законам их страны и имеющие задачей быть посредниками в делах благотворения, а также и их законно уполномоченные агенты для наиболее успешного выполнения своей человеколюбивой деятельности будут пользоваться всеми облегчениями со стороны воюющих в пределах, обусловленных военными требованиями и административными порядками. Уполномоченные этих обществ допускаются для раздачи пособий в места водворения пленных, равно как и на пункты остановок военнопленных, возвращаемых на родину, под условием предъявления именного разрешения, выданного военною властью, и дачи письменного обязательства подчиняться всем ее распоряжениям, касающимся порядка и безопасности.

Справочные бюро освобождаются от уплаты весового сбора. Письма, переводы, денежные суммы, равно как и почтовые посылки, адресуемые военнопленным или ими отправляемые, освобождаются от всех почтовых сборов как в странах отправления и назначения, так и в промежуточных странах.

Пожертвования и вспомоществования вещами, посылаемые для военнопленных, освобождаются от всех таможенных и других сборов, равно как от провозной платы по железным дорогам, состоящим в казенном управлении.

Военнопленные офицеры получают оклад, на который имеют право офицеры того же ранга страны, где они задержаны, под условием возмещения такового расхода их Правительством.

Военнопленным пре доставляется полная свобода отправления религиозных обрядов, не исключая и присутствия на церковных, по их обрядам, богослужениях, под единственным условием соблюдения предписанных военною властью мер порядка и безопасности.

Духовные завещания военнопленных принимаются на хранение и составляются на тех же основаниях, как и завещания военнослужащих местной армии. Те же правила соблюдаются относительно свидетельств о смерти, равно как и относительно погребения военнопленных, причем принимаются во внимание их чин и звание.

По заключении мира отсылка военнопленных на родину должна быть произведена в возможно близкий срок.

О больных и раненых

Обязанности воюющих сторон, относящиеся к уходу за больными и ранеными, определяются Женевскою конвенциею.

О военных действиях

О средствах нанесения вреда неприятелю, об осадах и бомбардировках

Воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю.

Кроме ограничений, установленных особыми соглашениями, воспрещается:

а) употреблять яд или отравленное оружие;

б) предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля;

в) убивать или ранить неприятеля, который, положив оружие или не имея более средств защищаться, безусловно сдался;

г) объявлять, что никому не будет дано пощады;

д) употреблять оружие, снаряды или вещества, способные причинять излишние страдания;

е) незаконно пользоваться парламентерским или национальным флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, равно как и отличительными знаками, установленными Женевскою конвенциею;

ж) истреблять или захватывать неприятельскую собственность, кроме случаев, когда подобное истребление или захват настоятельно вызывается военною необходимостью;

з) объявлять потерявшими силу, приостановленными или лишенными судебной защиты права и требования подданных противной стороны.

Равным образом воюющему запрещено принуждать подданных противной стороны принимать участие в военных действиях, направленных против их страны, даже в том случае, если они были н а его службе до начала войны.

Военные хитрости и употребления способов, необходимых к получению сведений о неприятеле и о местности, признаются дозволенными.

Воспрещается атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения.

Начальник нападающих войск ранее, чем приступить к бомбардированию, за исключением случаев атаки открытою силою, должен сделать все от него зависящее для предупреждения о сем властей.

При осадах и бомбардировках должны быть приняты все необходимые меры к тому, чтобы щадить, насколько возможно, храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники, госпитали и места, где собраны больные и раненые, под условием, чтобы таковые здания и места не служили одновременно военным целям.

Осаждаемые обязаны обозначить эти здания и места особыми видимыми знаками, о которых осаждающие должны быть заранее поставлены в известность.

Воспрещается отдавать на разграбление город или местность, даже взятые приступом.

Лазутчиком может быть признаваемо только такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне.

Так, не считаются лазутчиками военные чины, которые в форме проникнут для собирания сведений в район действия неприятельской армии. Равно не считаются лазутчиками те военного и не военного звания лица, открыто исполняющие свои обязанности, которым поручена передача депеш по назначению в их собственную либо в неприятельскую армию. К этому же разряду принадлежат и лица, посылаемые на воздушных шарах для передачи депеш или вообще для поддержания сообщений между различными частями армии или территории.

Лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда.

Лазутчик, возвратившийся в свою армию и впоследствии взятый неприятелем, признается военнопленным и не подлежит никакой ответственности за прежние свои действия как лазутчик.

Парламентером считается лицо, уполномоченное одной из воюющих Сторон вступить в переговоры с другою и являющееся с белым флагом. Как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности.

Начальник войск, к которому послан парламентер, не обязан принять его при всяких обстоятельствах.

Он может принять все необходимые меры, дабы воспрепятствовать парламентеру воспользоваться возложенным на него поручением для собирания сведений.

Он имеет право в случае злоупотреблений со стороны парламентера временно его задержать.

Парламентер теряет право на неприкосновенность, если будет положительным и несомненным образом доказано, что он воспользовался своим привилегированным положением для подговора к измене или для ее совершения.

При заключении между договаривающимися сторонами капитуляций д олжны быть принимаемы во внимание правила воинской чести.

Заключенные капитуляции должны быть в точности соблюдаемы обеими сторонами.

Перемирие приостанавливает военные действия по взаимному соглашению воюющих сторон. Если срок перемирия не был установлен, то воюющие могут во всякое время возобновить военные действия, с тем, однако, чтобы неприятель был предупрежден об этом заблаговременно, согласно условиям перемирия.

Перемирие может быть общим или местным. Первое приостанавливает повсюду военные действия между воюющими Государствами; второе только между известными частями воюющих армий и на определенном пространстве.

Подлежащие власти и войска должны быть официальным образом и своевременно извещены о перемирии. Военные действия приостанавливаются или немедленно по объявлении перемирия, или же в условленный срок.

От договаривающихся сторон зависит определить в условиях перемирия, какие отношения к населению и между сторонами могут иметь место на театре войны.

Всякое существенное нарушение перемирия одною из сторон дает право другой отказаться от него и даже, в крайнем случае, немедленно возобновить военные действия.

Нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если бы таковые случились.

О военной власти на территории неприятельского государства

Территория признается занятою, если она действительно находится во власти неприятельской армии.

Занятие распространяется лишь на те области, где эта власть установлена и в состоянии проявлять свою деятельность.

С фактическим переходом власти из рук законного Правительства к занявшему территорию неприятелю последний обязан принять все зависящие от него меры к тому, чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы, буде к тому не встретится неодолимого препятствия.

Воюющему воспрещается принуждать население занятой области давать сведения об арм ии другого воюющего или о его средствах обороны.

Воспрещается принуждать население занятой области к присяге на верность неприятельской Державе.

Честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозные убеждения и отправление обрядов веры, должны быть уважаемы.

Частная собственность не подлежит конфискации.

Грабеж безусловно воспрещается.

Если неприятель взимает в занятой им области установленные в пользу Государства налоги, пошлины и денежные сборы, то он обязан делать это, по возможности сообразуясь с существующими правилами обложения и раскладки их, причем на него ложится проистекающая из сего обязанность нести расходы по управлению занятой областью в размерах, в каких обязывалось к сему законное Правительство.

Взимание неприятелем в занятой им области других денежных сборов, сверх упомянутых в предыдущей статье, допускается только на нужды армии или управления этой областью.

Никакое общее взыскание, денежное или иное, не может быть налагаемо на все население за те деяния единичных лиц, в коих не может быть усмотрено солидарной ответственности населения.

Никакая контрибуция не должна быть взимаема иначе как на основании письменного распоряжения и под ответственностью начальствующего генерала.

Сбор оной должен по возможности производиться согласно правилам обложения и раскладки существующих налогов.

По каждой контрибуции плательщикам должна выдаваться расписка.

Реквизиции натурой и повинности могут быть требуемы от общин и жителей лишь для нужд занявшей область армии. Они должны соответствовать средствам страны и быть такого рода, чтобы они не налагали на население обязанности принимать участие в военных действиях против своего отечества.

Эти реквизиции и повинности могут быть требуемы лишь с разрешения военачальника занятой местности.

Натуральные повинности должны быть по возможности оплачиваемы наличными деньгами; в противном случае они удостоверяются расписками, и уплата должных сумм будет произведена возможно скорее.

Армия, занимающая область, может завладеть только деньгами, фондами и долговыми требованиями, составляющими собственность Государства, складами оружия, перевозочными средствами, магазинами и запасами провианта и вообще всей движимой собственностью Государства, могущей служить для военных действий.

Все средства, приспособленные для передачи сведений на суше, на море и по воздуху, для перевозки лиц и вещей, за исключением случаев, подлежащих действию морского права, склады оружия и вообще всякого рода боевые припасы, даже если они принадлежат частным лицам, также могут быть захвачены, но подлежат возврату с возмещением у бытков по заключении мира.

Подводные кабели, соединяющие занятую территорию с территорией нейтральной, захватываются или уничтожаются лишь в случаях крайней необходимости. Они должны быть равным образом возвращены, а возмещение убытков производится по заключении мира.

Государство, занявшее область, должно признавать за собою лишь права управления и пользовладения по отношению к находящимся в ней и принадлежащим неприятельскому Государству общественным зданиям, недвижимостям, лесам и сельскохозяйственным угодьям. Оно обязано сохранять основную ценность этих видов собственности и управлять ими согласно правилам пользовладения.

Собственность общин, учреждений церковных, благотворительных и образовательных, художественных и научных, хотя бы принадлежащих Государству, приравнивается к частной собственности.

Всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение подобных учреждений, исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещаются и должны подлежать преследованию.

Опубликовано / Май 29, 2018
Рубрики:
Блог