Узбекистан запросы подтверждение стажа

Содержание статьи:

Как подтвердить стаж на Украине при оформлении пенсии в РФ?

Трудовой стаж, подтверждённый трудовой книжкой, на Украине, а именно в Луганске с 1979 по 2003 г. С 2005 г гражданство РФ и трудовой стаж. При оформлении пенсии в 2017 г в ПФ Украины был сделан запрос на предмет подтверждения стажа и отчислений на который пришёл ответ о невозможности предоставить сведения с неподконтрольной Киеву территории (почему то запрос был в Киев а не в Луганск как самостоятельный субъект). И что делать если подтверждения так и не будет? Из какого расчёта будет определяться пенсия? В нашем отделении ПФ как вариант предлагают отказаться от стажа на Украине.

Ответы юристов (1)

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из Украины, регулируется Соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение от 13.03.1992 г.). В соответствии с частями 2, 3 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г., для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Украиной.
В соответствии с пунктом 1 письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах — участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).

Следовательно, стаж приобретенный Вами на территории Украины до 01.01.2002 года должен быть учтен при назначении пенсии в РФ без подтверждения уплаты страховых взносов в ПФ Украины.

Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства — участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Следовательно. периоды работы на территории Украины после 01.01.2002 г. могут быть включены при условии уплаты за Вас страховых взносов в ПФ Украины.

Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 установлено, что трудовая книжка является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Следовательно, в случае если периоды работы в Украине до 01.01.2002 подтверждены записями в трудовой книжке, то ПФР не вправе отказать в зачете указанных периодов в страховой стаж при назначении пенсии.

Ни в коем случае не отказывайтесь от включения никаких периодов работы в стаж, ПФР при принятии решения о назначении пенсии и отказа в включении каких-либо периодов в стаж оформит его в письменной форме и выдаст данное решение Вам на руки.

Данное решение об отказе во включении в стаж периодов работы Вы вправе обжаловать в судебном порядке.

Имеется довольно обширная положительная практика по данному вопросу.

Если возникнут вопросы обращайтесь ко мне в чат.

Как подтвердить стаж для назначения пенсии, если в архиве Узбекистана документов нет?

ПФ при назначении пенсии делал запрос в Узбекистан о подтверждении стажа и запрос о зарплате за 5 лет. Что им сообщили, не говорят. Через «одноклассники» узнала, что предприятия нет давно, и в архиве документы не сохранились. ПФ спустя 4 месяца опять подает запрос, теперь говорят, надо ждать 3 месяца. Чего ждать? И как подтвердить зарплату? (У меня сохранился комсомольский билет, где проставлена зарплата и сумма взносов, он подойдет?)

Ответы юристов (4)

Пенсионный фонд вправе осуществлять проверку представленных документов в течение 3 месяцев со дня подачи документов и заявления о назначении пенсии, этот срок установлен в ФЗ «О страховых пенсиях». Если не удастся подтвердить, то можете только стаж работы у данного работодателя установить в судебном порядке на основании имеющихся документов и свидетельских показаний из числа коллег, которые работали с Вами.

Уточнение клиента

так запрос был уже 4 месяца назад. Если в архиве документов нет, зачем тянуть время и опять подавать второй запрос? А как насчет комсомольского билета? Свидетели в Узбекистане, я в Новосибирске, поехать туда?

30 Апреля 2018, 17:02

Есть вопрос к юристу?

В случае утраты документов пенсионные фонды принимают комиссионное решение об исчислении заработной платы по документам, косвенно подтверждающим фактический заработок работника.

К ним могут быть отнесены учётные карточки членов партии, комсомола, профсоюза и партийные, комсомольские, профсоюзные билеты, расчётные книжки (расчётные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учётных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Указанный порядок установления среднего заработка предусмотрен совместным письмом Министерства труда и социального развития и Пенсионного фонда от 27 ноября 2001 года № ЛЧ-6-27/9704.

Только на практике приходится обращаться в суд. Получите отказ Пенисонного и обращайтесь в суд.

Уточнение клиента

Елена, как быть со свидетелями? Можно письменные подтверждения или только очные? Мне придется лететь в Ташкент?

30 Апреля 2018, 17:07

В таком случае суд будет рассматривать дело без вызова свидетелей. комсомольский билет можете предъявить в суд.

Свидетели допрашиваются только непосредственно в судебном заседании. Суд может допросить свидетелей в порядке судебного поручения, направленного в суд по месту нахождения свидетелей. В Вашем случае это осложняется другим государством. Я так полагаю, что в ходе судебного процесса и будете решать этот вопрос. Возможно, обойдётесь без свидетелей.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Подтверждение трудового стажа для начисления пенсии в РФ

Прислали справку из архива (Узбекистан) — остались там еще знакомые, которые сходили в архив и переслали справку мне. В ПФР справку взяли, приобщили к делу, но отказались пересчитать стаж, мотивируя тем, что они сами послали запрос 6 месяцев назад и будут ждать ответ. Что делать? Сказали если не придет ответ, то и эти года не засчитают в стаж. Выплату пенсии уже и так задерживают на три месяца

Ответы юристов (3)

С 01.01.2002 в силу вступил закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, который установил определение страхового стажа, — и с этого момента понятие трудового стажа было ликвидировано. Тем не менее процедура подтверждения наработанного гражданином стажа является идентичной прежней вне зависимости от того, в какой период им осуществлялась трудовая деятельность — до наступления 2002 года или после. Таким образом, и после введения закона № 173-ФЗ подтверждение стажа, выработанного до 2002 года, осуществляется при помощи записей, внесенных в трудовую книжку, приказов о приеме на работу и прочих документов, перечень которых был приведен выше.

Подтверждение стажа в Пенсионном фонде

Также подтвердить наличие стажа работы можно путем обращения в ПФР. В том случае, если в период, за которой работнику необходимо получить подтверждение, он был зарегистрирован в качестве застрахованного лица, сведения о его трудовой деятельности можно найти в базе данных Пенсионного фонда. Если же в указанный период гражданин не был застрахован, факт осуществления им трудовой деятельности, в соответствии с п. 5 постановления № 1015, может быть подтвержден показаниями свидетелей.

Для этого необходимо направить в территориальное отделение ПФР заявление с просьбой об установлении времени работы на основании свидетельских показаний. К нему потребуется приложить документы, подтверждающие факт утраты иных подтверждающих трудовую деятельность бумаг (например, архивной справки, содержащей информацию об отсутствии в архиве необходимых сведений).

Как подтвердить трудовой стаж, если предприятие ликвидировано

Смотрите так же:

  • Приказ мвд 296 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 1 апреля 2008 г. N 296 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МВД РОССИИ ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 2005 Г. N 755 "ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНОЙ РАБОТЕ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ […]
  • Родители могут получить вычет за своих несовершеннолетних детей Имущественный вычет на ребенка Я использовал своё право на имущественный налоговый вычет в 2003 г. Имею ли я право при покупке квартиры на сына или дочь до 18 лет получить имущественный вычет на них, моей доли там не […]
  • Разрешение на авто рации на рацию в машине разрешение нужно? где бы прочитать? Вам необходимо зарегистрировать вашу радиостанцию в любом случае. Рации, которые работают на частоте 462MHz, если Вы не являетесь представителем МВД, на Вас не […]
  • Пособие для медицинских представителей пауков PharmPROfi.ru — Карьера, маркетинг, обучение в фармацевтике Проведение тренингов для медицинских представителей, региональных представителей. Карьера в фармацевтике Главное меню Для медицинских […]
  • Правила устройства и эксплуатации электроустановок потребителей Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) разработаны на основании требований действующих законодательных актов, новых […]
  • Приказы минздравмедпрома Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (с изменениями и дополнениями) […]

В том случае, если трудовая книжка у работника не сохранилась либо необходимые сведения являются нечитаемыми или вообще отсутствуют, он может обратиться к бывшему работодателю с целью получения любого из вышеперечисленных документов, подтверждающих факт осуществления им трудовой деятельности. Если же к моменту выхода работником на пенсию предприятие уже не существует, получить необходимые сведения можно, направив запрос в архив, в который работодатель передавал сведения о трудящихся у него гражданах. В архивной справке, выданной по итогам обращения, будет указано наименование должности, которую занимал заявитель, а также точный период времени его работы в организации.

Как видите, подтвердить продолжительность страхового стажа (а для периодов трудовой деятельности, осуществляемой до 2002 года, — трудового) можно разными способами. В том случае, если гражданин был зарегистрирован в качестве застрахованного лица, все необходимые сведения можно найти в базе данных ПФР. Если в требуемый период подобная регистрация не была осуществлена, работнику потребуется представить в ПФР трудовую книжку или иной документ, записи в котором подтверждают факт осуществления трудовой деятельности. Если такие документы не сохранились (например, по причине ликвидации предприятия), необходимо сделать запрос в архив и получить архивную справку, которая также служит доказательством трудового стажа. Если же сведений нет и в архиве, можно доказать факт работы на определенном месте, пригласив свидетелей (ими могут стать коллеги работника, представители руководящего состава и пр.). Ссылка http://nsovetnik.ru/trudovoj_s. Если и это не поможет, тогда обращайтесь в суд.​

Есть вопрос к юристу?

у вас что отказ на руках письменный? со словами в суд не пойдешь, обратитесь к ним письменно, исходя из их ответа можно обжаловать действия ПФ в суде. удачи можете поподробнее расписать ваше с ними общение мне через уточнение, может еще что-нубудь посоветую ​

Уточнение клиента

Если письменно обращаться в ПФР, то следует запросить причину отказа в приобщении справки из архива? Так как срок приостановки оформления пенсии заканчивается 12 декабря, то в ПФР мне сказали, что будут ждать до этого срока, а может быть пришлют подтверждение на их организацию и через год. Поэтому я понимаю, что письменный отказ в приобщении справки из архива они не собираются мне давать. Поэтому посоветуйте, запрос на какой предмет мне отправлять в ПФР, ведь пенсию мне они будут начислять, но без учета 4 лет стажа.

30 Ноября 2017, 18:46

если вам еще пенсия не назначена вообще, значит ждете отказное дело, его вам выдадут на руки, в деле будет решение об отказе скорее всего, в решении будет видно что они вам не взяли в стаж, решение об отказе обжалуется в суд общей юрисдикции. А вы на пенсию в 55 лет выходите или по льготным условиям? может вам по назначенной пенсии отказываются делать перерасчет? мне не совсем понятно о чем рассматривается ваше заявление в пенсионном.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Добро пожаловать,

Статистика

Эта страница сегодня .
всего: 160
уникальных: 52

Эта страница когда-либо .
всего: 114179
уникальных: 48689

Сайт .
всего: 1348554
уникальных: 511266

Гостей: 5, Пользователей: 0 .

рекорд он-лайн: 936
(Пользователей: 0, Гостей: 936) в 15 Сен : 23:28

Наша кнопка

Добро пожаловать на сайт Правовой помощи в Узбекистане!

Это персональный сайт Мазуровой Элеоноры Владимировны, адвоката. Здесь Вы сможете получить бесплатную правовую консультацию и участвовать в обсуждении профессиональных проблем на открытом Форуме адвокатов Ташкента и Узбекистана в целом. На сайте размещаются важные новости законодательства РУз, касающиеся института адвокатуры, в нашем Архиве Вы сможете найти актуальные редакции Кодексов РУз, нормативно-правовых документов и подзаконных актов, также для Вас доступны бесплатные он-лайн сервисы и справочники. Для сотовых телефонов и других мобильных устройств WAP-версия сайта с последними новостями и консультациями адвоката доступна по адресу wap.uzlawyer.com.

Актуальный раздел на Форуме — Палата адвокатов, квалификационные экзамены

Квалификационные экзамены на открытом Форуме адвокатов г.Ташкента! Обсуждение проблем членства в Палате адвокатов Республики Узбекистан в новом актуальном разделе — Палата адвокатов.

Пополнение Архива: актуальные Законы Республики Узбекистан

Технодром — техника в руках правосудия

Раздел Технодром нашего сайта посвящен программному, технологическому и техническому обеспечению для людей, профессиональная деятельность которых связана с юриспруденцией — для адвокатов, юристов, судебных экспертов, частных детективов и т.д. Здесь, в частности, можно найти полезные специальные программы для компьютеров и сотовых телефонов, описания технических средств для проведения следствия и судебной экспертизы, советы пользователям пластиковых карточек и многое другое.

Действующие, актуальные Кодексы РУз в свободном доступе

На нашем сайте в разделе Архив размещены наиболее важные Своды законов Республики Узбекистан, которые можно бесплатно скачать: Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Гражданский Процессуальный, Жилищный, Семейный, Трудовой, Хозяйственный Процессуальный, Налоговый, Гражданский, Таможенный кодексы РУз и Кодекс РУз об административной ответственности

Новые он-лайн сервисы на сайте Правовой помощи

Помочь в переводе документов в узбекской кириллице на латиницу и обратно призван новый раздел нашего Справочника. Внимание! Единственный в Узбекистане он-лайн сервис перевода в транслит по-узбекски работает на нашем сайте! Имеются узбекская и русская виртуальные клавиатуры. Также на сайте запущены сервисы мирового времени и погоды по Узбекистану.

WAP-версия для мобильных — новости сайта Правовой помощи и консультации адвоката

WAP-версия сайта для мобильных устройств размещена по адресам Интернет wap.legal.uz или wap.uzlawyer.com. На ней доступны новости сайта Правовой помощи и консультации адвоката, а также RSS-ленты новостей от Яndex по Узбекистану, Центра исследований компьютерной преступности, календарь праздников и др.

Новые темы на Форуме адвокатов

Добро пожаловать на обновленный Форум адвокатов г.Ташкента! Участвовать в обсуждении вопросов по тематике сайта на Форуме могут все желающие. Новые темы: в разделе Адвокатская практика: Изменения в Законодательстве в связи с реформированием института Адвокатуры в Узбекистане , Санкция передана суду и Как профессиональным адвокатам бороться с безграмотными правозащитниками?, в общих разделах: Дипломы ВУЗов, Задержка заработной платы, Пластиковые карточки. Обсуждение проблем членства в Палате адвокатов Республики Узбекистан в разделе Палата адвокатов, актуальная тема Квалификационные экзамены!

Статьи и обзоры наших пользователей | Пропала фирма. А с ней и стаж?

Уважаемая редакция, прошу вас помочь разрешить мою проблему (хотя она касается тысяч людей, работающих в коммерческих предприятиях). В декабре 2008 года я подала документы в Чиланзарский райсобес для начисления пенсии по возрасту. В общий стаж мне не засчитали 6 лет работы на частных предприятиях, более того, потребовали письменного отказа от этих лет, мотивируя это отсутствием книг начисления заработной платы. В этот период, к сожалению, не было жестких требований сдачи документации в государственный архив при ликвидации фирм.
В Законе «О государственном пенсионном обеспечении граждан» сказано, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является запись в трудовой книжке. В моей книжке имеются четкая запись и печать фирмы, также есть справки о начисленной заработной плате и удержанном с нее подоходном налоге, заверенные подписями директора, главного бухгалтера и печатью фирмы. Я сама, являясь главным бухгалтером этих фирм, параллельно вела еще одну фирму по совместительству. Ежемесячно и в полном объеме сдавала отчеты в ГНИ, райстат и Пенсионный фонд, перечисляла налоги и социальные платежи.
Прошу вас, подскажите, пожалуйста, как мне доказать, что я действительно работала и перечисляла взносы в Пенсионный фонд?
Если для работников районного отдела социального обеспечения Закон не указ, то могли бы сделать официальный запрос в налоговые инспекции о факте существования фирм и, в частности, моего участия в их деятельности, так как я подписывала все отчеты. Наверняка в архивах налоговых инспекций или в отделах регистрации предприятий при хокимиятах сохранились сведения об этих фирмах и их руководителях.

С уважением и огромной надеждой на положительное
решение моей проблемы, Р.Сайфиева.

— К сожалению, эта проблема действительно нередко возникает у граждан, работавших на частных предприятиях до момента, когда налоговое законодательство упорядочило требования по учету уплаты предприятиями страховых взносов. Чтобы понять ее, надо углубиться немного в историю организации пенсионного обеспечения в нашей стране. Фонд социального страхования при Кабинете Министров был образован на базе Узбекского республиканского отделения Пенсионного фонда бывшего СССР постановлением Кабинета Министров и Совета Федерации профсоюзов Узбекистана от 4 августа 1993 года N 391. Прием-передача средств социального страхования был осуществлен по состоянию на 1 января 1994 года. Денежные средства Фонда не входили в состав Государственного бюджета. Далее постановлением Кабинета Министров от 27 декабря 1996 года N 459 на базе Фонда социального страхования был создан Пенсионный фонд при Министерстве соцобеспечения с соответствующими территориальными отделениями и отделами при Министерстве социального обеспечения Республики Каракалпакстан и местных органах. Денежные средства Пенсионного фонда с 1 января 1997 года включаются в Государственный бюджет с сохранением целевой направленности их формирования и расходования. Только с 1 января 2001 года обязательные платежи во внебюджетный Пенсионный фонд были приравнены к государственным налогам и сборам, а Пенсионный фонд преобразован во внебюджетный Пенсионный фонд (постановление КМ от 15 ноября 2000 года N 444).
Затем постановлением КМ от 23 декабря 2000 года N 498 было утверждено Положение о порядке формирования и расходования средств внебюджетного Пенсионного фонда Республики Узбекистан (далее — Положение N 498), которым впервые законодательно урегулировано взаимодействие Пенсионного фонда с органами государственной налоговой службы и Министерством труда и социальной защиты населения. Этим документом на органы государственной налоговой службы возложены обязанности учета и контроля за правильностью исчисления юридическими и физическими лицами страховых взносов, отчислений, платежей и компенсационных выплат в Пенсионный фонд, а также состояние взаиморасчетов с Пенсионным фондом. Органы государственной налоговой службы обязаны обеспечить полноту учета и ведения базы данных по всем плательщикам обязательных платежей в Пенсионный фонд и ежеквартально представлять в отделы социального обеспечения:
а) сведения о размерах уплаченных взносов лицами, занятыми предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и членами дехканских хозяйств для осуществления персонифицированного учета взносов и ведения трудовых книжек;
б) сведения о средствах, поступивших в Пенсионный фонд;
в) справки о начислении и использовании взносов, отчислений и платежей в Пенсионный фонд.
С 1 января 2005 года он был преобразован во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан (постановление КМ от 21 октября 2004 года N 490, далее — Постановление N 490). Постановлением N 490 утверждено Положение о внебюджетном Пенсионном фонде при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее — Положение N 490), в котором вопросы ведения учета юридических и физических лиц, обязанных уплачивать взносы в Пенсионный фонд, получили дальнейшее развитие.
До принятия вышеуказанного Положения N 498 система учета и отчетности об уплате страховых взносов была недостаточно урегулирована законодательством, вследствие чего возможно отсутствие определенных данных. А такие сведения необходимы для включения периода трудовой деятельности в стаж для исчисления пенсии, так как согласно статье 37 Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» в стаж работы засчитывается любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан. В случае отсутствия таковых данных в органах социального обеспечения, органах налоговой службы необходимо обратиться в архив для изучения документации фирмы. Только в том случае, если существуют подтверждающие документы об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд (например, книга начисления заработной платы), данный период будет включен в стаж работы.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты во внебюджетный Пенсионный фонд обязательных отчислений и взносов, ведение учета, проверок правильности их начисления юридическими и физическими лицами; применение к ним мер финансовой и административной ответственности за нарушение порядка начисления и сроков уплаты обязательных отчислений, взносов осуществляют органы государственной налоговой службы (пункт 22 Положения N 490). Эти функции в компетенцию органов социального обеспечения не входят.
Согласно пункту 2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий (приложение N 12 к постановлению КМ от 11 мая 1994 года N 249, далее — Приложение N 12) в компетенцию районного (городского) отдела социального обеспечения входят:
— правовая оценка содержания и надлежащего оформления документов, представленных для подтверждения трудового стажа, и при необходимости принятие решений о проведении проверок обоснованности их выдачи;
— вынесение в необходимых случаях решений о зачете или исключении из подсчета продолжительности стажа отдельных периодов трудовой деятельности;
— установление стажа работы по свидетельским показаниям;
— установление времени ухода за отдельными лицами.
Согласно пункту 5 Положения о порядке представления и оформления документов, необходимых для назначения пенсий (приложение N 13 к Постановлению N 249, далее — Приложение N 13), к заявлению о назначении пенсии по возрасту должны быть приложены:
а) документы, подтверждающие трудовой стаж (общий и специальный);
б) справка о заработке.
Кроме того, в необходимых случаях представляются документы:
в) о рождении ребенка и воспитании его до восьмилетнего возраста;
г) подтверждающие, что ребенок заявителя признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом;
д) удостоверяющие, что заявитель является участником войны;
е) лечебного учреждения о том, что заявитель является больным гипофизарным нанизмом (лилипутом) либо диспропорциональным карликом.
При этом законодательством не предусмотрено представление гражданином справки об уплате страховых взносов.
Исключение составляют работники, рабочее время которых не поддается учету — им трудовой стаж устанавливается по справкам об уплате страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов, выдаваемым самими органами социального обеспечения.
В остальных случаях трудовой стаж устанавливается по документам, выданным с места работы, службы, учебы или осуществленной иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо архивными учреждениями. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в ней отсутствуют необходимые записи или содержатся неправильные и неточные записи о периодах работы, в подтверждение трудового стажа (кроме стажа работников, рабочее время которых не поддается учету) принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, письменные трудовые договоры (контракты) и соглашения с отметками об их исполнении и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
При отсутствии документов о трудовом стаже периоды работы (кроме работников, рабочее время которых не поддается учету) устанавливаются по свидетельским показаниям (пункты 1, 4 Приложения N 12).
Что касается соблюдения второго условия для назначения и исчисления пенсии при имеющемся трудовом стаже — уплаты страховых взносов, то законодательством недостаточно регламентирована процедура его подтверждения. Вместе с тем, согласно пунктам 22, 23 Приложения N 13, отделы социального обеспечения обязаны оказывать содействие гражданам-заявителям в получении недостающих для назначения пенсии документов и давать разъяснения и справки по вопросам их оформления и представления. Следовательно, гражданин вправе обратиться в орган социального обеспечения с просьбой о содействии в получении таковых сведений, например, путем подачи запроса в органы налоговой службы или государственного архива.
При этом гражданин не лишается права самостоятельно лично или с помощью адвоката обратиться в налоговые органы (по месту нахождения предприятия) для подтверждения уплаты страховых взносов предприятиями, где он(она) работал(а) в этот период, с заявлением о выдаче справки об уплате юридическим лицом — работодателем указанных платежей.
В соответствии с пунктом 31 Приложения N 12 в случае несогласия с решением о принятии или непринятии стажа работы, вынесенным отделом социального обеспечения, данный вопрос может быть также решен в судебном порядке.

Мария ТУХТАРОВА,
юрист OOO «Norma».

Опубликовано в газете «Норма»
от 13 июля 2009 года № 27 (779)

Публикация подготовлена на основе материалов
Справочника «ПЕНСИИ.ПОСОБИЯ.ЛЬГОТЫ»
Подробнее о Справочнике см. здесь: http://norma.uz/publish/doc/text46594.html

Статьи и обзоры наших пользователей | Где застраховаться по АВТОКАСКО в Санкт-Петербурге?

Что такое автострахование каско – знает сегодня каждый владелец автомобиля.
КАСКО – это добровольный вид комплексного страхования автомобиля от ущерба и угона .
Для тех, кто собирается купить транспортное средство в кредит, автокаско становится обязательным условием банка.
Развитие автокаско в последнее время связана с ростом покупок новых машин в России .
Потребность купить страховку автокаско для многих владельцев автомобилей определяется и существующей неоптимистичной ситуацией , связанной с угонами машин .
Какие тарифы на полис каско в Петербурге?
На этот вопрос можно получить ответ в любой страховой компании.
Однако различия в стоимости полиса автокаско по разным страховым компаниям может достигать 50 % .
Как застраховать по каскоавтомобиль , не ошибиться со страховщиком и в то же время , не переплатить за страховку ?
Конечно , возможно самостоятельно позвонить в десятки страховых компаний и рассчитать цены на каско у каждого страховщика , подробно выясняя все нюансы программы страхования и требования страховой компании по противоугонным системам .
В то же время будет рациональнее значительно сохранить время и денежные средства , обратившись к страховому брокеру .
Как правило , страховой брокер, являясь специалистом в области автострахования, обладает всеми данными по рынку страхования каско и сможет рассчитать стоимость каско по основным страховым компаниям, подобрать оптимальную программу страхования и дать бесплатную консультацию по вопросам, относящимся к страхованию автотранспорта .
Можно также значительно сэкономить на цене полиса каско , получив скидку, которую обычно предоставляют страховые брокеры за счет своей комиссии .
Для того , чтобы выяснить цену автострахования автокаско следует заполнить следующую форму — каско расчет.

Статьи и обзоры наших пользователей | Предельный размер суточных по командировочным расходам при исчислении НДФЛ до 2008 года

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (далее – МНС РФ) выпустило письмо от 17.02.2004 г. №04-2-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками», в котором изложило свою позицию по данному вопросу, указав, что размер суточных, не подлежащих обложению НДФЛ, составляет 100 руб. При этом МНС РФ руководствовалось нормами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 г. №93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Президиум Высшего Арбитражного Суда (далее – ВАС), в своем решении от 26 января 2005 г. № 16141/04 отменил действие данного письма МНС РФ, как не соответствующего п.1 ст.11, ст.210, п.3 ст. 217 НК РФ.

В п.3 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. до введения в действие Федерального закона от 24.07.2007 г. №216-ФЗ) было указано, что не подлежат налогообложению суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных действующим законодательством. При этом нормы суточных для целей исчисления налога на доходы физических лиц в НК РФ как законодательном акте прямого действия не были утверждены. Не содержал НК РФ и отсылки к иному нормативному документу, которым должны быть определены данные нормы, не было указания и на правомочия Правительства РФ или иного органа по установлению такой нормы (по аналогии с главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»).

Таким образом, единственным нормативным актом, в котором говорилось о размере суточных, являлся Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ), ст.168 которого относит определение размера, и порядка выплаты суточных к компетенции работодателя. Видимо, из этого и исходил ВАС, принимая решение от 26.01.2005 г. №16141/04.

Между тем, после вступления в силу указанного решения, Минфин России в свою очередь выпустил письмо от 18.03.2005 г. №03-05-01-04/59, в котором указал, что ТК РФ лишь предоставляет работодателю право устанавливать размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, а не наделяет его правом определения нормативного размера таких расходов, не учитываемого для целей налогообложения.

Следует отметить, что позиция Министерства финансов РФ не лишена логики: действительно, ТК РФ ничего не говорит о норме суточных применительно для целей исчисления НДФЛ. Но отсюда напрашивается вывод, что поскольку законодатель вообще не определил нормативный размер суточных, возникает необходимость облагать их НДФЛ в полном объеме.

Однако ВАС указал, что в соответствии со ст.166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника исключительно по распоряжению руководителя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При определении дохода, как объекта налогообложения, являющегося по ст.41 НК РФ экономической выгодой работника, должны учитываться характер расходов и лицо, в интересах которого производятся расходы. При служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах, поэтому и расходы на оплату суточных осуществляются именно в интересах работодателя, а не работника. Следовательно, взимание с работника дополнительных денежных средств в виде подоходного налога в связи с получением последним средств, необходимых для выполнения служебного поручения, — неправомерно.

Причем, и Минфин РФ, и МНС РФ (а далее ФНС РФ) в своих письмах и разъяснениях никогда не брали под сомнение то, что работникам необходимо компенсировать необлагаемые НДФЛ суточные (вопрос стоял лишь в определении нормативного размера, не подлежащего налогообложению).

В Российской Федерации отсутствует прецедентное право, другими словами судебные постановления не являются нормативно-правовыми актами. Между тем фактически они играют роль нормативных актов, поскольку суды первых инстанций принимают решения с учетом правовой позиции вышестоящих судов. Объясняется это тем, что в случае несовпадения позиций, вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего. Поэтому при наличии решения ВАС от 26.01.2005 г. №16141/04 арбитражные суды не поддержали позицию Министерства финансов РФ, изложенную в письме от 18.03.2005 г. № 03-05-01-04/59.

В вышеупомянутом решении ВАС указал, что действующее законодательство не исходит из того, что законно установленные нормы суточных должны быть по размеру одинаковыми для работников различных организаций. Размер возмещения определяется исходя из финансовых возможностей организации, то есть действующее законодательство не обязывает работодателя возмещать расходы, связанные с выполнением его поручения вне места постоянного жительства работника, в полном объеме.

Тем не менее, такие выплаты, для их квалификации в качестве суточных в соответствии с действующим законодательством (ст. 168 ТК РФ), должны в любом случае иметь характер компенсационных, то есть направленных на возмещение работнику дополнительных расходов, связанных с выполнением поручения работодателя вне места постоянного жительства. Из этого обязаны исходить все работодатели, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, при установлении норм суточных. Данный порядок, на взгляд автора, также должен распространяться на индивидуальных предпринимателей — работодателей.

Таким образом, ВАС фактически предоставил возможность арбитражным судам в каждом конкретном случае решать, соответствует ли установленный работодателем размер суточных признаку компенсации или не соответствует.

Налицо возникла правовая неопределенность: с одной стороны, не облагаются НДФЛ суммы суточных, установленные в локальных актах организации или коллективном договоре, с другой, — может возникнуть необходимость подтвердить компенсационный характер суточных.

Следует обратить внимание, что законодатель конкретно не указывает, какие же именно дополнительные расходы возникают у работника в связи с командировкой и подлежат возмещению. Объясняется это тем, что, во-первых, у каждого работника расходы индивидуальные, во-вторых, задания у каждого работника в командировке также различные. Четких критериев отнесения выплачиваемых сумм к суточным законодатель не установил.

Однако неопределенность признака соответствия законодательству компенсационных выплат, установленных организациями исходя из собственных финансовых возможностей, может спровоцировать требование работников налоговых органов экономически обосновать нормы суточных, утвержденных коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

При этом в случае установления работодателем единых норм суточных (например, в г. Москве – 350 руб., а во всех других населенных пунктах – 200 руб.) будет достаточно сложно доказать их экономическую обоснованность, поскольку дополнительные расходы в каждом населенном пункте могут быть различными.

Необходимо отметить, что согласно ст.ст.197, 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ и ст.108 НК РФ в случае судебного разбирательства обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания сумм налогов и санкций, возлагается на налоговый орган. Поэтому именно налоговый орган должен будет доказать в суде экономическую необоснованность установленного организацией (индивидуальным предпринимателем) размера суточных.

Некоторые сложности также возникали при определении предельных размеров суточных по заграничным командировкам. Приказом Минфина России от 02.08.2004 г. № 64н «Об установлении размеров выплаты суточных и предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран» установлены размеры суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран работников Российской Федерации, которые применялись для целей расчета НДФЛ с 1 января 2005 г.

Одновременно с этим, во исполнение пп.12 п.1 ст.264 НК РФ нормы расходов организаций на выплату суточных, относимые к расходам на командировки, принимаемым к вычету при расчете налога на прибыль организаций, утверждаются вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 93. Таким образом, с 1 января 2005 г. применялись оба вышеуказанных документа одновременно.

При этом для целей расчета налога на прибыль организаций должны применяться нормы расходов организаций на выплату суточных, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 г. № 93, а в остальных случаях, в т.ч. для исчисления НДФЛ, должны были применяться размеры выплаты суточных, установленные Приказом Минфина России от 02.08.2004 г. № 64н.

Сложившаяся неопределенность могла быть устранена только путем внесения изменений в п.3 ст. 217 НК РФ, а до этого момента при выплате суточных в размере, превышающем 100 рублей, каждый работодатель должен был быть готов отстаивать свою позицию в суде.

С введением в действие с 01 января 2008 г. Федерального закона от 24.07.2008 г. №216-ФЗ, ситуация с налогообложением НДФЛ суточных была разрешена. Законодатель установил предельный размер суточных, не подлежащих налогообложению при оплате расходов на командировки внутри страны – в размере не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.

Однако ситуация с определением до 2008 г. предельного размера суточных, не подлежащих налогообложению, остается до настоящего времени не урегулированной, поэтому доводы, изложенные в данной статье, могут позволить отстоять свою позицию при проверках налоговых инспекций.

Статьи и обзоры наших пользователей | Ох, долгожданная пенсия

Я пенсионерка, проживаю вместе с мамой, тоже пенсионеркой — ветераном трудового фронта. Нам постоянно задерживают выплату пенсии, с каждым месяцем увеличивая сроки ее выплаты.
1. Какой порядок выплаты пенсий предусмотрен?
2. Нарушает ли его собес, увеличивая сроки выплаты пенсии?
3. Кто ответствен за обеспечение их своевременности?
4. Когда собес должен представлять почтовым отделениям ведомости на выплату пенсии? Является ли нарушением их представление ежемесячно к 20 или более позднему числу за данный месяц?
5. Когда должно производиться перечисление денег из собеса в банки, и несет ли кто ответственность за его задержку? Кто должен контролировать этот процесс?
6. Почему банки задерживают выдачу пенсии? Кто несет ответственность?
7. Есть ли в налоговой инспекции налоговая полиция по проверке таких нарушений законодательства? Ведь организации отчисляют в налоговую инспекцию 24- и 2,5-процентные* платежи в Пенсионный фонд.

И.Давыдова, пенсионерка.
г.Самарканд.


— Процедура выплаты пенсии — сложный механизм. Чтобы определить, какой орган несет ответственность, нужно знать, какую роль он играет в этом механизме и на каком этапе.

1. Согласно Положению о внебюджетном Пенсионном фонде при Министерстве финансов Республики Узбекистан (приложение N 3 к постановлению КМ от 21 октября 2004 года N 490, далее — Положение) денежные средства для пенсионных выплат формируются путем обязательных отчислений, взносов и других платежей от юридических и физических лиц, контроль и учет которых ведут органы налоговой службы. Собранные ими денежные средства поступают в Пенсионный фонд при Министерстве финансов. Государственный налоговый комитет до 10 числа следующего за отчетным месяца должен представить в Пенсионный фонд оперативную отчетность о поступлении обязательных отчислений, а также задолженностях по ним.
В свою очередь Министерство труда и социальной защиты населения (далее — МТСЗН) до 10 числа текущего месяца определяет объем потребности в средствах для выплаты пенсий и представляет заявку в Пенсионный фонд, который перечисляет денежные средства на расчетный счет МТСЗН:
до 15 числа текущего выплатного месяца — суммы в размере 50% исходя из расчета потребности прошлого месяца;
до 27 числа текущего выплатного месяца — остающейся суммы от представленного объема фактической потребности.
МТСЗН перечисляет в течение 2 банковских дней соответствующие средства на счета своих подразделений Республики Каракалпакстан, областей и г.Ташкента, которые на основании заявок в установленном порядке (законодательством срок не установлен) перечисляют средства районным (городским) отделам соцобеспечения. Те в свою очередь перечисляют поступившие средства (срок не установлен) на счета районных и городских отделений ОАО «Узбекистон почтаси» и Народного банка для выплаты пенсий, пособий и компенсаций в порядке, предусмотренном Инструкцией по выплате пенсий и пособий предприятиями Министерства связи Республики Узбекистан (утверждена МСО и МС, зарегистрирована МЮ 30 августа 1995 года N 165, далее — Инструкция). Данный нормативно-правовой акт существует без изменений и дополнений с момента его принятия. Сегодня его положения охватывают не все ситуации практики и не соответствуют другим нормативно-правовым актам, которые приняты позднее. Однако Инструкция является единственным действующим актом законодательства, регулирующим порядок выплаты пенсий и пособий посредством почтовой службы. Поэтому именно ее должны соблюдать органы собеса и почтовые отделения.
Согласно Инструкции выплата пенсий и пособий производится по поручениям, выдаваемым на каждого получателя сроком на три календарных года или менее трех лет (до срока перерасчета и т.п.), или ведомостям, составляемым ежемесячно.
Выплата пенсий и пособий должна производиться ежемесячно наличными деньгами с доставкой на дом:
по поручениям — с 3 по 28 число;
по ведомостям — с 4 по 21 число;
по г.Ташкенту — с 1 по 18 число.
По заявлению получателя, которое подается в отделение связи, выплата пенсий и пособий может производиться непосредственно в операционных кассах узла связи (почтамта) по графикам, составленным узлами связи совместно с органами социального обеспечения. Выплата пенсий и пособий должна производиться в строго установленные сроки, указанные в выплатных документах (пункт 1.9 Инструкции). Дата ежемесячной выплаты сообщается получателю при первой выплате. Выплата пенсий и пособий по срокам, приходящимся на выходные и праздничные дни, производится по согласованию с учреждениями банков республики досрочно, но в пределах текущего месяца и не ранее чем за три дня до наступления установленного срока выплаты, который указывается в поручении или ведомости.

2. Как уже было сказано выше, выплата пенсий и пособий производится по графикам, составленным узлами связи совместно с органами социального обеспечения. Законодательство не устанавливает ограничений для его смены и составления. Однако этот график должен соответствовать установленным для выплаты пенсий срокам. То есть выплата должна производиться по поручениям — с 3 по 28 число; по ведомостям — с 4 по 21; при этом по г.Ташкенту — с 1 по 18 число. Кроме того, выплата пенсий и пособий производится в строго установленные сроки, указанные в выплатном документе. Если собес и узел связи изменили дату в пределах установленных сроков и утвердили новый график выплат — такие действия не являются нарушением законодательства. Однако если выплата была продлена, например, до 20 числа по Ташкенту, где она должна быть произведена до 18 числа, это является правонарушением.

3. Согласно пункту 43 Положения предприятия, организации и учреждения, осуществляющие выплату пенсий, несут ответственность за своевременную и целевую выплату средств Пенсионного фонда. То есть органы соцобеспечения и отделы связи должны предпринять все меры для своевременной организации выплаты пенсий: первые обязаны своевременно перечислять денежные средства на счета структурных подразделений ОАО «Узбекистон почтаси», а вторые — проверять выплатные документы получателей и производить выплату пенсий в строго установленные в них сроки.

4. Согласно пункту 3.1 Инструкции ежемесячные ведомости на выплату пенсий собес составляет по каждому отделению связи (производственному участку узла связи (почтамта) в разрезе доставочных участков и представляет отделениям связи за 3 дня до начала выплатного месяца. В течение выплатного периода с 1 по 10 число могут выдаваться дополнительные ведомости на тех получателей, которым суммы пенсий и пособий начислены впервые, после перерасчета, за прошлое время, если они не могли быть включены в основные ведомости (пункт 3.3 Инструкции).

5. Районные (городские) отделы социального обеспечения должны перечислять поступившие средства на счета районных и городских отделений ОАО «Узбекистон почтаси» и Народного банка для выплаты пенсий, пособий и компенсаций, но срок перечисления Положением не установлен. Инструкция же гласит, что районные (городские) отделы уполномоченных Фонда социального страхования за 5 дней до начала выплатного периода перечисляют на пенсионные счета соответствующих узлов почтовой связи (почтамтов) для выплаты пенсий и пособий и покрытия почтовых сборов 40% средств, из расчета потребности прошлого выплатного месяца, к 10 числу (по г.Ташкенту — к 5 числу) текущего выплатного месяца — 70%, а к 20 числу (при выплате по ведомостям — к 15, по г.Ташкенту — к 12 числу) текущего выплатного месяца — 100% суммы с учетом предоставленной заявки органами социального обеспечения (пункт 1.11). Однако эта норма противоречит Положению как в части самого механизма, так и в названии органов. Так, согласно Положению денежные средства для выплаты пенсии в банк перечисляют органы соцобеспечения (таков механизм и на практике). Но в Положении сроки перечисления не указаны. В Инструкции же сроки указаны, но применить их невозможно в силу того, что механизм уже изменен. Но существуют сроки предоставления ведомостей и сроки выплат, о которых указано выше в данной статье. Очевидно, что органы собеса должны действовать в этих временных пределах, обозначенных законодательными актами.
Согласно пункту 5 постановления Кабинета Министров «О дальнейшем совершенствовании управления внебюджетным Пенсионным фондом» (от 21 октября 2004 года N 490, далее — Постановление) контроль за своевременностью назначения и выплаты пенсий должно обеспечивать Министерство труда и социальной защиты населения.

6. Банки в случае перечисления органами соцобеспечения средств на специальный счет ОАО «Узбекистон почтаси» для выплаты пенсии не вправе задерживать их выплату. Они несут ответственность согласно Положению о порядке применения штрафных санкций к коммерческим банкам за нарушение установленных требований по открытию счетов, порядка зачисления и списания средств со счетов клиентов, выдачи наличности на заработную плату и другие нужды, предусмотренные законодательством (утверждено постановлением ЦБ, зарегистрированным МЮ 30 июня 2001 года N 1044) и других законодательных актов, а виновные должностные лица банка могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной. Так, согласно части четвертой статьи 184-1 Уголовного кодекса необоснованная задержка руководителями и другими должностными лицами банков выдачи учреждениям и организациям, финансируемым из бюджета, денежных средств на выплату заработной платы, пособий, стипендий и других приравненных к ним расходов, совершенная после применения административного взыскания за такие же действия, наказывается штрафом до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до трех лет либо лишением свободы до одного года.

7. В налоговых органах Узбекистана налоговая полиция не предусмотрена. Государственный налоговый комитет и территориальные органы (управления и инспекции) государственной налоговой службы отвечают за полноту сбора и поступление денежных средств в Пенсионный фонд. Они вправе применять меры финансовой и административной ответственности к юридическим и физическим лицам за нарушение порядка начисления и сроков уплаты обязательных отчислений, взносов и других платежей, в том числе в Пенсионный фонд, в соответствии с законодательством. Но они не контролируют выплаты из средств Фонда пенсий, пособий гражданам.

Сегодня, к сожалению, нет достаточной правовой базы, регулирующей порядок выплаты пенсий. Думается, что возникающие при этом задержки могут быть вызваны, в частности, сложным механизмом многоэтапного перечисления денежных средств от Пенсионного фонда к конечному звену — отделениям связи, а также быть следствием того, что законодательством недостаточно четко определен круг ответственных лиц и не проработан механизм привлечения их к ответственности. Отсутствие нормативно установленных сроков перечисления денежных средств и сроков их выплат, непрозрачность действия сложного механизма выплаты пенсий — все это говорит о целесообразности усовершенствования нынешней системы пенсионного обеспечения. Например, до сих пор нет положения, регулирующего деятельность отделов социального обеспечения.
Пенсионеры в случае задержки выплаты пенсий вправе обращаться в Министерство труда и социальной защиты населения и его территориальные органы, так как именно они контролируют выплату пенсий (пункт 5 Постановления, пункт 52 Положения), в исполнительную дирекцию Пенсионного фонда (пункт 15 Положения), а также в органы прокуратуры и суда с соответствующими жалобами и заявлениями.

———————————————————————
*) Пунктом 3 постановления Президента «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2009 год» (от 29 декабря 2008 года N ПП-1024) обязательные страховые взносы граждан от их доходов в виде оплаты труда во внебюджетный Пенсионный фонд установлены в размере 3,5 процента.

Опубликовано в газете «Норма»
от 21 сентября 2009 года № 38 (790)

Публикация подготовлена на основе
материалов электронной справочной системы
«ПЕНСИИ, ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ»
Подробнее о Справочнике см. здесь: http://norma.uz/publish/doc/text46594.html

[Сообщено Мария Тухтарова]

Статьи и обзоры наших пользователей | Признание права собственности на квартиру по решению суда

Право собственности граждан на жилье может возникнуть по различным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Это, прежде всего, Гражданский кодекс РФ, в ст. которого установлены основания приобретения права собственности.

Право собственности на имущество, уже находящегося в собственности, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли — продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ч. 2), а ч. 4 гласит: «Член жилищного, жилищно — строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество».

Право собственности может возникнуть и на строющееся недвижимое имущество (ст. 219 ГК).

Более детальные основания регистрации права собственности на жилье предусмотрены в ст. 19 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и, наконец, ст. 49.1 Жилищного кодекса РСФСР. Можно также перечислить и другие нормативные акты, регламентирующие порядок и основания приобретения права собственности на жилье.

Однако цель данной статьи — рассмотреть в качестве одного из законных оснований приобретения права собственности по решению суда .о признании права собственности конкретного гражданина на жилье. Этот способ приобретения жилья в собственность не предусмотрен ни в одном из вышеназванных законодательных актов, в то же время в них содержится ссылка на иные основания приобретения права собственности на жилье. Наверное, судебное решение и отнесено к числу таких оснований.

Статьи и обзоры наших пользователей | Уступка права требования

УСТУПКА ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ

Договор цессии является одним из наиболее распространенных финансовых инструментов. Однако его природа столь неоднозначна, что может породить множество нарушений. А это чревато признанием заключенной сделки недействительной. Что же нужно учесть при организации работы по цедированию прав, чтобы не войти в противоречие с законом?

ЗАИМЕЛ ДОЛГИ? — ПЕРЕДАЙ ДРУГОМУ

В соответствии с частью первой статьи 313 Гражданского кодекса (далее — ГК) принадлежащее кредитору право (требование) на основании обязательства может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона(1). Перемена лиц в договоре предполагается безусловной(2) .
Как правило, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту его перехода. В частности, к новому кредитору переходят права, не только обеспечивающие исполнение обязательства, но и связанные с требованием права, в том числе на неуплаченные проценты (статья 315 ГК).
Кредитор, который передает право требования, именуется цедентом, а лицо, которому оно передается, — цессионарием. Право требования переходит к цессионарию в полном объеме, то есть в размере обязательств должника. Поэтому цедент (первоначальный кредитор) должен передать цессионарию (новому кредитору) все документы, удостоверяющие право требования, и сообщить все сведения, имеющие значение для его осуществления. Цедент также обязан передать должнику все документы, свидетельствующие о передаче права требования: копии договоров купли-продажи, актов сверок, счетов-фактур, накладных (статья 316 ГК). До представления должнику доказательств перехода требования к новому лицу он вправе не исполнять обязательства новому кредитору.
Так, передача дебиторской задолженности, вытекающей из договора, например, по реализации товаров (работ, услуг), включает в себя две операции:
— у цедента погашается дебиторская задолженность покупателя (заказчика) за отгруженные ему товары (выполненные для него работы, оказанные ему услуги);
— цедент передает цессионарию право требования этой задолженности.
Первоначальный кредитор, уступивший требование, отвечает перед новым кредитором лишь за недействительность переданного ему требования, а не за сам факт его неисполнения должником (статья 321 ГК). Исключение составляют случаи принятия на себя первоначальным кредитором поручительства за должника перед новым кредитором. Должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору (статья 317 ГК).
Кроме передачи права требования исполнения обязательств другому лицу, гражданское законодательство предусматривает и право перевода должником своего долга на другое лицо, которое допускается лишь с согласия кредитора (статья 322 ГК). Новый должник вправе выдвигать против требования кредитора все возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником. Поручительство или установленный третьим лицом залог прекращается с переводом долга, если поручитель или залогодатель не выразили согласия отвечать за нового должника.
Кроме того, допускается параллельный перевод долга и исполнения — перевод долга или его части без освобождения должника от обязательства по выплате долга (статья 323 ГК). В этом случае оба должника несут солидарную ответственность за исполнение обязательства. На основании договора должника с третьим лицом последнее несет обязанность по исполнению обязательства только в отношении должника, но не кредитора.
Исходя из смысла части третьей статьи 355 ГК договор цессии предполагается возмездным, если из законодательства, содержания или существа цессии не вытекает иное.

ФОРМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

Необходимо помнить, что, согласно статье 320 ГК, форма уступки требования следует из формы сделки, на которой она основана. То есть уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме. А если требование подлежит государственной регистрации, то уступка требования также должна быть зарегистрирована в установленном законодательством порядке.
В договоре об уступке права должно быть конкретно указано, какое требование передается и на каком обязательстве оно основано. Определяя объем переходящих требований и указывая обязательства, из которых они вытекают, участники сделки обязаны сформулировать ее предмет, который является определяющим началом любого договора. Предмет договора уступки — одно из существенных его условий. Поэтому стороны — первоначальный и новый кредитор — обязаны четко и конкретно определить предмет передачи права с привязкой к основному обязательству. Договор уступки должен быть признан незаключенным(3), если в нем отсутствует ссылка на конкретное обязательство, порождающее уступленное право.
Если из смысла такого договора суд усмотрит, что действительная воля сторон направлена на оказание услуг за вознаграждение, такая сделка в соответствии с частью второй статьи 124 ГК будет признана притворной, совершенной с целью прикрыть другую сделку. В этом случае суд применит правила той сделки, которую действительно стороны имели в виду. Если же основная сделка будет признана незаключенной (либо ничтожной), то и основанная на ней уступка требований будет являться недействительной (ничтожной) как не соответствующая требованиям статьи 313 ГК(4).

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ И НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Гражданским кодексом предусмотрены следующие условия действительности уступки права требования (статья 319 ГК):
— уступка требования кредитором другому лицу допускается, поскольку она не противоречит законодательству или договору;
— уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника, не допускается без согласия должника.
Также не могут быть переданными права, неразрывно связанные с личностью кредитора, в частности, требования об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (статья 314 ГК).
По общему правилу должнику должно быть безразлично, кому именно исполнять обязательство. Поэтому его согласия на уступку права требования не требуется, если только иное прямо не предусмотрено законом или договором (часть вторая статьи 313 ГК). Достаточно часто договоры участников предпринимательской деятельности предусматривают невозможность замены субъекта обязательства без предварительного письменного согласия другой стороны. В любом случае должника необходимо письменно уведомить, иначе он будет вправе исполнить требование первоначальному кредитору (часть третья статьи 313 ГК).
Правила о переходе прав кредитора к другому лицу не применяются к регрессным требованиям (часть четвертая статьи 313 ГК).
Кроме того, в некоторых нормативно-правовых актах прямо предусмотрена возможность цессии либо некоторых ее условий. Так, например, часть первая статьи 33 Закона «Об ипотеке» (от 4 октября 2006 года N ЗРУ-58) предусматривает возможность передачи третьим лицам права (требования), принадлежащего кредитору на основании обязательства, обеспеченного ипотекой. Если иное не предусмотрено договором об ипотеке, ипотекодержатель вправе передать свои права по нему другому лицу, не требуя согласия должника (часть вторая этой же статьи). При этом другому лицу также переходят права требования к должнику по основному обязательству, обеспеченному ипотекой. Если не доказано иное, уступка прав по договору об ипотеке означает и уступку прав по обеспеченному ею обязательству.
В соответствии со статьей 16 Закона «О лизинге» (от 14 апреля 1999 года N 756-I) лизингодатель может уступить третьим лицам полностью или частично свои права по договору лизинга с уведомлением об этом лизингополучателя (то есть не требуется его согласия или разрешения). Однако лизингополучатель может уступить третьим лицам полностью или частично свои права по договору лизинга только с разрешения лизингодателя.
Согласно статье 17 Закона «О залоге» (от 9 декабря 1992 года N 736-XII, в новой редакции) залогодержатель также вправе передать свои права по договору о залоге другому лицу с соблюдением правил об их передаче. Эта уступка будет действительна, если тому же лицу уступлены права требования к должнику по основному обязательству, обеспеченному залогом.
Также законодательством установлены ограничения на уступку прав требования(5):
— по договору постоянной ренты ее получателем: в отношении таких прав допускается их уступка только гражданам и некоммерческим организациям (статья 518 ГК);
— по договору проката исключается передача нанимателем своих прав другому лицу (часть вторая статьи 563 ГК);
— по договору аренды предприятия не допускается передача прав арендодателя, для осуществления которых требуется лицензия (часть пятая статьи 579 ГК);
— по гарантийному обязательству передача бенефициаром права требования к гаранту возможна только в исключительном случае, если это предусмотрено в самой гарантии (статья 303 ГК).

УСТУПКА ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ КРЕДИТА

Банк предоставил кредит физическому или юридическому лицу. Может ли клиент банка уступить свое право на его получение третьему лицу? Если да, то нужно ли получить разрешение банка на такую сделку?

— По кредитному договору одна сторона — банк или иная кредитная организация (кредитор) — обязуется предоставить денежные средства (кредит) другой стороне (заемщику) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (статья 744 ГК).
В отношении уступки права требования предоставления кредита в правовой науке высказываются различные точки зрения — от полного запрета на подобную уступку до возможности уступки заемщиком принадлежащего ему права без каких-либо ограничений. Попробуем разобраться.
Уступка права требования в данном случае представляет собой сделку, в силу которой первоначальный кредитор по обязательству — клиент банка — передает свое право требования к должнику (банку)(6) третьему лицу — новому кредитору по обязательству.
Как уже было сказано выше, не могут быть переданными права, неразрывно связанные с личностью кредитора (статья 314 ГК). Речь идет о таких правах, которые возникли у конкретного физического лица, которые только им могут быть реализованы, а его исчезновение влечет погашение этих прав. В ГК перечислены лишь основные случаи, когда обязательство считается неразрывно связанным с личностью кредитора — алиментные обязательства и обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, но к ним относятся и иные юридические факты и обстоятельства, связанные с личными правоотношениями граждан. Юридические же последствия, возникшие из правоотношений по кредитному договору, относятся к иной категории обстоятельств. Поэтому это основание в рассматриваемом случае не может быть применено для ограничения цессии между юридическим и физическим лицом.
Гражданский кодекс предусматривает определенные условия действительности уступки права требования (статья 319 ГК):
1) уступка требования кредитором другому лицу допускается, поскольку она не противоречит законодательству или договору. Действующее законодательство не предусматривает норм, запрещающих уступку прав требования кредита. Если же прямое указание в договоре о запрещении передачи прав третьим лицам отсутствует и отсутствуют условия о получении предварительного согласия на уступку — она будет считаться правомерной;
2) уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника, не допускается без согласия должника. Эта норма наиболее спорна. Во-первых, гражданское законодательство не определяет критерия «существенности» для должника. Во-вторых, если фраза «права, неразрывно связанные с личностью кредитора» позволяет однозначно определить связь только с физическим лицом, то значение в данном пункте «личности кредитора» — не позволяет дать однозначный ответ, касается ли это только физических лиц или также относится и к юридическим. Так, например, в договоре о совместной деятельности и в других отношениях, где выбор определяется конкретными качествами партнера или иными доверительными отношениями между субъектами, стороны имеют существенное значение в исполнении обязательств. Также при заключении договора ссуды, как правило, для ссудодателя важны отношения с ссудополучателем, которые и играют важную роль при принятии решения о передаче имущества в безвозмездное пользование конкретному лицу.
Несомненно, обязательство выдать кредит принимается в отношении конкретного юридического лица, чья платежеспособность, надежность и деловые перспективы имеют важнейшее значение при решении вопроса о предоставлении займа. Однако имеет ли здесь место для должника-банка6 существенная связь с его клиентом-кредитором — спорный момент, который влияет на необходимость получения разрешения банка на уступку права требования кредита третьему лицу, — или нет.
Если же в кредитном договоре не предусмотрены ограничения по уступке и банк на нее согласен, то такая перемена лиц в обязательстве будет правомерна. Однако если банк возражает против подобной цессии, а договор не содержит ограничений, то при непринятии решения мирным путем вопрос о существенности значения для должника личности кредитора суд будет решать по своему усмотрению, так как законодательством этот вопрос четко не урегулирован.
Но нужно иметь в виду, что, согласно части первой статьи 746 ГК, кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при признании его неплатежеспособным, невыполнении им обязанностей по обеспечению кредита, нарушении предусмотренной договором обязанности целевого использования кредита, а также в других предусмотренных договором случаях. Эта норма распространяется и на случай замены лиц в обязательстве, то есть банк вправе отказать в предоставлении кредита по вышеперечисленным основаниям.

УСТУПКА ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ ВОЗВРАТА КРЕДИТА И ПРОЦЕНТОВ ПО НЕМУ

Исполнив обязательство по предоставлению кредита, банк рассчитывает на возврат переданной суммы денежных средств с учетом процентов годовых, начисляемых в качестве платы за использование кредита. Однако при наступлении определенных обстоятельств банк может встать перед необходимостью уступки права требования возврата долга другим субъектам права. Может ли он передать право требования возврата кредита и процентов по нему третьему лицу? Ограничен ли круг лиц, которым такая уступка может быть произведена?

— Согласно статье 319 ГК условия действительности уступки права требования кредитором другому лицу допускается, поскольку она не противоречит законодательству или договору. Предоставление кредитов относится к банковской деятельности(7) и деятельности кредитных союзов(8) , которые входят в Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (приложение N 1 к постановлению ОМ от 12 мая 2001 года N 222-II). Кредит предоставляется на условиях возвратности, платности и срочности. То есть правовой режим регулирования выдачи кредитов распространяется и на его возврат, и на уплату процентов по нему в целом. Иными словами, банк не вправе уступить право требования возврата кредита третьему лицу, не имеющему лицензии, потому что получение кредита обратно и процентов по нему относится к лицензируемым видам деятельности. Таким образом, круг лиц, которым может быть осуществлена уступка, ограничен.
Кроме того, согласно статье 3 Закона «О банковской тайне» (от 30 августа 2003 года N 530-II) сведения о клиенте банка, полученные в связи с оказанием клиенту банковских услуг, — относятся к банковской тайне. А уступка права требования возврата кредита и процентов по нему влечет несомненное их разглашение (о том, кто является его клиентом, в каком размере был предоставлен кредит, на какие цели).
Однако согласно статье 14 этого Закона такие сведения могут обращаться между банками, и это не будет считаться разглашением банковской тайны. Поэтому банк может уступить право требования возврата кредита и процентов по нему только другому банку. По существу, такая сделка относится к договору финансирования под уступку денежного требования, условия которого регулируются главой 42 ГК. В этом случае в соответствии со статьей 753 ГК уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником существует соглашение о ее запрете или ограничении. Однако в случае безвозмездной передачи права требования третьему лицу здесь возможен и договор цессии.

Мария ТУХТАРОВА,
юрист ООО «Norma».

—————————————————————-
1) В соответствии со статьей 318 ГК права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона в следующих случаях:
— в результате универсального правопреемства в правах кредитора;
— по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо;
— вследствие исполнения обязательства должника его поручителем или залогодателем, не являющимся должником по этому обязательству;
— при суброгации (переходе) страховщику прав кредитора по отношению к должнику, ответственному за наступление страхового случая;
— в других случаях, предусмотренных законом.
2) Пункт 1 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда от 28 февраля 2003 года N 110 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Узбекистан об уступке права требования» (далее — Постановление).
3) Пункт 4 Постановления.
4) Пункт 6 Постановления.
5) Пункт 10 Постановления.
6) В начале кредитного договора банк выступает в качестве должника по обязательству, то есть лица, обязанного выдать кредит, но в дальнейшем банк уже выступает в качестве кредитора по обязательству, так как обязанности по выплате процентов на кредит возникают уже у клиента.
7) Абзац четвертый части первой статьи 4 Закона «О банках и банковской деятельности» от 25 апреля 1996 года N 216-I.
8 ) Часть первая статьи 3 Закона «О кредитных союзах» от 4 апреля 2002 года N 355-II.

[Сообщено Мария Тухтарова]

Консультации адвоката в Ташкенте | Пенсионер на заслуженной работе

Я пенсионерка, но продолжаю трудиться бухгалтером. Оформила получение 50% пенсии на фирме. Но сегодня уже 13 июня, а пенсии ни за апрель, ни за май так и не получила, хотя сдала в собес все необходимые сведения. Есть ли какой-то порядок выплаты пенсий работающим пенсионерам? Что по этому поводу говорит законодательство? Надеюсь на компетентный ответ.

Опубликовано / Май 22, 2018
Рубрики:
Блог