Уголовные кодексы стран снг

Уголовные кодексы стран снг

Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им.
Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ»

Для чего Вам нужна «База судебных решений»?
смотри подробнее

Анализ информации, содержащейся в базе, поможет юристу предусмотреть последствия принимаемых им юридических решений и не доводить дело до суда.

Помогает выстроить грамотную стратегию судебного процесса на основе изучения и анализа уже имеющихся в базе решений по аналогичным делам.

Помогает проверить «чистоту» партнеров и контрагентов:

  • — принимал ли участие в судебных разбирательствах?
  • — в качестве кого? (Истец, ответчик, третье лицо и т.п.)
  • — по каким делам?
  • — выиграл или проиграл?

Самая полная база – более 7 000 000 документов

База содержит дела:

  • — гражданского судопроизводства
  • — административного производства
  • — уголовные дела открытого судебного производства

Простой и удобный поиск документов:

  • — по территории
  • — по суду
  • — по дате
  • — по типу
  • — по номеру дела
  • — по сторонам
  • — по судье

Мы разработали специальный вид поиска – ПОИСК ПО КОНТЕКСТУ, с помощью которого производится поиск в тексте судебных документов по заданным словам
Все документы сгруппированы по отдельным делам, что экономит время при изучении конкретного судебного дела
К каждому делу прикреплена информационная карточка, которая содержит краткую информацию по делу – номер, дату, суд, судью, тип дела, стороны, историю процесса с указанием даты и произведенного действия.

Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им.
Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ»

Для чего Вам нужен раздел «Ответы государственных органов»?
смотри подробнее

1. Ответы государственных органов на конкретные вопросы граждан и организаций по различным отраслям деятельности.
2. Ваш практический источник применения норм права.
3. Официальная позиция государственных органов в конкретных правовых ситуациях требующих решений.

В разделе содержатся все ответы государственных органов, которые размещены на портале «Открытый диалог» Электронного правительства Республики Казахстан.
Вопросы-ответы включаются в ИС «ПАРАГРАФ» в неизменном виде в соответствии с оригиналом, что позволит Вам ссылаться на них при возникновении ситуаций, требующих подтверждений и обоснования Вашей позиции (при взаимодействии с государственными органами в том числе).
В отличие от портала Электронного правительства, ответы госорганов раздела ИС «ПАРАГРАФ» снабжены дополнительными поисковыми механизмами, позволяющими осуществлять поиск по:

  • — тематике;
  • — дате;
  • — автору;
  • — номеру вопроса;

а также вести полномасштабный контекстный поиск в вопросах и ответах – как отдельных слов, так и фраз в виде словосочетания.

Уверены, новые возможности ИС «ПАРАГРАФ» сделают Вашу работу еще более эффективной и плодотворной!

Уголовный кодекс Туркменистана

Уголовный кодекс Туркменистана (УК Туркмении) — основной и единственный источник уголовного права Туркменистана, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Туркменистана.

Действующая редакция Уголовного кодекса Туркменистана была подписана Президентом Туркменистана С. Ниязовым 12 июня 1997 года и вступила в силу с 1 января 1998 года, сменив предыдущий Уголовный кодекс Туркменской ССР 1961 года, применявшийся до тех пор.

Содержание

Структура кодекса

Кодекс состоит из Общей (разделы I—VI, главы 1—15) и Особенной частей (разделы VII—XIV, главы 16—34). В Общей части рассматриваются основные понятия уголовного законодательства, устанавливаются основания уголовной ответственности и освобождения от неё, общие положения об уголовном наказании и освобождении от него, принудительных мерах лечения, а также особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Особенная часть включает в себя статьи, описывающие составы конкретных преступлений. Структура Особенной части отражает иерархию ценностей, охраняемых уголовным законом: на первом месте стоят преступления против личности, затем преступления против мира и безопасности человечества, преступления против государства и государственных интересов, и лишь затем преступления в сфере экономики и деяния, посягающие на общественные интересы.

Имеется также приложение, в котором содержится перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда.

Особенности кодекса

Хотя можно отметить значительное сходство многих положений УК Туркменистана с нормами Модельного Уголовного кодекса для государств — участников СНГ, а также Уголовного кодекса РФ 1996 года, уголовное законодательство Туркменистана имеет значительную специфику, связанную с тем, что политический режим в стране фактически представляет собой «социалистическую монархию» [1] .

В кодексе имеются довольно прогрессивные положения: так, в общей части присутствуют законодательные определения длящегося и продолжаемого преступления (ст. 15 и 16), даётся толкование понятия «вменяемость» (ст. 22), присутствует норма о юридической и фактической ошибке (при этом юридическая ошибка может освобождать от ответственности — ч. 1 ст. 31).

В систему наказаний входит возложение обязанности проживания в определенной местности, которое состоит состоит в удалении осужденного из мест его жительства с обязательным поселением в определенной местности на срок от двух до пяти лет; фактически, это наказание представляет собой ссылку.

Уголовный кодекс Таджикистана — один из немногих уголовных кодексов стран СНГ, где предусмотрена смертная казнь. Смертная казнь предусмотрена УК Таджикистана за умышленное убийство (часть вторая статьи 101), изнасилование (часть третья статьи 134), геноцид (статья 168), нападение на лиц, пользующихся международной защитой (часть вторая статьи 170), измена государству (статья 171), шпионаж (статья 172), диверсия (часть вторая статьи 173), заговор с целью захвата власти (часть вторая статьи 174), посягательства на Президента Туркменистана (часть первая статьи 176), терроризм (часть третья статьи 271), бандитизм (часть первая статьи 274), незаконное изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ с целью сбыта (часть третья статьи 292), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (часть четвертая статьи 294). На практике эта мера наказания в Таджикистане, как и в других странах СНГ (кроме Белоруссии), не применяется.

Установлена ответственность за многие деяния, нетипичные для уголовных кодексов постсоветского пространства: злостное уклонение от лечения венерической болезни (ст. 118), похищение женщины с целью вступления в фактически брачные отношения (ст. 127), принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование вступлению в брак (ст. 162), многоженство (ст. 163) и т. д. Установлена ответственность за мужеложство, оно наказывается лишением свободы на срок до 2 лет (ст. 135).

Система объектов несколько отличается от типичной для постсоветского пространства: захват заложника (ст. 130) считается преступлением против личной свободы, а не против общественной безопасности; не выделяется отдельного объекта охраны «общественная нравственность», соответствующие деяния рассматриваются как преступления в сфере половых отношений и преступления против несовершеннолетних, семьи и нравственности.

В кодекс регулярно вносятся изменения, отражающие изменения регулируемых им общественных отношений и появление новых видов и форм общественно опасных деяний.

Уголовные кодексы стран снг

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доцент РГГУ, г. Великий Новгород

THE CONCEPT OF A CRIMINAL OFFENCE IN THE LEGISLATION OF THE CIS COUNTRIES

Lybove Andreeva

сandidate of juridical sciences, associate professor of Russian State Humanitarian University, Veliky Novgorod

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемам определения преступления в России и странах СНГ, в связи с внесением на рассмотрение Государственной Думы РФ законопроекта о понятии «коррупционного преступления» в Общей части Уголовного Кодекса Российской Федерации. Проанализировав эту сторону законодательной деятельности, автор полагает, что внесение в российское уголовное законодательство самостоятельного определения коррупционного преступления не нашло развития в законодательстве других стран СНГ, принявших законы о противодействии коррупции.

ABSTRACT

Смотрите так же:

  • Шымкент абайский суд Шымкент абайский суд Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им. Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ» Для чего Вам нужна «База судебных решений»? смотри подробнее Анализ информации, содержащейся в базе, […]
  • Как начисляется пеня по алиментам Как начисляется пеня по алиментам Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита […]
  • Расчет взыскания неустойки Расчет взыскания неустойки Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • 97 приказ мон 97 приказ мон Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им. Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ» Для чего Вам нужна «База судебных решений»? смотри подробнее Анализ информации, содержащейся в базе, […]
  • Налоговый период единого социального налога Единый социальный налог (ЕСН) Единый социальный налог (Глава 24 НК РФ "ЕСН") Не относятся к объекту налогообложения выплаты в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности […]
  • Оформить карту втб Как получить карту Оформление Заполните заявку на сайте. За один рабочий день банк примет решение по вашей заявке, ответ вы получите по SMS. Карта будет выпущена и доставлена в выбранное вами отделение банка, […]

The article is dedicated to the definition of the crime in Russia and the CIS, related to introduction to the State Duma a bill on the notion of «corruption crime in the General part of the Criminal Code of the Russian Federation Analyzing this side of the legislative activities, the author believes that the introduction in the Russian criminal legislation define the crime of corruption has not found its development in the legislation of other CIS countries to adopt laws on fight against corruption.

Ключевые слова: коррупция, преступление, уголовное законодательство, Российская Федерация, страны СНГ, Уголовный кодекс.

Keywords: corruption, crime, criminal legislation, the Russian Federation, CIS and the criminal code.

Общеизвестно, что проблема противодействия коррупции волнует все мировое сообщество. Международные органы и общественные организации неоднократно обращались к этой проблеме. Наиболее удачным представляется определение коррупции, указанное в материалах Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, как: «злоупотребление властью с целью получения личной выгоды» [1]. Данное определение отражает суть коррупции, то есть злоупотребление для выгоды и, в последующем, послужило основанием для принятия законодательства о коррупции в России, а также в странах СНГ. Практически страны постсоветского пространства в своих законодательных актах смогли дать определение коррупции, либо, после вышеуказанной конвенции ООН, внесли уточнения и дополнения в национальной законодательство.

В российском законодательстве определение понятия коррупции появилось с принятием Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] в 2008 году, и определенные критерии квалификации коррупционности дополнялись в федеральный закон практически ежегодно. Вместе с тем, как в России, так и других странах борьба с коррупцией проходила не на уровне законодательной власти, а скорее на уровне правительств и глав государств во взаимодействии с отдельными правоохранительными органами и общественными организациями, так как следственные органы не имели реальных рычагов по применению Федерального закона № 273-ФЗ и принимали свои ведомственные акты, определив какие преступления считать коррупционными, а какие нет. Авторы ведомственных инструкций и указаний насчитывали от 30 до 42 коррупционных преступлений в своих перечнях, которыми руководствовались сотрудники ведомств. Понятие коррупции ограничивалось узкой сферой общественных отношений, рассматривающих и оценивающих деятельность должностных лиц государственной службы и некоторых работников бюджетной сферы (врачей и учителей, то есть бытовых коррупционеров). В пункте 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273 [2], законодатель указал, что «коррупция»: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний от имени или в интересах юридического лица.

Это определение «коррупции» не давало реальной возможности применить нормы уголовного кодекса к явному коррупционеру, требовалось квалифицировать его действия в соответствии с действующим УК РФ. Такая примерно обстановка складывалась в странах СНГ. В некоторых странах для достижения отдельных результатов использовались правовые акты Главы государства, но когда дело поступало в суд, оценить общественную опасность коррупционера по национальному уголовному законодательству не представлялось возможным. Многие коррупционеры в странах СНГ, в Европе и Азии ушли от ответственности, либо избегали применения к ним конфискации имущества и более жестких мер. Перечисления противоправных действий (бездействия), являющихся коррупционным преступлением, без внесения дополнений в уголовное законодательство, не имели смысла. В связи с чем, при конкретизации определения коррупции в Общей части Уголовного Кодекса РФ, законодатель предложил внести отдельное понятие «коррупционное преступление» и перечислить квалифицирующие признаки этого преступления. Это поясняет и то обстоятельство, что ранее коррупция сводилась только к взяточничеству.

Вместе с тем российский законодатель внес на обсуждение Государственной Думы РФ проект федерального закона № 292869-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями» [3].

Проект закона № 292869-6 содержит определение коррупционного преступления, а именно в части 1 статьи 14 1 «Понятие коррупционного преступления» указывается, что коррупционным преступлением признается совершенное с прямым умыслом из корыстных побуждений лицом, подпадающим под признаки, предусмотренные частью первой примечания к статье 201 или частями первой — четвертой примечания к статье 285 настоящего Кодекса, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания общественно опасное деяние, предусмотренное частью второй и третьей настоящей статьи [3]. Таким образом, в Общей части Уголовного Кодекса РФ, наряду с определением преступления, предлагается внести «особое» коррупционное преступление, а также его квалификационные признаки и перечень коррупционных преступлений.

Тем не менее, в соответствии со ст.14 УК РФ части 1 «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» [4]. Таким образом, ст. 14 УК РФ [4] и статья 14 1 Проекта дополнений и изменений в УК РФ [3] указывает, два понятия преступления.

Обратимся к национальному уголовному законодательству в постсоветском пространстве, например, в статьях 14 и 15 УК Азербайджанской республики указывается, что преступлением признается виново совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания, а квалификация определяется общественной опасностью деяния и делится исходя из тяжести преступления [5]. В Уголовном Кодексе Казахстана указывается аналогичное определение понятия преступления (ст. 9 УК РК), а в статье 10 УК РК определены категории преступлений в зависимости от тяжести преступлений [6]. Ближе к новациям в области борьбы с коррупцией законодатель в Украине, в УК Украины (ст. 18) указывается о наличии специального субъекта, в том числе специальным субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, совершившее в возрасте, с которого может наступать уголовная ответственность, преступление, субъектом которого может быть лишь определенное лицо, но вместе с тем в ст. 11 УК Украины, специальный субъект при определении преступления не указывается. Преступлением является предусмотренное настоящим Кодексом общественно опасно виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления [7].

УК Грузии аналогичным способом определил понятие преступления и квалифицировал преступления по степени тяжести [8]. В целом все указанные выше УК стран СНГ «впитали» в себя ряд положений модельного Уголовного кодекса для государств — участников Содружества независимых Государств.

УК Кыргызской руспублики в статье 17 «Общие условия уголовной ответственности» определил, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, совершившее преступление и достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом [9], то же указывается в УК Армении [10]. Большое значение определении. терминов, указывающих на коррупционность представлено в УК Республики Беларусь, в том числе Кодекс является единственным уголовным законом, действующим на территории Республики Беларусь. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс [11]. В статье 4 УК РБ дается разъяснение отдельных терминов Уголовного кодекса Республики Беларусь, в том числе: под близкими родственниками, членами семьи и близкими понимаются:

1. близкие родственники — родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг (супруга) потерпевшего либо лица, совершившего преступление, либо те же родственники супруга потерпевшего либо лица, совершившего преступление;

2. члены семьи — близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство с потерпевшим либо лицом, совершившим преступление;

3. близкие — близкие родственники и члены семьи потерпевшего либо лица, совершившего преступление, либо иные лица, которых потерпевший или лицо, совершившее преступление, обоснованно признают своими близкими [11]. УК РБ указывает, что под должностными лицами понимаются:

1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;

2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;

4) должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов [11].

Под должностными лицами, занимающими ответственное положение, понимаются:

1) Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители;

2) руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству Республики Беларусь, и их заместители;

3) руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители;

5) прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов (городов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители;

6) начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители, следователи;

7) руководители органов государственного контроля, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, таможенных, налоговых органов и их заместители, а под начальником понимается лицо, на которое распространяется статус военнослужащего и которое по своему служебному положению или воинскому званию имеет право отдавать подчиненным приказы и требовать их исполнения [11].

УК РБ рассматривает корыстные побуждения, под которыми понимаются мотивы, характеризующиеся стремлением извлечь из совершенного преступления для себя или близких выгоду имущественного характера либо намерением избавить себя или близких от материальных затрат [11].

Таким образом, введение в юридический оборот понятия «коррупционного преступления» приведет к образованию двух отдельных понятий преступления, что позволит при наличии пробелов в законодательстве, исключить уголовную ответственность коррупционеров.

Исходя из анализа Уголовных Кодексом стран СНГ, автор отмечает, что наиболее эффективным может быть представлен УК Республики Беларусь, так как в Общей части УК РБ даны понятия «близких родственников», понятия и перечень должностных и иных лиц, в отношении которых не возникает сомнения о совершении должностного преступления и применении мер уголовного наказания [11].

Опубликовано / Август 15, 2018
Рубрики:
Блог