Ст 13 федерального закона n 255-фз

Содержание статьи:

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 29.12.2006 — «Российская газета», N 297, 31.12.2006
  • «Собрание законодательства РФ», N 51, 01.01.2007, ч.1, ст. 18
  • «Заработная плата: расчеты, учет, налоги», N 2, 2007
  • «Документы и комментарии», N 16, август 2009)

Статья 13. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

1. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).

2. В случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком — страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

3. Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности) либо территориальным органом страховщика в случаях, указанных в части 4 настоящей статьи.

4. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком либо в случае невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, назначение и выплата указанных пособий осуществляются территориальным органом страховщика.

5. Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.

6. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом страховщика застрахованное лицо представляет также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено указанное пособие.

7. Застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, при обращении к одному из указанных страхователей по своему выбору за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с документами, предусмотренными частью 6 настоящей статьи, представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.

8. Страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).

9. В случае назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом страховщика, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в установленных размерах территориальным органом страховщика, назначившим указанные пособия, через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

Статья 13. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ статья 13 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.

Статья 13. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ часть 2 статьи 13 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2. В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком — страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ статья 13 дополнена частью 2.1, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2.1. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ статья 13 дополнена частью 2.2, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2.2. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

3. Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности) либо территориальным органом страховщика в случаях, указанных в части 4 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 55-ФЗ в часть 4 статьи 13 внесены изменения

Действие положений части 4 статьи 13 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 9 марта 2016 г. N 55-ФЗ) распространяется на застрахованных лиц по фактам их обращений за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячным пособием по уходу за ребенком до дня вступления в силу названного Федерального закона, если на день вступления в силу названного Федерального закона в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя

4. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, осуществляются территориальным органом страховщика.

См. Административный регламент предоставления ФСС России государственной услуги по назначению и выплате застрахованным лицам единовременного пособия при рождении ребенка в случае невозможности его выплаты страхователем, утвержденный приказом Минтруда России от 14 сентября 2017 г. N 677н

См. Административный регламент государственной услуги по назначению и выплате застрахованным лицам ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за ежемесячным пособием по уходу за ребенком либо в случае отсутствия возможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанным пособием в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, утвержденный приказом Минтруда России от 22 сентября 2014 г. N 653н

См. Административный регламент предоставления ФСС РФ государственной услуги по назначению и выплате пособия по беременности и родам в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособием по беременности и родам либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособия по беременности и родам застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанным пособием в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, утвержденный приказом Минтруда России от 6 мая 2014 г. N 291н

См. Административный регламент предоставления ФСС РФ государственной услуги по назначению и выплате застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособием по временной нетрудоспособности либо в случае отсутствия возможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанным пособием в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве, утвержденный приказом Минтруда России от 6 мая 2014 г. N 290н

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 86-ФЗ часть 5 статьи 13 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

5. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика — справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, документы, подтверждающие страховой стаж. Форма, порядок выдачи и порядок оформления листков нетрудоспособности, а также порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Фондом социального страхования Российской Федерации. Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.

См. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 6 февраля 2007 г. N 91

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ статья 13 дополнена частью 5.1, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

5.1. В случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 настоящей статьи, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 6 статьи 13 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Смотрите так же:

  • Ст 10 закона 255 фз Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2013) […]
  • Управление опеки и попечительства пермь Требуется мама Им нужна мама Владимир Н. 14 лет 3 месяца Света Л. 15 лет Тимофей М. 5 лет 5 месяцев Владимир Н. 16 лет 3 месяца Ксюша Ш. 16 лет 3 месяца Анна К. 3 года 7 месяцев Белла П. 11 лет […]
  • Пенсионный налог для ип 2014 год Фиксированные платежи ИП в 2014 году: уплата страховых взносов в ПФР Тарифы страховых взносов составляют: в ПФР – 26 %, в ФОМС – 5,1 %. Расчет страховых взносов ИП в фиксированном размере за 2014 год Администрирование […]
  • Приказы мвд об оружии Приказ МВД России от 30 июня 2017 г. № 429 "Об утверждении Криминалистических требований к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему” В соответствии с частью 1 статьи 3, […]
  • Выпускной коллектор ваз 2114 16 Выпускной коллектор / паук 4-2-1 (СПОРТ) 16 V "Stinger Sport" для а/м ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 2199, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 Описание Характеристики Отзывы Модель […]
  • Биржи труда закон новый Закон о безработных Несмотря на то, что в настоящее время уровень безработицы в России значительно снизился, вопрос отсутствия трудовой деятельности у граждан РФ остаётся довольно острым. Согласно официальной […]

6. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 4 настоящей статьи справка (сведения) из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) отца, матери (обоих родителей) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком запрашивается страховщиком в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в распоряжении которого находятся такие сведения. Застрахованное лицо вправе по собственной инициативе представить указанную справку для назначения и выплаты пособия. Межведомственный запрос страховщика о представлении документов (сведений) направляется в течение трех календарных дней со дня поступления заявления о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 4 настоящей статьи. Срок подготовки и направления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ответа на указанный межведомственный запрос не может превышать пять календарных дней со дня поступления межведомственного запроса в указанные органы.

7. Застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, при обращении к одному из указанных страхователей по своему выбору за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с документами, предусмотренными частью 6 настоящей статьи, представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ статья 13 дополнена частью 7.1, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

7.1. Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ статья 13 дополнена частью 7.2, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

7.2. В случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, либо территориальный орган страховщика, назначающий и выплачивающий пособие в случаях, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи настоящего Федерального закона, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

8. Страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).

Действие положений части 9 статьи 13 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 276-ФЗ) распространяется на застрахованных лиц по фактам невыплаты им страхователями пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленным решениями суда, вступившими в законную силу до дня вступления в силу названного Федерального закона, но не исполненными на день вступления в силу названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 276-ФЗ часть 9 статьи 13 изложена в новой редакции

9. Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, осуществляется в установленных размерах территориальным органом страховщика, назначившим указанные пособия, через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

Информация об изменениях:

Статья 13 дополнена частью 10 с 7 марта 2018 г. — Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

10. Информация о назначении и выплате застрахованным лицам в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ВНЕШНИМ СОВМЕСТИТЕЛЯМ

Пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются по всем местам работы в случае, если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких страхователей и два предшествующих календарных года работал у тех же страхователей, и могут быть назначены и выплачены, если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких страхователей, а два предшествующих календарных года он работал как у этих, так и у других страхователей.

Об этом Письмо ФСС РФ от 08.07.2011 N 14-02-01/15-6179Л.

На основании положений п. п. 2 , 2.1 и 2.2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ »Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности для внешних совместителей в примерах, приведенных в обращении, назначается и выплачивается следующим образом.

Пример 1. Пособие назначается и выплачивается только по одному месту работы в ООО »А» исходя из выплат, произведенных в пользу работника этим работодателем, при этом справок от других работодателей-страхователей о том, что пособие ими не назначалось, не требуется.

Пример 2. Положения п. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в части назначения пособий лицам, не имевшим заработка в течение расчетного периода, применяются только при назначении пособий по временной нетрудоспособности по одному месту работы.

В этом случае работодатель, заключивший трудовой договор с работником в году наступления страхового случая, назначает пособие по временной нетрудоспособности в размере, исчисленном исходя из минимального размера оплаты труда, только при наличии справки от другого работодателя- страхователя о том, что назначение и выплата пособий им не осуществляются ( ч. 5.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).

Таким образом, работнику выгоднее будет получать пособие в ООО »А» по основному месту работы, так как при выборе ООО »Б» для назначения и выплаты пособия согласно п. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ МРОТ необходимо будет скорректировать пропорционально неполному рабочему времени.

Пример 3. Работник получает пособие только по одному из текущих мест работы по своему выбору — либо в ООО »А, либо в ООО »В» ( п. 2.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Выбранный работодатель включает в расчет пособия выплаты работника, полученные у других страхователей (ООО »А» и ООО »Б» за расчетный период (два календарных года)).

При этом работнику необходимо представить справку о сумме заработка, полученного у других работодателей, а также справку о том, что другим работодателем пособия по временной нетрудоспособности не назначались и не выплачивались.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Пособие по уходу за ребенком работнику — своместителю

Женщина-совместительница вправе рассчитывать на назначение и выплату декретного пособия по всем местам работы (основному и «дополнительному»). Что же касается ежемесячного пособия по уходу за ребенком, здесь действует иное правило. Получить «детские» можно лишь у одного работодателя. Данные нормы прописаны в ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ (Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством») и действуют с 2010 г. Однако до этого момента сей вопрос (платить ли пособие по уходу за ребенком «и там, и там»), несмотря на позицию ФСС, относился к категории спорных. Об этом, в частности, свидетельствует арбитражная практика, причем (как показали недавние события) на уровне высших арбитров. Мы говорим о Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 N 16312/10, на котором, собственно, и остановимся подробнее. Итак, знакомьтесь.

Статья 13 Федерального закона N 255-ФЗ: до и после

Итак, согласно ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата больничных, декретных и детских пособий осуществляются страхователем по месту работы, службы, иной деятельности (далее — работы) застрахованного лица (Случаи-исключения указаны в ч. 3 и 4 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ). Если последнее на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах (Напомним, период расчета может быть и годичным, если так выгодно декретнице и она написала соответствующее заявление) было занято у них же (ч. 2 указанной статьи), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы, а ежемесячное пособие по уходу за ребенком — страхователем по одному месту работы по выбору застрахованного лица.

Обратите внимание! При назначении пособия работодателю необходимо получить от работницы справку с другого места работы о том, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком там не назначалось и не выплачивалось.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других(ого) страхователей(я), больничные, декретные и детские назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица (ч. 2.1 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
И наконец, третий случай, объединяющий два предыдущих: совместитель в двух предшествующих календарных годах был занят как у этих, так и у других страхователей. Больничные и декретные назначаются и выплачиваются застрахованному лицу в соответствии либо с ч. 2 ст. 13, либо с ч. 2.1 ст. 13 указанного нормативного акта. Детское пособие, понятно, назначается по одному месту работы.
Мы перечислили положения, которые действуют с 2010 г. (ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ в редакции Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 08.12.2010 N 343-ФЗ). До указанных преобразований рассматриваемая норма Закона выглядела довольно просто: назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в ч. 2 и 3 настоящей статьи). В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем.

Позиция ФСС и судебная практика

Как видим, особое правило для совместителей о том, что таковые имеют право получать пособие по уходу за ребенком только по одному месту работы, до 2010 г. отсутствовало. Свой подход к ситуации (на то время) ФСС (напомним, именно за счет средств этого фонда полностью выплачиваются детские (ст. 4 Федерального закона N 81-ФЗ (Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ)) сформулировал в Письме от 07.06.2007 N 02-13/07-4837. Нетрудно догадаться, каков он: выплата пособий, связанных с материнством (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет), по всем местам работы действующим законодательством не предусмотрена. (И это при всем при том, что необходимые отчисления с заработной платы совместителей ФСС получает!)

Руководствуясь указанным разъяснением, территориальные отделения ФСС частенько отказывали в возмещении пособия по уходу за ребенком, выплаченного по месту работы по совместительству. Тогда несогласные обращались в суд. И.
. кому-то удавалось подтвердить свое право на такое пособие (см., например, Постановления ФАС СЗО от 12.05.2010 по делу N А13-14617/2009, ФАС ЦО от 21.05.2009 по делу N А36-2743/2008, ФАС ВВО от 14.09.2009 по делу N А28-451/2009-19/14), кому-то — нет (Постановление ФАС ПО от 19.02.2009 по делу N А57-9004/2008). Но из всех судебных решений в подробностях нас интересует одно.

До января 2010 года совместители имели право.

Итак, Постановление Президиума ВАС РФ N 16312/10. Рассмотрим, как спор начинался, а также к каким выводам пришли высшие арбитры.
В марте 2007 г. общество заключило с работницей трудовой договор, согласно которому она была принята по совместительству. С 02.07.2008 по 18.12.2008 женщина находилась в отпуске по беременности и родам и получала декретные как по основному месту работы, так и по совместительству. В ноябре работница обратилась в общество с заявлением о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и выплате ежемесячного пособия. В выплате пособия ей было отказано.
Не согласившись с отказом, женщина обратилась в районный суд города с иском к обществу и ФСС о назначении и выплате ей детского пособия. Иск был удовлетворен: на общество возложена обязанность назначить и выплатить работнице названное пособие с даты подачи ею заявления о предоставлении отпуска по уходу за ребенком — 19.11.2008.
В порядке исполнения судебного акта общество выплатило работнице указанное пособие, однако ФСС отказался возместить расходы — по его мнению, назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком по месту работы по совместительству действующим законодательством не предусмотрены, данное пособие выплачивается по основному месту работы.
Оспаривая действия фонда, общество обратилось в суд, где нашло поддержку только в суде первой инстанции. Арбитры исходили из того, что:
— законодательство не содержит ограничений по назначению и получению ежемесячного пособия по уходу за ребенком по месту работы по совместительству;
— обязанность назначить и выплатить работнику названное пособие возложена на общество вступившим в законную силу решением районного суда.
А вот суды апелляционной и кассационной инстанций решение суда первой инстанции отменили, придя к выводу, что выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком по всем местам работы действующим законодательством не предусмотрена.
Но общество не сдавалось, и дело дошло до высших арбитров.
По мнению коллегии судей (Определение ВАС РФ от 09.02.2011 N ВАС-16312/10), выводы судов апелляционной и кассационной инстанций являются ошибочными и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 165-ФЗ (Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования») (в редакции, действовавшей в спорный период) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

В силу пп. 6 п. 2 ст. 12 названного Закона страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (п. 1 ст. 22 Федерального закона N 165-ФЗ).
Одним из видов социальных страховых рисков является материнство, которому соответствует в том числе такой вид страхового обеспечения, как ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (пп. 4 п. 1 ст. 7, пп. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 165-ФЗ).
В соответствии с абз. 2 ст. 4 Федерального закона N 81-ФЗ выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, производится за счет средств ФСС.
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (абз. 2 ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ).
Названное пособие, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 81-ФЗ, выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно пп. а п. 41 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865 (документ утратил силу с 01.01.2010 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1144)), ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается указанным выше лицам по месту работы, службы.

Таким образом, законодательство, регулирующее порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (действовавшее в спорный период и до 01.01.2010), не содержало ограничения на получение работником, выполнявшим работу по совместительству, пособия по месту как основной работы, так и работы по совместительству.
В связи с этим факт работы по совместительству не являлся препятствием для назначения и выплаты работнику ежемесячного пособия по уходу за ребенком по данному месту работы.
Учитывая изложенное, у ФСС отсутствовали правовые основания для отказа обществу в возмещении произведенных расходов на выплату названного пособия, а у судов апелляционной и кассационной инстанций — для признания действий фонда правомерными и отмены решения суда первой инстанции.
Положения Федерального закона N 255-ФЗ в редакции Федерального закона N 213-ФЗ, на которые ссылается ФСС, спорные отношения не регулируют, поскольку к рассматриваемому периоду не относятся.
Федеральный закон N 255-ФЗ до 01.01.2010 имел иное название — «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и не регулировал вопросы, связанные с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Кроме того, суды апелляционной и кассационной инстанций необоснованно не приняли во внимание вступившее в законную силу решение районного суда, которым на общество была возложена обязанность назначить и выплатить работнице названное пособие, и установленные этим решением обстоятельства.
Таким образом, выводы судов апелляционной и кассационной инстанций и принятые ими судебные акты основаны на неправильном толковании норм права и, помимо этого, противоречат вступившему в законную силу судебному акту суда общей юрисдикции.
Анализ практики арбитражных судов показал отсутствие единообразия в толковании и применении положений законодательства, регулирующих порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, выполняющим работу по совместительству.
Учитывая изложенное, суд передал дело N А65-798/2010-СА1-7-23 Арбитражного суда Республики Татарстан, Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 и ФАС ПО от 06.08.2010 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Итак, позиция высших арбитров (Постановление Президиума ВАС РФ N 16312/10) по вопросу о том, обязан ли ФСС возместить организации расходы на выплату совместителю ежемесячного пособия по уходу за ребенком (в период до 2010 г.), определена. Арбитры исходили из того, что законодательство, действовавшее в то время, не содержало ограничений по назначению и получению детского пособия по месту работы по совместительству.

Опубликовано / Август 13, 2018
Рубрики:
Блог