Сущность виды и функции налогов кривая лаффера

Налоги: сущность и виды. Налоговая система. Кривая Лаффера. Проблема оптимизации налогообложения

Налог – это комплексная категория, имеющая экономическое, финансовое, юридическое значение. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ), под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из этого определения вытекают четыре признака налога:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность (односторонность, безэквивалентность и безвозвратность налогов);
  • отчуждение денежных средств (переход права собственности от налогоплательщика государству);
  • направленность на финансирование деятельности государства.

Назовем виды налогов по различным классификационным признакам:

  • По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
    Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги (уплачиваются с учетом предполагаемого среднего дохода плательщика) и личные прямые налоги (уплачиваются с реально полученного дохода).
    Косвенные налогивключаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.
    В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные (облагаются строго определенные группы товаров); косвенные универсальные (облагаются в основном все товары и услуги); фискальные монополии (облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах); таможенные пошлины (облагаются товары и услуги при совершении экспортно — импортных операций).
  • В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на: федеральные (общегосударственные), региональныеналоги, местные налоги.
  • По целевой направленности введения налогов различают:
    абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
    целевые (специальные) налоги — для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
  • В зависимости от субъекта — налогоплательщика выделяют следующие виды: налоги, взимаемые с физических лиц; налоги, взимаемые с предприятий и организаций; смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.
  • По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
    закрепленные налоги, целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
    регулирующие налоги — поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
  • По порядку введения налоговые платежи делятся на:
    общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
    факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция органов местного самоуправления.

Налоговая система – это совокупность всех налогов и сборов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В Российской Федерации система налогов и сборов регулируется статьями 13, 14, 15 НК РФ.

Зависимость между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок выражается «Кривой Лаффера»: Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет. Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства.

Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет.

Сущность, виды и функции налогов. Кривая Лаффера

Налоги — это платежи, которые в обязательном порядке уплачиваются в доход государства юридическим и физическим лицами.

Налоги носят не только обязательный характер, но и принудительный и безвозмездный. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Налог изымается только из дохода налогоплательщика, т.е. он не должен затрагивать капитал, или же будет нарушено нормальное воспроизводство.

Налоговая система строится исходя из следующих принципов.

1. Всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно правовой формы.

2. Стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

3. Равнонапряженность – взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам в доле от дохода и прибыли.

4. Обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты; самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога.

5. Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех в примерно равные условия и оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

В зависимости от субъекта налогообложения налоги делятся на:

· Налоги, уплачиваемые юр.лицами

· Налоги, уплачиваемые физ.лицами

Необходимо различать источник и объект налогообложения. Источник, независимо от объекта налогообложения, — чистый доход общества. Объект налогообложения это количественно измеримый экономический феномен, который служит базой для начисления налогов.

Объектом налогообложения являются:

· Доход ( с предприятия или населения)

· Имущество (недвижимое и движимое)

· Передача имущества в наследство, при дарении, а также определенные виды сделок (операции с ценными бумагами) и вывоз товаров за границу (таможенные пошлины).

По способам взимания налоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги – взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.

Косвенные налоги – взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции.

Но такое деление не совсем точно, поскольку прямые налоги через повышение цен могут перекладываться на потребителя.

Прогрессивная система налогообложения – метод взимания налогов, при котором ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества

Прогрессивное налогообложение используются в России, например, при взимании налога на личный доход: в 1995г. годовые доходы граждан до 1 млн. руб. облагались налогом по ставке 12%, а свыше 1 млн. руб. уже по более высокой. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

Пропорциональная система налогообложения – метод взимания налогов, при котором используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.д.)

Пропорциональное налогообложение применяется в России, например, при обложении прибылей фирм: все они платят налог в размере 24%, не зависимо от суммы полученной прибыли.

Регрессивная система налогообложения – метод взимания налогов, при котором предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества.

Регрессивным налогом в России является, например, НДС. С точки зрения фирм, которые его платят, он может быть отнесен к пропорциональным (ставка одинакова с любой суммы НДС). Однако по отношению к доходам граждан, которые являются реальным конечным плательщиком этого налога, он выступает как регрессивный. Малоимущие все деньги тратят на покупку товаров, и поэтому все их доходы проходят через сито НДС. Богатые же граждане часть денег откладывают в сбережения, а значит, эти деньги уходят от обложения НДС. Поэтому получается, что, чем богаче граждане, чем больше их сбережения, тем ниже реальная ставка НДС по отношению к общей сумме их заработков.

Кривая Лафферапоказывает, что при повышении ставки налога доходы государства вначале у величиваются, но только до определенной границы в точке М, после прохождения которой доходы от налоговых поступлений начинают уменьшаться. Налоговые доходы государства и при высокой ставке в точке N, и при более низкой в точке L одинаковы. Однако в первом случае величина налоговой ставки не стимулирует спрос и производство, а во втором создает стимулы к работе, сбережениям и инвестициям.

Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства. Кривая лаффера

Налоги их сущность

Первая форма проявления сущности налогов — это денежные взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Так что минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Смотрите так же:

  • Коллектор ноах Коллектор впускной Toyota TOWN ACE NOAH SR50, 3SFE в Белгороде Заметка к объявлению Выберите товар Оплатите его банковской картой Получите товар Оставьте отзыв Toyota Chaser, SX100 Toyota Crown, SXS13 […]
  • Министерство здравоохранения московской области подать жалобу Куда писать жалобу на поликлинику в московской области Через официальный сайт правительства Москвы Еще один способ привлечь работников поликлиники к ответственности – отправить информацию о сложившейся ситуации на […]
  • Платежный документ для оплаты налогов Создаём платёжный документ на сайте ФНС России Оказывается, еще далеко не все знают, что каждый плательщик может самостоятельно сформировать платежный документ на сайте Налоговой службы России в специально […]
  • Правила разведения костра презентация Урок ОБЖ в 6-м классе по теме "Способы добывания огня" Разделы: ОБЖ Учебные вопросы: Выбор места и правила разведения костра. Виды и типы костров. Способы добывания и сохранения огня. Цель: по окончании […]
  • Собственность по обществознанию Собственность. Виды и формы собственности. Реформирование отношений собственности Опубликовано 11.11.2014 23:15 Собственность – это экономическая основа общества. Она определяет природу экономических отношений, т.е. […]
  • Гражданство немецкое BAMF - Bundesamt für Migration und Flüchtlinge - Получение немецкого гражданства навигация и сервис Человек в центре внимания – обеспечить безопасность. Реализовать шансы. Жить переменами. Иммиграция в […]

Сейчас налоги — важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями) позволяют воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции.

Выделяют три важнейшие функции:

1)фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов;

2)регулирующая — предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;

3)социальная — поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Все налоги содержат следующие элементы:

—объект налога — имущество или доход, подлежащие обложению;

—субъект налога — налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

—источник налога — то есть доход, из которого выплачивается налог;

—единица обложения — единица измерения объекта (денежная единица страны);

—ставка налога — величина налога с единицы объекта налога (%);

—налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый min);

—налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

Налоги бывают двух видов.

Первый вид — налоги па доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеле и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид налогов — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги сложно перенести на потребителя. За исключением налогов на землю и на другую недвижимость, которые включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Также различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Чем беднее человек, тем выше его налоговое бремя.

Налоги — это один из экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Вообще стратегию поведения органов государственной власти в области налогообложения, направленную на достижение социально-экономических и политических целей, можно определить как налоговую политику, которая требует соблюдения ряда условий.

Понятие фискальной политики

В условиях рыночной экономики государственное регулирование осуществляется как денежно-кредитной, так и фискальной политикой.

Фискальная политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).

Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж. М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Современные экономисты, далее подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики. Задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.

Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционной.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются

Представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую Лаффера.

При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Налоги: сущность и экономические функции

Налоги: экономическое содержание, цели, функции, виды

Налог представляет собой обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, осуществляемый экономическими субъектами в законодательном порядке.

Различают налоги двух основных видов:

• на доходы и имущество (прямые). В качестве примера можно привести подоходный налог, который имеет наибольший удельный вес, а также налог на прибыль предприятий, налоги на собственность;

• товары и услуги (косвенные). Пример – налог с продаж. В большинстве развитых стран он заменен налогом на добавленную стоимость (НДС). Сюда также относятся акцизы, таможенные пошлины и т.д.

Налоговое бремя – это величина налоговых поступлений. Оно зависит от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база представляет собой величину, с которой взимается налог. Налоговая ставка – размер, в котором взимается налог.

Налоги выполняют следующие функции:

фискальную, сущность которой состоит в финансировании государственных расходов, необходимых для выполнения государством его функций в рыночной экономике;

социальную, предполагающую поддержание социального равновесия посредством уменьшения разрыва между доходами различных социальных групп населения. Для реализации данной функции используются прогрессивное налогообложение, освобождение от уплаты налогов наименее социально защищенных экономических субъектов, необложение налогами некоторых социально значимых товаров и услуг, а также повышенное налогообложение предметов роскоши;

регулирующую, смысл которой состоит в том, что государство осуществляет антициклическое регулирование, проводит отраслевые и региональные структурные перестройки, воздействует на развитие НИОКР и т.д.

Зависимость процентной ставки от размера дохода и имущества должна сопрягаться с проблемой экономической справедливости. Вопрос о том, какая налоговая система в наибольшей степени отвечает принципам справедливости и равенства экономических субъектов, является дискуссионным. В определенной степени реализация данных принципов обеспечивается посредством увязки величины налога с размером имущества и дохода экономических субъектов. Известны три ее основных варианта:

пропорциональное налогообложение – величина налогов пропорциональна размерам имущества и дохода;

регрессивное налогообложение – размер налогов растет медленнее по сравнению с увеличением имущества и доходов;

прогрессивное налогообложение – налоги возрастают быстрее, чем имущество и доход.

Наиболее распространена прогрессивная система налогообложения.

Эффект Лаффера

В том случае если правительство стремится увеличить поступления от подоходного налога, оно может воздействовать только на налоговую ставку, но не на конечные поступления непосредственно. Ставка налога влияет на выбор между трудом и отдыхом, поэтому доход является функцией от нее, а база налогообложения меняется одновременно со ставкой налога. Если предположить, что ставка налога равна нулю, то общие налоговые поступления также равны нулю. Если данная ставка составляла бы 100%, то весь доход должен быть выплачен в качестве налога, поэтому исчезли бы стимулы к труду, доход стал бы равен нулю, а следовательно, прекратились бы налоговые поступления.

Рост налоговой ставки вызывает как эффект дохода, так и эффект замещения по отношению к предложению труда, поэтому доход может как расти, так и снижаться с ростом налоговой ставки. Налоговые поступления могут уменьшаться при росте налоговой ставки не только из-за реального снижения предложения труда, по также потому, что усиливается стимул уклонения от уплаты налогов, а также стимул выбирать виды деятельности с более низкими налоговыми ставками.

Начиная с нулевого уровня рост налоговой ставки ведет к увеличению налоговых поступлений. Это продолжается до некоторой точки, после которой последующее увеличение налоговой ставки ведет к снижению доходов бюджета (рис. 8.1).

Налоговая ставка tо, обеспечивающая максимальное поступление налогов в бюджет в долгом периоде Ттах, является оптимальной. Если налоговая ставка будет выше tо,

Рис. 8.1. Кривая Лаффера:

t – средний уровень налоговых ставок в процентах, Т – среднегодовой (долгосрочный) показатель государственных доходов

то поступления в бюджет будут меньше максимально возможных, поскольку усилятся антистимулы к труду и уплате налогов. Если же налоговая ставка будет ниже tо, то бюджет недополучит налоги, а значит, государство не сможет в полной мере реализовать свои функции в условиях рыночной экономики.

Снижение налоговой ставки до оптимального уровня может послужить причиной временного снижения государственных доходов, но в длительной перспективе вызовет рост сбережений. Это, в свою очередь, улучшит условия инвестирования, что будет способствовать росту производства и повышению занятости. Увеличение доходов приведет к расширению налоговой базы, а значит, и к улучшению состояния доходной части бюджета.

Данная кривая получила название кривой Лаффера – по имени американского экономиста Артура Лаффера, который в начале 1980-х гг. выявил зависимость между уровнем налоговой ставки и налоговыми поступлениями в бюджет в долгом периоде. Кривая Лаффера приобрела популярность среди экономистов, имевших большое влияние в администрации бывшего Президента США Р. Рейгана. Они отстаивали позицию необходимости снижения действующих в США налоговых ставок, поскольку с их точки зрения данные ставки были выше оптимального уровня. Уменьшение налоговых ставок должно было привести к увеличению общих налоговых поступлений.

Данные аргументы послужили основой значительного уменьшения ставок подоходного налога в США в начале 1980-х гг. Ожидалось, что усиление стимулов к труду, вызванное снижением налоговой ставки, вызовет рост дохода, который с лихвой компенсирует сокращение поступлений вследствие уменьшения ставки налога.

Правда, ожидания не оправдались, поскольку после снижения налоговой ставки налоговые поступления в бюджет уменьшились относительно их общего тренда, а федеральный бюджет изменился с почти сбалансированного до дефицитного. Вместе с тем данный факт вовсе не опроверг научность эффекта Лаффера. Причиной снижения налоговых поступлений было неверное предположение о том, что ставка подоходного налога находилась до ее снижения на уровне выше оптимального.

Согласно исследованиям американских экспертов во главе с Лаффером при ставке подоходного налога, превышающей 50%, резко снижается деловая активность экономических субъектов. Вместе с тем не существует единой оптимальной ставки налогообложения. Она определяется применительно к конкретным экономическим условиям страны. Например, было установлено, что в Швеции – оптимальная ставка налогообложения с точки зрения обеспечения максимального объема налоговых поступлений – в середине 1980-х гг. составляла около 70%, тогда как предельная налоговая ставка в эти годы фактически приближалась к 80%. Поэтому ее последующее снижение до 51% было экономически оправданным.

Какие же условия необходимы для реализации эффекта Лаффера? Эффект Лаффера проявляется в условиях развитых рыночных отношений. Сбережения должны свободно перетекать в инвестиции, уровень инфляции должен быть низким и стабильным. Кроме того, эмпирические исследования, проведенные на базе использования информации по странам ОЭСР [1] за 35 лет, а также расчеты, основанные на специально разработанных эконометрических моделях, показали, что на кратко- и среднесрочных временных интервалах эффект Лаффера нс подтверждается. Он реализуется только в долгом периоде.

  • [1] Организации экономического сотрудничества и развития; охватывает не только европейские страны, но также США, Канаду, Японию, Австралию и Новую Зеландию.

Вопрос 62. Налоги: сущность, функции и виды. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера

Под налогом,согласно определению Налогового кодекса РФ, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Важнейшими категориями, применяемыми в налоговом законодательстве, выступают субъект налогообложения, объект налогообложения, налоговая база и налоговая ставка.

Субъекты налогообложения, или налогоплательщики, –это организации или физические лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги или сборы. Главным признаком налогоплательщиков является наличие самостоятельного источника доходов.

Объект налогообложения– это имущество или доход, подлежащие налогообложению. Согласно Налоговому кодексу, объектами налогообложения могут быть операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщиков возникает обязанность по уплате налога.

Налоговая база– это количественная оценка объекта налогообложения.

Налоговая ставка(норма налогового обложения) – это размер налога, установленный на единицу налогообложения. Ставки устанавливают в двух формах. Процентные (адвалорные)ставки устанавливаются в процентах к налоговой базе (уровню дохода, стоимости имущества). Твердые (специфические)ставки устанавливаются в денежном выражении на единицу измерения в зависимости от физических характеристик объектов налогообложения (площади земли, мощности автомобиля и пр.)

Сущность налогов проявляется в тех функциях, которые они выполняют в экономике. На современном этапе развития хозяйства к основным функциям налогов относят:

фискальную– в ней реализуется главное предназначение налогов: аккумулирование в госбюджете средств, необходимых для содержания государства и выполнения им своих функций;

распределительную– ее смысл заключается в перераспределении доходов между различными категориями населения: от более состоятельных в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан;

регулирующую– она направлена на достижение при помощи налоговых механизмов тех или иных задач макроэкономической политики государства.

контрольную– через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами;

поощрительную –налоговые механизмы должны быть нацелены на реализацию социальной политики государства, поощрять значимую для общества деятельность граждан, отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов:

— обязательность уплаты налогов;

— справедливость и «посильность» налогов, т. е. учет возможностей налогоплательщиков уплачивать налоги;

— однократность взимания налогов;

— простота, понятность и удобство системы уплаты налогов для налогоплательщиков и экономичность их взимания для налоговых органов;

— сочетание в налоговой системе гибкости, динамичности, с одной стороны, и стабильности, с другой.

В связи с многообразием налогов возникает потребность в их классификации, т. е. разделении на виды. Рассмотрим некоторые виды налогов.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямыеналоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Это, к примеру, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и др. Косвенныеналоги взимаются через цену товара – акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.

По субъекту-налогоплательщику выделяют налоги с физических лиц(налог на доходы, налог на имущество физических лиц, курортный сбор и пр.); налоги с организаций(налог на прибыль, НДС); смешанные налоги(уплачиваемые и физическими лицами, и предприятиями: к примеру, налог с владельцев транспортных средств).

По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, их разделяют на федеральные(общегосударственные) (НДС, налог на прибыль организаций и пр.), региональные(налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей и округов) – налог на недвижимость, налог на имущество организаций; местныеналоги (эти налоги или механизм их сбора вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством РФ), к примеру, земельный налог, курортный сбор.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, выделяют платежи закрепленныеи регулируемые. Закрепленные налоги целиком поступают в конкретный бюджет. Регулируемые налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, соответствующей действующему бюджетному законодательству. К примеру, часть налога на прибыль организаций поступает в федеральный бюджет, а часть – в бюджет субъекта федерации.

По целевой направленности налоги делят на абстрактныеи целевые. Абстрактные (общие) налоги служат для формирования бюджета в целом. Целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государственных органов, например, целевые сборы на содержание милиции и пр.

В зависимости от налоговых ставок налоги подразделяют на пропорциональные, прогрессивныеи регрессивные.При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере увеличения объекта налога. При этом не только увеличивается абсолютная сумма налога, нои усиливается налоговое бремя, т. е. возрастает доля изымаемого дохода при его росте.Регрессивное налогообложение предполагает снижение ставки налога по мерероста налогооблагаемой базы, а также ослабление налогового бремени. Регрессивное налогообложение свойственно, главным образом, косвенным налогам. При пропорциональном налогообложении ставка налога не зависит от налогооблагаемой базы, равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов. В РФ пропорциональным является налог на доходы физических лиц.

Важнейшим фактором экономического роста считают понижение налоговых ставок. Американский профессор Артур Лаффер сформулировал так называемый «эффект Лаффера», графически изображаемый в виде «кривой Лаффера» (рисунок 1).

Рисунок 1. Кривая Лаффера

Кривая Лафферапоказывает зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговой ставки. При налоговой ставке, равной нулю, государство не получит налоговых поступлений. При увеличении налоговой ставки до 50%, сумма налоговых поступлений в бюджет будет увеличиваться, а при дальнейшем росте ставок – уменьшаться. Это происходит оттого, что снижаются стимулы к предпринимательской деятельности (так как большую часть заработанного дохода предприниматели и население должны перечислить в государственный бюджет). Это, в свою очередь, приводит к банкротству товаропроизводителей, свертыванию ими предпринимательской деятельности либо уводу ее «в тень». При налоговой ставке в 100% экономическая деятельность полностью прекратится. Вопрос о кривой Лаффера является предметом дискуссий. На практике эффект Лаффера не принес ожидаемых результатов. Предположения, что снижение налогов вызовет в длительной перспективе рост сбережений, инвестиций и занятости в американской экономике, не подтвердились. Кроме того, весьма трудно определить, на какой стороне кривой находится экономика в данный момент.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 2907 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Опубликовано / Май 26, 2018
Рубрики:
Блог