Закон об особо ценные земли

Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

СТ 79 ЗК РФ

1. Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

2. Утратил силу с 5 января 2005 г.

3. Утратил силу с 5 января 2005 г.

4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

5. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Комментарий к Статье 79 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья закрепляет особый статус сельскохозяйственных угодий как наиболее плодородных земель. Такое приоритетное значение сельскохозяйственных угодий подчеркивается необходимостью обеспечения их особой охраны, а также принципом использования исключительно по целевому назначению. Подобный подход во многом демонстрирует наследование принципов законодательства советского периода .
———————————
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РСФСР от 1 июля 1970 г. (Ведомости ВС РСФСР. 1970. N 28. Ст. 581) специальной охране подлежали сельскохозяйственные угодья, особенно орошаемые и осушенные земли.

В литературе встречается мнение, что принципиальными отличиями сельскохозяйственных угодий от несельскохозяйственных являются порядок установления и содержание их правового режима . Данный довод находит свое подтверждение в законодательстве. Так, согласно ч. 6 ст. 36 ГрК РФ для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается. Использование таких земельных участков должно определяться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7 ст. 36 ГрК РФ). Вместе с тем до настоящего времени специальный федеральный закон, определяющий порядок использования сельскохозяйственных угодий, не принят. Однако в отсутствие соответствующего правового регулирования на федеральном уровне образовавшийся правовой пробел в отдельных случаях восполняется региональным законодательством .
———————————
См.: Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. Волгоград: Альянс, 2006. С. 365.

См., напр.: Закон Московской области от 12 июня 2004 г. N 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2004. 26 июня. N 117.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 г. (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 г.) указано, что до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности. При этом сделан вывод, что изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Законодателем установлен приоритет в использовании сельскохозяйственных угодий, что указывает на то, что сельскохозяйственные угодья составляют часть земель сельскохозяйственного назначения, используемую для производства сельскохозяйственной продукции . При этом следует обратить внимание, что само по себе определение сельскохозяйственных угодий в комментируемой статье не приводится, поскольку законодатель данное понятие раскрывает с применением метода перечисления видов таких угодий, к которым относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). В связи с этим в литературе не только отмечается необходимость закрепления на законодательном уровне понятия «сельскохозяйственное угодье» , но и предпринимаются попытки его сформулировать .
———————————
См.: Левахин В.Г., Бакирова Р.Т. Понятие и сущность сельскохозяйственных угодий как объектов гражданских прав // Право и политика. 2007. N 11.

См.: Голышев Н.А. Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения // Адвокатская практика. 2010. N 2.

Крассов О.И. Юридическое понятие «земельный участок» // Экологическое право. 2004. N 2.

Одним из законодательных инструментов, направленных на сохранение сельскохозяйственных угодий, является ограниченный перечень случаев, при которых допускается перевод сельскохозяйственных угодий в земли иных категорий (ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает возможность формирования субъектами Российской Федерации перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается. При этом субъектами Российской Федерации при формировании подобных перечней зачастую перечисляются конкретные земельные участки , а в отдельных случаях указываются и их обобщающие характеристики . В частности, в такие перечни могут быть включены и земельные участки, находящиеся в частной собственности. Так, Определением Верховного Суда РФ от 19 марта 2014 г. N 53-АПГ14-1 были признаны необоснованными требования собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения в части включения данного земельного участка в перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий, утвержденный Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 г. N 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», в связи с тем, что, принимая этот Закон, субъект Российской Федерации действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
———————————
См., напр.: Указ губернатора Оренбургской области от 30 июля 2013 г. N 755-ук «О перечне особо ценных земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области» // Оренбуржье. 2013. 8 авг. N 125; Закон Пермского края от 11 февраля 2008 г. N 195-ПК «О перечне земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в Пермском крае» // Собрание законодательства Пермского края. 2008. 31 марта. N 3.

См., напр.: Закон Ивановской области от 31 декабря 2002 г. N 110-ОЗ «Об отнесении земель сельскохозяйственного назначения к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям» // Собрание законодательства Ивановской области. 2003. 31 янв. N 2 (212); Закон Курской области от 11 февраля 2010 г. N 2-ЗКО «Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Курской области» // Курская правда. 2010. 18 февр. N 17, 18.

Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 комментируемой статьи, в другую категорию не допускается, за исключением следующих случаев:

— установление или изменение черты населенных пунктов;

— строительство дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

— выполнение международных обязательств Российской Федерации, обеспечение обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

— добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Таким образом, провозглашенное в ЗК РФ утверждение о невозможности использования особо ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей имеет свои исключения, предусмотренные Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в связи с чем можно утверждать об имеющемся несоответствии вышеуказанных положений законодательства.

Комментируемая статья также упоминает о возможности использования земельных долей. Такое использование осуществляется по правилам, предусмотренным Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», положениями которого предусматривается, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В частности, данным Законом установлены особенности совершения сделок с земельными долями (ст. 12) и порядок образования земельных участков в счет земельных долей (ст. ст. 13, 13.1).

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, провозгласила право частной собственности на землю и другие природные ресурсы (ст.36). Вместе с тем, долгое время не утихают споры о том, должны ли земля и другие природные ресурсы быть объектом купли-продажи.

Напомним, что после обсуждений Государственной Думой в 2001 году были приняты законы, разрешающие включение земельных участков в гражданский оборот – Земельный кодекс Российской Федерации, глава 17 Гражданского кодекса Российской Федерации «Право собственности и другие вещные права на землю».

Наиболее острым оставался вопрос об обороте особо ценных земель, к числу которых законодателем отнесены земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 6 п.1 ст.1 ЗК РФ). Здесь следует отметить, что ранее земли сельхозпредприятий (совхозов, колхозов), а это, в большей части, земли сельхозназначения, в результате приватизации были разделены между работниками указанных предприятий, но до 2002 года оборот таких земель фактически был запрещен. С принятием Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (вступил в действие 28.01.2003 г.) 1, призванного урегулировать отношения владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, такой запрет был снят. В результате земельные участки (доли) в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения стало возможным сдавать в аренду и даже отчуждать.

Однако, с целью недопущения вывода таких земель из сельскохозяйственного производства (для чего, собственно говоря, они и предназначены) и, принимая во внимание ценность земли такой категории, законодатель предусмотрел механизм ее продажи третьим лицам, не являющимся сособственниками. Так, согласно требованию закона, лицо, не являющееся сособственником земель, может приобрести земельную долю (участок) только после того, как от приобретения отказались сособственники, субъект РФ либо орган местного самоуправления (с учетом преимущественного права покупки указанных долей, предусмотренного ст.12 вышеназванного Закона).

Идея законодателя понятна: такой порядок введен для того, чтобы исключить отчуждение земельных участков помимо воли субъекта Федерации. Однако близорукость законодателя или незнание российской действительности свело на «нет» соответствующую норму закона.

Поясним: с земельными участками сельхозназначения произошла такая же история, как с недвижимым имуществом собственников комнат в коммунальных квартирах. Криминальные истории с фиктивными прописками, обменами, браками широко известны с момента принятия Гражданского кодекса РФ. Тем более удивительно, что, разрабатывая норму, ограничивающую возмездное отчуждение земельной доли сособственника, законодатель ни слова не сказал о порядке безвозмездного отчуждения данной доли. Этим он предоставил не совсем чистым на руку лицам право свободно приобретать сколь угодно большие земельные участки, минуя предусмотренный законом порядок возмездного приобретения земельных долей, посредством заключения безвозмездного договора дарения. Крайне важно, что в случае такого рода «дарения» соблюдение порядка уведомления сособственников не требуется.

Подобный способ «безвозмездного приобретения» земель сельскохозяйственного назначения первоначально успешно апробирован в одних (Московской области), а теперь получил широкое применение и в других регионах (Ленинградской области).

Обычно такие истории начинаются с предложения руководителю сельскохозяйственного предприятия, находящегося в преддверии банкротства, инвестировать денежные средства в развитие сельхозпредприятия. В обеспечение гарантий инвестиций юристы инвесторов требуют полного контроля над имуществом, имеющим ценность. В то же время единственное имущество, имеющееся у предприятия – земли сельскохозяйственного назначения, поделенные на множество долей сособственников.

После того, как принципиальное согласие руководителя получено, сам руководитель или его доверенное лицо, одновременно являющееся одним из владельцев земельной доли в данном предприятии, дарит (что, собственно говоря, не запрещено законом) свою земельную долю одному из лиц, входящих в состав инвестиционной компании. Затем данная сделка в установленном законом порядке проходит государственную регистрацию, и новый собственник небольшой земельной доли… объявляет о покупке земельных долей сособственников.

Объектом такого рода инвестиций обычно выступают сельхозпредприятия, находящиеся на грани банкротства, многочисленные сособственники, не получающие длительное время никаких доходов от владения своей долей. И совершенно очевидно, что они рады продать свою долю за предложенную сумму.

В результате в руках одного сособственника концентрируются огромные земельные участки сельскохозяйственного назначения. Казалось бы, такое положение дел можно приветствовать, однако, если не знаешь дальнейшего развития событий. На самом же деле, пока шли мероприятия по фактической скупке этих долей, об инвестициях и возрождении сельскохозяйственного предприятия инвесторы забывают, так как экономически выгодно на землях сельскохозяйственного назначения строить модные нынче коттеджи для «новых русских». Однако для того, чтобы начать строительство на данных участках, требуется перевод земли сельскохозяйственного назначения в другую категорию (что, впрочем, законом допускается – подп.4 п.1 ст.8 ЗК РФ и находится в компетенции органа государственной власти субъекта РФ). С этой целью из земельного участка сельхозназначения выделяется земельный участок необходимой площади, расположенный в непосредственной близости от населенного пункта, в правительство субъекта направляются «ходоки», которые обосновывают переводы небольшого участка земли под земли поселений. Учитывая стоимость земель под объекты недвижимости на черном рынке, найти чиновника, который «поможет» в решении данного вопроса, не составляет никакого труда…

Здесь следует учесть и то обстоятельство, что в ближайшее время вступает в силу новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым предусматривается создание муниципальных образований с администрациями, наделенными полномочиями по решению таких вопросов. Таким образом, перевод земель, сконцентрированных сейчас в одних руках, получит широкое применение.

Смотрите так же:

  • Заявление в фку ерц мо рф дайте пожалуйста образец заявления, для изменения банковских реквизитов на имя руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» Вот самый свежий вариантКОМУ: РУКОВОДИТЕЛЮ ФКУ ЕРЦ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФКУДА: 105066, г. Москва,ул. […]
  • Федеральный закон о детских организациях Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ"О государственной […]
  • Правила полётов воздушных судов Статья 79. Международные полеты воздушных судов Информация об изменениях: Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 79 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. Статья […]
  • Какое штраф за просроченные права Какой штраф за просроченные права В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ право на управление ТС прекращается с истечением срока действия водительского удостоверения. Если вы ездите […]
  • Полина осипенко суд Справочник судов Адрес: 682380,село имени Полины Осипенко, пер.Кербинский, 1 682380,село имени Полины Осипенко, пер.Кербинский, 1 До недавнего времени считалось, что в архиве администрации района имени Полины Осипенко […]
  • Департамент мирового суда Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области Правовая основа деятельности Правовая основа деятельности Правовая основа деятельности Конституция Российской Федерации, Федеральный […]

Юридически же в момент, когда все необходимые документы о переводе земельных участков из земель сельхозназначения в иные категории оформлены, налицо если не состав уголовно наказуемого деяния – мошенничества (ст.159 УК РФ), то все признаки притворной сделки, понятие которой содержится в ст.170 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Установление уголовной наказуемости деяния находится в компетенции правоохранительных органов, в то время как признание притворных сделок недействительными осуществляется в судебном порядке по инициативе заинтересованного лица (в данном случае субъекта РФ).

Казалось бы, из-за небольшой оплошности законодателя российское государство рискует остаться без особо ценных пахотных земель и так необходимой нам отечественной сельскохозяйственной продукции.

Представляется, что спасти данную ситуацию можно всего одной незамедлительной поправкой закона: решить вопрос о запрещении безвозмездного отчуждения земли или предусмотреть для безвозмездного отчуждения такой же порядок, как и для возмездного.

1) Нормы Закона не распространяются на участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельные участки под зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных участков регулируется ЗК РФ. Назад

13. Особо ценные земли

Перечень земельных участков, имеющих особую научную или историко-культурную ценность, указывает отличие этих земель от тех, которые именуются землями историко-культурного назначения (ст. 99 ЗК РФ). Обособление земель историко-культурного назначения в самостоятельный вид сделано в интересах размещенных на йих объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Обособление особо ценных земель в самостоятельную правовую категорию имеет целью установление особенностей правового режима особо ценных природных объектов (типичных и редких ландшафтов, сообществ растительных и животных организмов и др.). При этом под ландшафтами следует понимать рельеф земной поверхности, общий вид и характер местности, пейзаж, а под сообществами — группы растительных и живых организмов.

Сведения об особо ценных землях должны указываться в документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных удостоверяющих права на землю документах (п. 2 ст. 100 ЗК РФ).

Категория особо ценных земель имеет место в составе земель сельскохозяйственного назначения. К их числу ЗК РФ (п. 4 ст. 79) относит особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные земли опытно-производственных подразделений науч- но-псследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень.

Обязанности по сохранению особо ценных земель ЗК РФ возлагает на собственников таких участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Например, ГрК РФ возлагает на граждан и юридических лиц обязан- ность при осуществлении градостроительной деятельности не совершать действия, оказывающие вредное воздействие на окружающую природную среду, памятники истории и культуры, памятники природы, городские, сельские и природные ландшафты (ст. 20).

Статья 100 Земельного кодекса. Особо ценные земли

1. К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).

2. На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

Комментарии к ст. 100 ЗК РФ

1 — 2. Норма ст. 100 Кодекса имеет субсидиарный характер по отношению к иным нормам данной главы, поскольку собирает по остаточному принципу все те земли, которые по каким-либо причинам не приобрели статуса особо охраняемых территорий конкретного вида. Наиболее близким исходя из перечисленных признаков особо ценных земель является правовой режим памятников природы и объектов культурного наследия.

Данные земли не изымаются у их собственников, владельцев, пользователей.

Главный и необходимый признак особой ценности земель — особая научная или историко-культурная ценность расположенных на них природных или культурных объектов. Такого рода особая ценность объектов должна быть подтверждена. Речь не идет об издании правового акта о присвоении им особого статуса, поскольку в таком случае неизбежно встает вопрос о признании объектов памятниками природы, истории и культуры, образовании иной охраняемой территории. Достаточно того, что научная или историко-культурная ценность объектов является общеизвестным историческим, литературным, художественным фактом либо следует из традиций и обычаев народов, проживающих в данной местности, либо обоснована в научных исследованиях. Можно согласиться также с предложением считать особо ценными земли, на которых расположены объекты, связанные с историческими личностями или событиями .

См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юрайт-Издат, 2006.

Сведения о наличии на земельном участке такого объекта и связанных с этим обязанностях (обременениях) собственника, владельца, пользователя должны вноситься в кадастровые планы, в документы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и иные документы, удостоверяющие права на земельный участок. Только в этом случае на правообладателей земельных участков в полной мере распространяются обязанности по сохранению особо ценных земель, о которых говорится в данной статье. Конечно, в отсутствие достоверного подтверждения особой ценности объекта решение о наложении обременений на основе предложенных или иных критериев весьма оспоримо, а обязанность правообладателей земельных участков по сохранению таких земель носит скорее морально-этический характер.

К особо ценным могут быть отнесены земли, имеющие значение для выполнения международных обязательств Российской Федерации. В первую очередь это земельные участки, отвечающие критериям, определенным Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) и Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (1971 г.).

Объекты культурного наследия, включенные в Список всемирного наследия, признаются особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации и таким образом земли, на которых они располагаются, имеют историко-культурное назначение. Согласно Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, к природному наследию относятся: природные памятники, состоящие из физических и биологических образований, или групп таких образований, которые являются частью выдающегося мирового достояния с эстетической или научной точки зрения; геологические и физиогеографические образования и зоны, составляющие ареал исчезающий видов животных и растений, которые представляют выдающееся мировое достояние с точки зрения науки или сохранения природных черт; природные достопримечательные места или четко обозначенные природные участки, которые являются частью выдающегося мирового достояния с точки зрения науки, сохранения природных черт или естественной красоты. В список природных объектов, отнесенных к всемирному наследию, на территории Российской Федерации отнесены озеро Байкал, Девственные леса Коми, Вулканы Камчатки, Золотые горы Алтая и ряд других природных объектов. Правовой режим земель Байкальской природной территории урегулирован Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». В состав Байкальской природной территории входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру, а также прилегающая к озеру территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него. Однако поскольку озеро Байкал имеет индивидуальный охранный статус, то содержание комментируемой статьи Земельного кодекса было поглощено специально принятым федеральным законом. Другие объекты всемирного природного наследия охраняются посредством создания традиционных ООПТ, как, например, Золотые горы Алтая, где были образованы природные парки. Если же территории объекта всемирного природного наследия по каким-либо причинам не придан конкретный охранный статус, то к соответствующим земельным участкам может непосредственно применяться ст. 100 ЗК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.» органам исполнительной власти субъектов РФ было поручено совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ определить границы водно-болотных угодий, разработать и утвердить положения о расположенных на их территориях водно-болотных угодьях. Всего на территории страны 35 таких угодий, в числе которых: Кандалакшский залив Белого моря, дельта реки Волга, озеро Ханка, острова Онежского залива Белого моря, Псковско-Чудская приозерная низменность, группа лиманов между рекой Кубань и рекой Протока, Бреховские острова в устье реки Енисей и др. Субъекты Федерации в большинстве своем приняли необходимые положения (по экспертным оценкам, пока еще не приняты положения в отношении девяти угодий). При этом установленные виды угодий различны, например: в ряде случаев это «водно-болотные угодья международного значения» (Постановление губернатора Корякского автономного округа от 30 марта 1998 г. N 68 об утверждении Положений о водно-болотных угодьях международного значения «Утхолок», «Река Морошечная», «Остров Карагинский», «Парапольский дол», находящихся на территории Корякского автономного округа), государственный природный комплексный заказник «Лебяжий» регионального значения (Постановление правительства Ленинградской области от 3 апреля 2007 г. N 74 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Лебяжий» в Ломоносовском муниципальном районе Ленинградской области»), территории однородные по природоохранному статусу и участки с различным режимом охраны и использования (Постановление администрации Ростовской области от 9 октября 2002 г. N 463 «Об утверждении границ и положения о водно-болотных угодьях Ростовской области, имеющих международное значение»). Те водно-болотные угодья, правовой статус которых еще не определен или для которых установлен охранный режим, не соответствующий ни одному правовому режиму в рамках ст. ст. 94 — 100 ЗК РФ, могут считаться особо ценными землями.

Наконец, данную подкатегорию особо охраняемых земель можно рассматривать как резервную сферу регионального нормотворчества. Поскольку земельное законодательство отнесено Конституцией РФ к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, то до принятия федеральных законов в развитие комментируемой нормы Земельного кодекса субъекты РФ могут принимать нормативные акты о порядке отнесения конкретных видов земель или отдельных земельных участков к особо ценным.

Статья 100 ЗК РФ. Особо ценные земли (действующая редакция)

1. К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).

2. На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 100 ЗК РФ

1 — 2. Норма ст. 100 Кодекса имеет субсидиарный характер по отношению к иным нормам данной главы, поскольку собирает по остаточному принципу все те земли, которые по каким-либо причинам не приобрели статуса особо охраняемых территорий конкретного вида. Наиболее близким исходя из перечисленных признаков особо ценных земель является правовой режим памятников природы и объектов культурного наследия.

Данные земли не изымаются у их собственников, владельцев, пользователей.

Главный и необходимый признак особой ценности земель — особая научная или историко-культурная ценность расположенных на них природных или культурных объектов. Такого рода особая ценность объектов должна быть подтверждена. Речь не идет об издании правового акта о присвоении им особого статуса, поскольку в таком случае неизбежно встает вопрос о признании объектов памятниками природы, истории и культуры, образовании иной охраняемой территории. Достаточно того, что научная или историко-культурная ценность объектов является общеизвестным историческим, литературным, художественным фактом либо следует из традиций и обычаев народов, проживающих в данной местности, либо обоснована в научных исследованиях. Можно согласиться также с предложением считать особо ценными земли, на которых расположены объекты, связанные с историческими личностями или событиями.

Сведения о наличии на земельном участке такого объекта и связанных с этим обязанностях (обременениях) собственника, владельца, пользователя должны вноситься в кадастровые планы, в документы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и иные документы, удостоверяющие права на земельный участок. Только в этом случае на правообладателей земельных участков в полной мере распространяются обязанности по сохранению особо ценных земель, о которых говорится в данной статье. Конечно, в отсутствие достоверного подтверждения особой ценности объекта решение о наложении обременений на основе предложенных или иных критериев весьма оспоримо, а обязанность правообладателей земельных участков по сохранению таких земель носит скорее морально-этический характер.

К особо ценным могут быть отнесены земли, имеющие значение для выполнения международных обязательств Российской Федерации. В первую очередь это земельные участки, отвечающие критериям, определенным Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) и Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (1971 г.).

Объекты культурного наследия, включенные в Список всемирного наследия, признаются особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации и таким образом земли, на которых они располагаются, имеют историко-культурное назначение. Согласно Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, к природному наследию относятся: природные памятники, состоящие из физических и биологических образований, или групп таких образований, которые являются частью выдающегося мирового достояния с эстетической или научной точки зрения; геологические и физиогеографические образования и зоны, составляющие ареал исчезающий видов животных и растений, которые представляют выдающееся мировое достояние с точки зрения науки или сохранения природных черт; природные достопримечательные места или четко обозначенные природные участки, которые являются частью выдающегося мирового достояния с точки зрения науки, сохранения природных черт или естественной красоты. В список природных объектов, отнесенных к всемирному наследию, на территории Российской Федерации отнесены озеро Байкал, Девственные леса Коми, Вулканы Камчатки, Золотые горы Алтая и ряд других природных объектов. Правовой режим земель Байкальской природной территории урегулирован Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». В состав Байкальской природной территории входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру, а также прилегающая к озеру территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него. Однако поскольку озеро Байкал имеет индивидуальный охранный статус, то содержание комментируемой статьи Земельного кодекса было поглощено специально принятым федеральным законом. Другие объекты всемирного природного наследия охраняются посредством создания традиционных ООПТ, как, например, Золотые горы Алтая, где были образованы природные парки. Если же территории объекта всемирного природного наследия по каким-либо причинам не придан конкретный охранный статус, то к соответствующим земельным участкам может непосредственно применяться ст. 100 ЗК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.» органам исполнительной власти субъектов РФ было поручено совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ определить границы водно-болотных угодий, разработать и утвердить положения о расположенных на их территориях водно-болотных угодьях. Всего на территории страны 35 таких угодий, в числе которых: Кандалакшский залив Белого моря, дельта реки Волга, озеро Ханка, острова Онежского залива Белого моря, Псковско-Чудская приозерная низменность, группа лиманов между рекой Кубань и рекой Протока, Бреховские острова в устье реки Енисей и др. Субъекты Федерации в большинстве своем приняли необходимые положения (по экспертным оценкам, пока еще не приняты положения в отношении девяти угодий). При этом установленные виды угодий различны, например: в ряде случаев это «водно-болотные угодья международного значения» (Постановление губернатора Корякского автономного округа от 30 марта 1998 г. N 68 об утверждении Положений о водно-болотных угодьях международного значения «Утхолок», «Река Морошечная», «Остров Карагинский», «Парапольский дол», находящихся на территории Корякского автономного округа), государственный природный комплексный заказник «Лебяжий» регионального значения (Постановление правительства Ленинградской области от 3 апреля 2007 г. N 74 «Об организации государственного природного комплексного заказника «Лебяжий» в Ломоносовском муниципальном районе Ленинградской области»), территории однородные по природоохранному статусу и участки с различным режимом охраны и использования (Постановление администрации Ростовской области от 9 октября 2002 г. N 463 «Об утверждении границ и положения о водно-болотных угодьях Ростовской области, имеющих международное значение»). Те водно-болотные угодья, правовой статус которых еще не определен или для которых установлен охранный режим, не соответствующий ни одному правовому режиму в рамках ст. ст. 94 — 100 ЗК РФ, могут считаться особо ценными землями.

Наконец, данную подкатегорию особо охраняемых земель можно рассматривать как резервную сферу регионального нормотворчества. Поскольку земельное законодательство отнесено Конституцией РФ к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, то до принятия федеральных законов в развитие комментируемой нормы Земельного кодекса субъекты РФ могут принимать нормативные акты о порядке отнесения конкретных видов земель или отдельных земельных участков к особо ценным.

Опубликовано / Август 9, 2018
Рубрики:
Блог