Заявление по делу возникающему из публичных правоотношений

Подраздел III. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст.ст. 245 — 261.8)

Подраздел III. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений

  • Глава 23. Общие положения (ст.ст. 245 — 250)
    • Статья 245. Дела, возникающие из публичных правоотношений
    • Статья 246. Порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений
    • Статья 247. Порядок обращения в суд
    • Статья 248. Отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу, возникшему из публичных правоотношений
    • Статья 249. Распределение обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений
    • Статья 250. Законная сила решения суда
  • Глава 24. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части (ст.ст. 251 — 253)
    • Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов
    • Статья 252. Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов
    • Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
  • Глава 25. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст.ст. 254 — 258)
    • Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего
    • Статья 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства
    • Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд
    • Статья 257. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего
    • Статья 258. Решение суда и его реализация
  • Глава 26. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст.ст. 259 — 261)
    • Статья 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
    • Статья 260. Сроки обращения в суд и рассмотрения заявления
    • Статья 260.1. Порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ
    • Статья 261. Решение суда по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и его реализация
  • Глава 26.1. Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение (ст.ст. 261.1 — 261.4)
    • Статья 261.1. Подача заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
    • Статья 261.2. Срок подачи заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
    • Статья 261.3. Рассмотрение заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
    • Статья 261.4. Решение суда в отношении заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении
  • Глава 26.2. Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ст.ст. 261.5 — 261.8)
    • Статья 261.5. Подача заявления по делу об административном надзоре
    • Статья 261.6. Содержание заявления по делу об административном надзоре
    • Статья 261.7. Рассмотрение дела об административном надзоре
    • Статья 261.8. Решение суда по делу об административном надзоре

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Заявление по делу возникающему из публичных правоотношений

1. Дела, возникающие из публичных правоотношений

Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает следующие категории дел, возникающих из публичных правоотношений:

1) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

2) по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

4) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судьей единолично, если федеральным законом не предусмотрено иное. Производство по данным категориям дел проводится по правилам, предусмотренным для искового производства. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяется правило заочного решения, что обусловлено распределением обязанности по доказыванию и статусом сторон.

Сторонами по делам, возникшим из публичных правоотношений, являются заявитель и заинтересованное лицо. Заявителем признается лицо, чье право нарушено или оспаривается посредством вынесения нормативного акта, решением, действиями или бездействием должностного лица, государственных и муниципальных служащих органов государственной власти, органов местного самоуправления. Заинтересованным лицом признается лицо, которое привлекается судом в качестве так называемого ответчика. Заинтересованным лицом являются должностное лицо, государственный или муниципальный служащий органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые и приняли нормативный акт, решение, совершили действие или же бездействие, чем было нарушено право заявителя. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку на судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 МРОТ (ст. 247 ГПК РФ).

Основанием для рассмотрения дела, возникающего из публичных правоотношений, является заявление заявителя, к которому предъявляются требования, предусмотренные для искового заявления (ст. 131, 132 ГПК РФ). В заявлении также должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Стоит отметить, что основанием для отказа в принятии искового заявления может быть несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора между сторонами. В делах, возникающих из публичных правоотношений, не требуется обращения заявителя в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу, и оно не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

Особенностью производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, является отсутствие спора о праве. Если же при подаче заявления в суд будет установлено, что имеется спор о праве, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК РФ. Основанием для отказа в принятии заявления (а если заявление было принято, то для прекращения производства по делу, возникшему из публичных правоотношений) является решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу (ст. 249 ГПК РФ).

Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о представлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 10 МРОТ.

Судебное решение, вынесенное по делам, возникшим из публичных правоотношений, вступает в законную силу после истечения срока на обжалование (10 дней). Однако имеется одна особенность при вступлении судебного решения в законную силу. Одно из свойств вступившего в законную силу судебного решения – обязательность – действует по-иному. Как правило, судебное решение, вступившее в законную силу, становится обязательным для круга лиц, участвующих в производстве по делам, возникшим из публичных правоотношений. Судебное решение после вступления в законную силу становится обязательным для категории граждан, на которых распространяются нормативный акт, решение должностного лица, государственного или муниципального служащего органов государственной власти, местного самоуправления.

Образовательный портал — все для студента юриста.

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений

Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

— по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

— по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

— по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

— иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными ГПК РФ.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.

В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

В случае если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 ГПК РФ. В случае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья

Судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу, а также в случае, предусмотренном частью третьей статьи 247 ГПК РФ.

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда

После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, извещаются о времени и месте судебного заседания.

Смотрите так же:

  • Закона от 24 июля 2007г No 209-фз Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ"О развитии малого и […]
  • Приказ 541н от 23072010 министерства здравоохранения с изменениями Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей […]
  • Реабилитация инвалидов приказ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Владимирской области" Горячая линия+7(4922) 77-87-58 Комплексная реабилитация Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. № 528н «Об утверждении […]
  • Налоги осно пример Налог на прибыль при ОСНО Налог на прибыль ОСНО (общей системы налогообложения) относится к числу наиболее сложных платежей в плане исчисления и уплаты. Рассмотрим основные положения о нем и моменты, которые могут […]
  • Как рассчитать транспортный налог спб Калькулятор транспортного налога Санкт-Петербурга Калькулятор транспортного налога Санкт-Петербурга поможет рассчитать сумму обязательного для всех автовладельцев ежегодного платежа, а также познакомит со […]
  • Федеральный закон статья 22 о прокуратуре Статья 22. Полномочия прокурора Статья 22. Полномочия прокурора См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона О конституционно-правовом смысле положений статьи 22 настоящего Федерального закона см. […]

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.

Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были.

Избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд по подсудности, установленной ГПК РФ. При этом в случае, если указанные в заявлении нарушения касаются значительного числа граждан или в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть заявление по существу.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным отделением, а также иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, избирательной комиссией, комиссией референдума.

Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении избирательного законодательства, законодательства о референдуме либо избирательных прав или права на участие в референдуме заявителя.

Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), может быть подано в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума соответствующего решения.

Заявление избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), заявление кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, списки которых зарегистрированы по тому же избирательному округу, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

После опубликования результатов выборов, референдума заявление, касающееся нарушения избирательных прав или права на участие в референдуме, имевшего место в период избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, может быть подано в суд в течение года со дня опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

Заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено в течение трех дней со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования — немедленно.

Заявление, поданное в суд в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, должно быть рассмотрено в течение пяти дней со дня его подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, решение относительно заявления принимается не позднее чем через десять дней со дня подачи заявления.

Решение относительно заявления избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), заявления кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, списки которых зарегистрированы по тому же избирательному округу, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Заявление относительно решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума должно быть рассмотрено в течение двух месяцев со дня его подачи.

Заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.

Решение по делу о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через четырнадцать дней, а в ходе избирательной кампании, проведения референдума — не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом в коллегиальном составе трех профессиональных судей.

Суд признает оспариваемое решение суда или действие (бездействие) незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Решение суда, вступившее в законную силу, направляется руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу и подлежит реализации в указанные судом сроки.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Кассационная жалоба на решение суда по делу о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в ходе избирательной кампании или подготовки и проведения референдума может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Заявление по делу возникающему из публичных правоотношений

§ 1. Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений

Ранее в ГПК РСФСР данное производство носило название производства по делам, возникающим из административно-пра­вовых отношений.

В ГПК РФ законодатель пошел по пути специализации не су­дов, а судей. Поэтому административное производство, зафикси­рованное в Конституции РФ, находит реализацию через произ­водство, возникающее из публичных правоотношений.

Производство по делам, возникающим из публичных право­отношений, является самостоятельным видом гражданского су­допроизводства и имеет специфические черты.

Во-первых, в исковом производстве присутствует ряд диспо-зитивных институтов (признание иска, отказ от иска, мировое соглашение и др.). В публичном производстве данные институты отсутствуют.

Во-вторых, в исковом производстве бремя доказывания возла­гается на стороны в соответствии со ст. 56 ГПК РФ. В делах пуб­личного производства обязанность по доказыванию фактов, по­служивших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муници­пальных служащих возлагается на орган, принявший норматив­ный акт, органы (или лица), которые приняли оспариваемые ре­шения или совершили действия (бездействие) (ст. 249 ГПК РФ).

В-третьих, в исковом производстве присутствует материаль­но-правовой спор, а в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, спора о праве нет. Как отмечается в литературе, специфической функцией суда при рассмотрении дел данной категории является осуществление судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам, а в отдельных случаях — и к другим субъектам права 1 . В данном виде производства осуществляется проверка законности решений и действий органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Вопрос о наличии спора о праве является дискуссионным, по­скольку существует точка зрения, что спор о праве является об­щей чертой, характеризующей дела как искового производства, так и возникающие из публичных правоотношений. И в этой свя­зи предлагается обозначать обращение в суд по делам публично-правового характера как предъявление административного, или публичного иска 2 .

Точка зрения об отсутствии гражданско-правового спора по делам данной категории нам представляется более верной, по­скольку в ч. 3 ст. 247 ГПК РФ указано: если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, заявление необходимо оставить без движения при условии, что не наруша­ются правила подсудности. Спор о праве, подведомственный суду, является спором гражданско-правового характера, подле­жащим рассмотрению в исковом порядке.

ГПК РФ приводит примерный перечень категорий дел, возни­кающих из публичных правоотношений. К ним относятся:

дела по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспа­ривании нормативных правовых актов;

дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (без­действия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также государственных и муниципальных служащих;

дела по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме;

иные дела (ст. 245 ГПК РФ).

Следовательно, перечень дел в ГПК РФ является открытым, но они не должны содержать явный спор о праве; в противном случае, повторим, их следует рассматривать в исковом производ­стве.

По делам, возникающим из публичных правоотношений, не допускается заочное производство. При рассмотрении данных дел суд может признать обязательной явку представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки без уважительной причины перечисленные органы и лица могут быть подвергнуты судом штрафу в размере до 10 МРОТ (ч. 4 ст. 246 ГПК РФ).

По данным категориям дел имеются особенности, касающиеся законной силы принятых решений. Их действие распространяется не только на лиц, участвующих в деле, но и на иных лиц. В соот­ветствии со ст. 250 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотно­шений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

§ 2. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части

В ст. 251 ГПК РФ предусматривается оспаривание любых нормативных правовых актов.

Заявление об оспаривании подается по правилам родовой подсудности, установленной ст. 24, 26, 27 ГПК РФ. В районном суде рассматриваются дела, не указанные в ст. 26 и 27 ГПК РФ, по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

ГПК РФ определяет группы лиц, которые вправе подавать по­добные заявления. Разделение субъектов на группы происходит в соответствии с их правовым статусом, включая должностных лиц с их функциональными обязанностями, органы местного самоуправления.

К первой группе относятся граждане и организации, которые считают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и свободы, а также прокуроры — в пределах своей ком­петенции. Ко второй группе — Президент РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, органы местного само­управления, главы муниципальных образований, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке норма­тивным правовым актом нарушена их компетенция.

Все перечисленные лица и органы вправе обжаловать в суде любые нормативные акты, за исключением обжалуемых в арбит­ражном суде и относящихся к компетенции Конституционного Суда РФ.

Подведомственность дел данной категории разграничивается следующим образом. В соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» 1 пол­номочие по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, консти­туций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и ор­ганов государственной власти субъектов РФ, относится к компе­тенции только Конституционного Суда РФ.

Арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании норма­тивных правовых актов, если их рассмотрение отнесено федераль­ным законом к компетенции арбитражного суда. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопро­сах, связанных с введением в действие Арбитражного процессу­ального кодекса Российской Федерации» 1 указал на такие случаи. Это, в частности, в ст. 138 НК РФ, ст. 13 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», ст. 43 Федерального закона «О рынке цен­ных бумаг».

Остальные дела подведомственны судам общей юрисдикции.

Подача заявления в суд не приостанавливает действие оспа­риваемого нормативного правового акта (ч. 7 ст. 251 ГПК РФ).

Заявление рассматривается судом с участием всех заинтересо­ванных лиц в течение месяца со дня его поступления.

Если какие-либо из заинтересованных лиц не явились в суд, то это не препятствует разрешению дела по существу. Отказ лица от своего требования не влечет за собой прекращения производ­ства по делу, так же как и признание требования органом госу­дарственной власти, органам местного самоуправления, должно­стным лицом, которые приняли оспариваемый нормативный акт (ч. 3 ст. 252 ГПК РФ).

Если суд признает, что оспариваемый акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому ак­ту, имеющему большую юридическую силу, то своим решением отказывает в удовлетворении поступившего заявления.

Если же суд установит, что оспариваемый нормативный пра­вовой акт в части или полностью не соответствует федеральному закону, то может своим решением признать его недействующим в части или полностью.

Текст решения публикуется в официальном издании и влечет утрату законной силы акта.

Важно знать, что такое решение суда не может быть преодо­лено повторным принятием подобного нормативного правового акта.

Поэтому в резолютивной части судебного решения должно быть указано, с какого времени акт признается недействующим.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 20 ян­варя 2003 г. № 2 разъяснил, что «время, с которого нормативный

Вестник ВАС РФ. 2003. № 2. акт признается недействующим, должно быть указано в резолю­тивной части решения».

Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу по правилам, которые указаны в ст. 209 ГПК РФ.

§ 3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

Конституция РФ гарантирует возможность обжалования в суд решений, действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объе­динений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46).

С подобной жалобой в суд могут обратиться граждане и орга­низации, которые считают, что указанные субъекты нарушили их права и свободы 1 .

Заявление (жалоба) может быть подано по правилам альтерна­тивной подсудности в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения органа государственной власти, органа ме­стного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение или действие (бездей­ствие) которого оспаривается.

По отдельным категориям дел ст. 254 ГПК РФ устанавливает специальные правила подсудности.

До принятия решения и вступления его в законную силу суд вправе приостановить действие оспариваемого решения (ч. 4 ст. 254 ГПК РФ).

1 Как поясняет Пленум Верховного Суда РФ в п. 8 Постановления от 20 января 2003 г. № 2, ГПК РФ (в отличие от ГПК РСФСР и Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, на­рушающих права и свободы граждан») не допускает возможности оспарива­ния действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций и их объ­единений в порядке производства по делам, возникающим из публичных пра­воотношений. В настоящее время такие действия должны рассматриваться в исковом порядке с соблюдением общих правил о подсудности.

ГПК РФ допускает, что в судебном порядке могут быть обжа­лованы решения, действия (бездействие) органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принятых как единолично, так и коллегиально.

Условиями обжалования указанных действий в порядке пуб­лично-правового производства является то, что:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Законом установлен трехмесячный срок на обращение граж­данина к суду за защитой. Данный срок начинает течь со дня, когда ему стало известно о нарушении прав и свобод (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ). Пропуск данного срока может быть восстановлен су­дом, если он признает причины уважительными. При отсутствии уважительных причин срок не восстанавливается, что может по­служить основанием для отказа в удовлетворении жалобы (ч. 2 ст. 256 ГПК РФ).

Кодексом установлены сокращенные сроки рассмотрения дел данной категории. Заявление рассматривается в течение 10 дней со дня его поступления в суд с участием гражданина, руководи­теля или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего. Неявка указанных субъектов не является препятствием для рассмотрения жалобы (заявления).

Однако суд может признать их явку в судебное заседание обя­зательной. В этом случае указанные лица могут быть подвергну­ты штрафу в размере до 10 МРОТ.

По результатам рассмотрения жалобы суд принимает реше­ние, которым может признать ее обоснованной и обязать соответ­ствующий орган государственной власти, орган местного само­управления, должностное лицо, государственного или муници­пального служащего устранить в полном объеме нарушение прав и свобод гражданина или устранить препятствие к осуществле­нию гражданином своих прав и свобод. В резолютивной части ре­шения необходимо указать действия, которые должен совершить орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный слу­жащий.

О результатах исполнения решения указанный субъект обязан сообщить суду и гражданину в течение месяца со дня получения решения. В случае неисполнения решения в установленный срок без уважительных причин применяются меры, предусмотренные федеральным законодательством (ст. 206 ГПК РФ).

Также суд может отказать в удовлетворении заявления, если установит, что обжалуемые решения или действия совершены в соответствии с законом в пределах полномочий органа государ­ственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Опубликовано / Май 28, 2018
Рубрики:
Блог