Проблемы налога на прибыль организаций в россии

Проблемы и перспективы налогообложения прибыли организаций в Российской Федерации

Студент, экономика и финансы

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, Академия при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС, Липецкий филиал, кафедра экономика и финансы

УДК 336.2

Государство может оказывать влияние на экономику, когда имеет определённые средства. Большую часть бюджета страны формируют налоговые сборы с юридических и физических лиц, в том числе налог на прибыль организаций.

На сегодняшний день в системе налогообложения налог на прибыль предприятий и организаций играет важную роль. Налог на прибыль является инструментом перераспределения национального дохода и служит одним из основных источников пополнения федерального бюджета. Если рассматривать структуру доходов бюджета Российской Федерации, то будет видно, что удельный вес налога на прибыль уступает по величине лишь удельному весу налога на добавленную стоимость (Таблица 1).

Таблица 1 – Удельный вес налогов в бюджете Российской Федерации за 2013 год [4]

Налог на прибыль

Налог на имущество

Согласно статье 246 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками по налогу на прибыль являются: Российские и иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ или получают доходы от источников в РФ.

Низкий спрос, исходя из невысоких доходов населения, тормозит развитие предприятий. Вместо того чтобы сконцентрировать свой капитал на развитие производства, молодые предприятия вынуждены тратить значительную долю своих средств на государственный контроль и регулирование. Большую часть в этом процессе занимает налог на прибыль с организаций.

Налог на прибыль в данный момент один из самых проблемных налогов. В налоговом кодексе, именно по этому налогу, выявляются множество размытых трактовок и неточностей. То есть проблема расчёта налоговой базы по данному налогу (с предоставляемыми льготами, формированием амортизационной политики и определением налоговой базы по отдельным операциям) является очень весомой и требует определённых доработок.

Важную роль в системе налогообложения прибыли занимает применение льгот. При постоянных поправках, изменениях, сокращениях можно назвать льготы самым нестабильным элементом налоговой системы, поэтому для многих предприятий проблемой является их оптимальное использование. В современном налоговом механизме льготам принадлежит особая роль. Именно поэтому налоговые льготы очень эффективны как для предприятия, так и для экономики в целом.

Так же, большинство предприятий высказывают недовольства по поводу высокой налоговой ставки – 20% (2% в федеральный бюджет, 18% — в региональный). Но если рассмотреть изменения, принятые в 2009 году, то будет видно, что государство ведет активную политику по снижению налоговой нагрузки за счёт сокращений поступления доходов в федеральный бюджет: изменение ставки с 24% до 20%. Помимо этого, предусмотрено понижение налоговой ставки в местный бюджет с 18% до 13,5%, что помогает регионам стимулировать отдельные проблемные отрасли. [2]

Исходя из сложной экономической и политической обстановки в стране на конец 2014 года, государство принимает активные меры для стабилизации всех сфер экономики, одна из них – налоговый манёвр. Налоговый маневр приведет к сокращению в 2015 году поступлений в бюджет от нефтяной отрасли, главным образом за счет снижения акцизов. Нефтедобывающие компании ждут существенное поэтапное повышение НДПИ: с ныне действующих 530 рублей за тонну нефти до 775 рублей в 2015 году, 856 рублей в 2016 году и 918 рублей в 2017 году. Уже в следующем году повышение, по оценке Минфина, принесет бюджету, дополнительно 58,3 миллиардов рублей. И это с учетом снижения экспортной пошлины на нефть. Одновременно резко снизятся акцизы — как следует из пояснительной записки к законопроекту, Минфин прогнозирует, что из бюджета в 2015 году выпадут 272 миллиарда рублей. Российским НПЗ нефть будет обходиться дороже, вместе с тем, экспорт станет еще выгоднее, чем сейчас. Следовательно, цены на бензин на внутреннем рынке могут вырасти, что значительно коснётся всех предприятий и предпринимателей в Российской Федерации, так как расходы на топливо увеличатся и, следовательно, изменится налогооблагаемая прибыль. [3]

Так же изменения потерпит сам налог на прибыль организаций. Вот перечень основных изменений по налогу на прибыль организаций, которые произойдут с 2015 года:

— организации смогут самостоятельно устанавливать порядок учета расходов на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым (пп. 3 п.1 ст. 254 НК РФ).

— изменится порядок учета процентов по долговым обязательствам

— начнет действовать новый порядок налогового учета курсовых и суммовых разниц

— доход от реализации полученного безвозмездно имущества можно будет уменьшить на рыночную стоимость такого имущества, определенную на дату его получения

— из правил налогообложения будет исключен метод ЛИФО

— размер уступки права требования — меняется порядок отнесения на расходы. [1]

Основным источником доходов государства являются налоги, которые необходимы для развития общественного сектора страны. Налог – универсальный финансовый регулятор, контролирующий и финансирующий все сферы страны. Налоговая система России, в частности налогообложение прибыли предприятий, ещё не совершенна и нуждается в доработках и улучшениях.

Основные направления совершенствования налогообложения прибыли включают в себя:

— снижение налогового бремени

— оптимальное распределение средств между бюджетами разных уровней

— повышение эффективности экономической функции налогов.

Стабильность налоговой системы обеспечивает расширение и совершенствование производства, а так же величину прибыли предприятий, а от предприятий зависит всё общество в целом.

2.01.2015, 13:33 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: материал необходимо доработать, в таблице 1 рекомендуется «доля» переименовать в «часть» либо «удельный вес»,также в таблице не обозначен период данных и их характеристика, есть грамматические и стилистические ошибки и неточности. в предложенном варианте статья не рекомендуется к печати

7.02.2015, 18:24 Любенкова Елена Петровна
Рецензия: Зачем структуру изображать в виде таблицы, если для этого есть круговые (секторальные) диаграммы?

Проблемы налога на прибыль организаций в россии

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 6227

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям служит и механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли. Значительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций.

Налог на прибыль организаций – форма изъятия части прибыли организаций или хозяйствующих субъектов в бюджет, где прибыль рассчитывается как разница между полученными доходами и произведенными расходами, учитываемыми для целей ее налогообложения.

Смотрите так же:

  • О признании недействительным договора купли продажи срок давности Ст. 181 ГК РФ — Гражданский кодекс Статья 181. Сроки исковой давности по недействительным сделкам. 22 сентября 2017 6 октября 2016 23 августа 2016 6 апреля 2015 Некоторые размышления над правовой позицией президиума […]
  • Земельные законы по республике башкортостан Закон Республики Башкортостан от 5 января 2004 г. N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (с изменениями и дополнениями) Закон Республики Башкортостанот 5 января 2004 г. N 59-з"О […]
  • Закон кировской области 298 Закон Кировской области от 2 июля 2013 г. N 298-ЗО "О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, […]
  • Вредные для россии законы Подписан закон о специальной оценке условий труда Владимир Путин подписал Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Федеральный закон принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и одобрен Советом […]
  • 110 приказ минздравсоцразвития о порядке назначения и выписывания лекарственных средств Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов […]
  • Определить кбм осаго по базе рса Как правильно определить КБМ Тема Кбм (коэффициент бонус-малус), или иными словами "скидка за безубыточность" касается почти каждого автовладельца. В кавычках - потому что все привыкли, что есть только скидка. Но Кбм […]

В настоящее время налог на прибыль организаций действует на всей территории России и взимается в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ. Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, независимо от сфер деятельности и форм собственности, которые получают прибыль.

Налог на прибыль организаций служит главным доходным источником федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов, и является одним из инструментов перераспределения национального дохода.

Значение налога на прибыль организаций как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы этот показатель постепенно снижался, и в настоящее время он обеспечивает около 7% всех доходов федерального бюджета вследствие снижения совокупной ставки налога с 35% до 20% .

Из таблицы 1 видно, что доля налога на прибыль организаций в структуре федерального бюджета с каждым годом уменьшается в процентном соотношении к общему объему поступлений. За январь – октябрь 2013 года поступления налога на прибыль в федеральный бюджет составили 303,6 млрд. рублей (17%), или на 5,9% меньше, чем в январе-октябре 2012 года.

Таблица 1 – Структура поступлений в федеральный бюджет РФ за 2011 – 2013 г.г.

Пути решения проблем налога на прибыль для иностранных организаций

Экономические науки

  • Семенова Светлана Солтановна , бакалавр, студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • МЕХАНИЗМ ВЗИМАНИЯ
  • НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • КОНТРОЛИРУЕМАЯ ИНОСТРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
  • КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ГРУППА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
  • НАЛОГОВЫЙ РЕЗИДЕНТ

Похожие материалы

Налог на прибыль является ключевым элементов Российской Федерации и служит основным инструментом перераспределения национального дохода. Этот налог является прямым, учитывая, что его конечная сумма полностью зависит от итогового финансового результата.

Данный налог имеет некоторые преимущества. Главным из них является тот факт, что государство имеет реальную возможность свести к минимуму свое вовлечение в объемы выплачиваемой заработной платы на коммерческих организациях.

Неоспоримым аргументов в пользу налога на прибыль является то, что подоходный налог оправдан исключительно в условиях сбалансированной экономики с работающим механизмом рыночных цен, примерно равным уровнем рентабельности и других факторов, которые позволяют равномерно распределить налоговое бремя. Отказ от налога на прибыль и переход к подоходному налогу мог бы отрицательно сказаться на работе массы производственных отраслей. Он будет чрезмерно тяжелым для начинающих предприятий, многие их которых не имеют положительного финансового результата в первые годы своей работы.

В последние годы Правительство Российской Федерации ведет активную работу по привлечению иностранного капитала в национальную экономику. Для всех, приходящих на российский рынок, иностранных компаний встает вопрос налоговой политики. В России по данному вопросу сложилась особенная ситуация. Наша налоговая система привлекает низкими налоговыми ставками. Однако, законы, регулирующие налогообложение иностранных организаций, вызывают массу вопросов.

При выходе на российский рынок, компании нужно определиться с юридической идентификацией. Объектом налога на прибыль для представительств иностранных организаций исчисляется по схеме: доходы, уменьшенные на величину расходов. В то время, как для иностранных организаций объектом налога на прибыль являются все доходы, полученные на территории Российской Федерации.

Первое, что пугает иностранные компании, которые собираются развивать свой бизнес в России – это постоянные изменения законодательной базы по налогу на прибыль. Это выражается в огромном количестве издаваемых изменений, которые часто не позволяют компаниям точно ориентироваться в порядке исчисления налогооблагаемой базы. Это понижает инвестиционную привлекательность нашей страны. Поэтому решение данного вопроса позволит привлечь инвестиции в национальную экономику.

Согласно статье 246 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на прибыль являются как российские, так и иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в Российской федерации через постоянные представительства и получают доходы от источников в РФ [1].

Главный принцип налогообложения доходов иностранных организация в Российской Федерации состоит в том, что налогообложению в РФ подлежит исключительно тот доход, источник которого находится в Российской Федерации.

Очень важно понимать, что филиал любой иностранной организации не является коммерческой организацией. По этой причине на нее не будут распространяться нормы о раздельном учете доходов и расходов, которые были получены в условиях целевых поступлений.

Невозможно исключить вероятность того, что деятельность филиала, которая будет квалифицироваться подготовительно-вспомогательной, налоговыми органами будет обозначена, как деятельность подготовительного характера, которая идет в интересах третьих лиц. В таком случае, и эти расходы будут обременены налогом на прибыль. Но в таком случае, в сумму расходов компания может включить НДС, которые был предъявлен по ним.

Стоит отметить, что доходы от реализации ценных бумаг на иностранных биржах, доходы, которые были получены от продажи товара, но привели к образованию постоянного представительства в РФ, а также тантьемы и премии по перестрахованию – не подлежат обложению налогом в Российской Федерации.

Очень важно учитывать тот факт, что налогом облагается не только доход от производственной деятельности, но и доходы от источников в РФ, которые не имеют систематического характера. Например: доходы от реализации недвижимости, доходы от сдачи в аренду имущества, которые используется на территории России.

Государству налог на прибыль организация дает возможность не только обеспечивать поступления в бюджет, но и влиять на активность бизнеса. Но целесообразность взимания налога на прибыль является популярной темой для спора среди исследователей и практиков.

Налог на прибыль является одним из наиболее значимых элементов налоговой системы России. Он используется для перераспределения национального дохода.

  • условиях рыночной экономики распределение прибыли является внутренним делом любого бизнеса. Несомненно, государство может воздействовать на данный процесс, используя множество косвенных регуляторов. И налогообложение является одним их них [2].

Сторонники данного налога приводят ряд четких аргументов в его защиту. Во-первых, он компенсирует расходы бюджета на социальную защиту физических лиц, которые являются сотрудниками предприятий. Во-вторых, данный налог является платой за предоставление права нести ограниченную ответственность за деятельность юридического лица.

Также очень важной причиной для использования налога на прибыль является тот факт, что при отсутствии налогообложении нераспределенной прибыль увеличивается возможность избегания налогообложения. Предприятия имеют в собственности имущество, на которое может быть наложено взыскание, а у подавляющего большинства населения такового нет.

Налог на прибыль способствует диверсификации налоговой системы. При ограничении числа налогов одним или двумя снижается стабильность налоговых поступлений и упрощается уклонение от налогообложения. Данный налог может быть эффективным методом обложения ренты, которая получается от невоспроизводимых факторов производства.

При таком ряде веских аргументов за налог на прибыль есть также и масса контраргументов. Первое, на что стоит обратить внимание, это сложность в определении элементов налога. По этому причине получается большая сумма недополученных доходом бюджета, а также огромное количество судебных разбирательств.

Очень важным минусом являются предельно высокие издержки на администрирование данного налога, в сравнении с налогами на потребление. Налог на прибыль перекладывает, в большей части, налоговое бремя на физических лиц (владельцев организаций) и существенно меняет поведение экономических агентов.

Главным недостатком налога на прибыль является предельная зависимость поступлений от экономической конъюнктуры. Чем экономическая система государства развитее, тем меньше роль налогообложения дохода организация и выше нагрузка на доходы физических лиц.

  • условиях экономического кризиса, инвесторы, которых на российском рынке не много, переводят свои активы в другие развивающиеся страны. Для сохранения старых и привлечения новых инвесторов требуется совершенствовать механизмы взимания налога на прибыль с иностранных организаций. Это будет способствовать увеличению инвестиционного климата в РФ.

Необходимо ввести в Налоговый кодекс РФ понятие налогового резидента. Это будет предполагать признание организации, местом управления которых является РФ.

Немало важным фактором будет являться обеспечение возможности результативного налогового администрирования в рамках получения налоговыми органами нужной информации. Они должны осуществлять контрольные функции с помощью заключения многосторонних договоров, позволяющих обмениваться информацией между государствами по налоговым вопросам.

Требуется разрешить Федеральной налоговой службе РФ вне рамок проверки потребовать необходимую документацию по сделкам у налогоплательщиков, если одной из сторон является налоговый резидент другой страны.

Также необходимо создать механизмы обложения прибыли иностранных компаний. Следует определить понятие такой компании. Это можно сделать, основываясь на возможности налогового резидента контролировать ее. Далее, стоит обязать налоговых резидентов РФ предоставлять сведения о прямом и косвенном участии в иностранных организациях [4].

  • течении последних пяти лет значительно увеличилось количество консолидированных групп налогоплательщиков (далее – КГН), что заставляет задумать о совершенствовании механизмов взимания налога на прибыль с участников КГН.

Во-первых, необходимо разработать и установить порядок раскрытия и предоставления данных каждым участником о прибыли и убытках, которые были бы сформированы у него, если бы он не был членом КГН.

Во-вторых, требуется выяснить, целесообразно ли внесение изменений

  • порядок определения консолидированной налоговой базы по членам КГН, когда ими зафиксированы налоговые убытки по итогам налогового периода. Стоит ограничить учет убытков членов КГН, которые уменьшают поступления в бюджеты субъектов РФ.

В-третьих, очень важно ввести ограничение на возможность очередного формирования КНГ ее членами в течении пяти лет после ее ликвидации.

  • итоге, хотелось бы отметить, что решение указанных проблем позволило бы повысить инвестиционную привлекательность национальной экономики. В условиях санкций и снижения экономики, это является очень важным шагом.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ. Ст. 246.
  2. Гафарова О.В. Влияние налогообложения прибыли на развитие предприятий и организаций // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление: научно-практический журнал. – Ростов н /Д: КМЦ «Копицентр», 2011. – № 7. – С. 50-57.
  3. Шуртакова Т.А. Налогообложение доходов иностранных организаций в Российской Федерации: дисс. . кандидата экономических наук: 08.00.10. – Москва, 2006. – 131 с.: ил. – РГБ ОД, 61 06-8/3859.
  4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ, п. 1 и п. 6 ст. 25.2.
  5. Лапина Е.Н., Особенности определения налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта/ Е.Н. Лапина, Н.В. Собченко,Л.В. Кулешова//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета . – 2015. — № 114. – С. 523-536.
  6. Лапина Е.Н., Политематический сетевой электронный научный журнал кубанского государственного аграрного университета / Е.Н. Лапина, В. Ю. Шумская // Экономика и социум. – 2015. — № 1-3 (14). – С.916 – 919.
  7. Лапина Е. Н., Роль налогов и сборов в формировании доходной части бюджета российской федерации/ Е.Н. Лапина, А.А. Нещадимова//NOVAINFO.RU . – 2016. — № 57.- С. 231-237.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Проблемы и перспективы налогообложения прибыли организаций в РФ

Налог на прибыль является одной из основных современных форм налогового изъятия. Он занимает особое место в налоговых системах, так как напрямую уменьшает именно то, что является целью предпринимательской деятельности, поэтому его можно назвать инструментом, влияющим на экономическое развитие, и каждый его элемент должен быть просчитан и обоснован.

С экономической точки зрения, налог на прибыль — это регулярные денежные отношения в связи с безвозмездным изъятием государством ВВП в части доли прибавочной стоимости для обеспечения доходов бюджета, взаимоувязанные с задачами экономической политики государства. С юридической точки зрения налог на прибыль представляет собой отчуждение части прибыли субъектов в пользу государства .

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером получаемого налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям служит и механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли. Значительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций .

Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранными предприятий и организаций.

Проблема повышения качества системы налогового контроля за исчислением налога на прибыль организаций, приобретает особую значимость в современных условиях, поскольку стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля, но и разработки новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих качественно новое содержание.

Таким образом, имеется насущная необходимость в разработке теоретических и развитии методологических вопросов, связанных с функционированием налогового контроля, исходя из его принципов, выработанных финансовой наукой и особенностей развития национальной экономики страны.

В трехлетней перспективе 2012-2014 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее — создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения .

В соответствии с принятыми решениями были внесены следующие изменения в части порядка исчисления и уплаты налога на прибыль орга- низаций :

В два раза (с 20 000 до 40 000 р.) увеличена первоначальная стоимость объекта для признания его основным средством или амортизируемым имуществом.

С 2011 г. организация может перейти на уплату квартальных авансовых платежей, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 10 млн р. за каждый квартал (ранее — 3 млн р.).

С 1 января 2011 г. убытки от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств признаются в размере фактических затрат при аналогичности условий деятельности налогоплательщика и специализированных организаций, для которых такая деятельность является основной (статья 275.1 НК РФ). Ограничение указанных расходов нормативами, утверждаемыми органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отменено.

Упрощен порядок учета расходов на освоение природных ресурсов. Согласно новой редакции статьи 261 Кодекса затраты по безрезультатным работам признаются в общем порядке, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем их завершения.

Сокращен с пяти до двух лет срок учета затрат на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, затрат на возмещение комплексного ущерба, наносимого налогоплательщиками природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату расходов за снос жилья в процессе разработки месторождений.

Совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых областях

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, удовлетворяющих предусмотренным Кодексом критериям, ставка налога на прибыль установлена в размере 0%.

Указанные положения применяются с 1 января 2011 г. до 1 января 2020 г.

Данная мера должна способствовать поддержке организаций, осуществляющих деятельность в областях образования и здравоохранения, за счет направления средств, сэкономленных в результате применения нулевой налоговой ставки, на развитие собственной деятельности.

Можно сделать вывод, что важное место в системе налогового администрирования отведено организации налогового контроля по налогу на прибыль организаций. Несмотря на меняющийся удельный вес налога на прибыль в формировании доходной части бюджета на различных этапах развития национального хозяйства России, он является одним из основных инструментов налоговой политики государства. Налог на прибыль выполняет не только фискальную функцию по аккумулированию денежных средств в соответствующих бюджетах, но и регулирующую, позволяющую государству активно влиять на темпы развития экономики.

Необходимость усиления контроля над правильностью исчисления налога на прибыль связана с тем, что произошли качественные изменения в порядке взимания налога на прибыль организаций в условиях ведения самостоятельной системы налогового учета. То есть возникает насущная потребность своевременно отслеживать и правильно применять изменяющиеся и обновляющиеся нормы налогового контроля над правильностью исчисления налога на прибыль. Исследование этих преобразований, безусловно, позволит качественно организовать систему государственного налогового контроля, повысить его результативность.

А. О. Калашников, А. П. Анкудинова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Проблемы налога на прибыль организаций в россии

Проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций

Налоговая система РФ на протяжении многих лет находится в состоянии постоянной подвижности, что очевидно связано с объективными изменениями экономической ситуации внутри страны. Система отличается сложностью, механизмы по исчислению и уплате налогов и сборов часто требуют разъяснений среди налогоплательщиков. Именно поэтому одним из условий обеспечения нормального налогового климата внутри страны является наличие современного, грамотного законодательства о налогах и сборах.

Как показывает анализ практики взимания налога на прибыль в РФ, действующая система исчисления налога содержит в себе значительные недостатки, требующие коренного ее пересмотра. Причем изменению должны подвергнуться не только отдельные ее части и элементы, но сама система исчисления требует нового подхода к ее рассмотрению. Одним из недостатков действующей системы налогов является то, что налог на прибыль серьезно тормозит рост в реальном производственном секторе.

Несомненно, реформирование налогообложения — весьма трудоемкая работа, и при разработке соответствующего законодательства трудно учесть все нюансы. Однако вряд ли можно согласиться с просчетами, которые имеются в нашей правовой системе. Подобная нестабильность налогового законодательства вызывает эффект, обратный тому, ради которого принимаются поправки законодательством о налогах и сборах. Вместо упрощения процедуры исчисления и уплаты налога происходит всемерное ее усложнение и запутывание, что отрицательно сказывается как на самих налогоплательщиках, так и на деятельности налоговых органов, работники которых также далеко не всегда могут сориентироваться в законодательных хитросплетениях./5/

Сочетание интересов государства и производителя, целостная активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной деятельности каждого предприятия при одновременном учете приоритетных общегосударственных интересов ? основное условие выхода страны из кризиса.

Совершенствование механизма взимания налога на прибыль в России на сегодняшний день реализуется, главным образом, посредством разработки основных направлений налоговой политики. В части рассматриваемого налога на прибыль организаций следует внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Должны быть внесены изменения в НК РФ, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков реорганизуемых или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль.

2. Необходимо решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков./5/

В этих целях предполагается внесение следующих изменений:

1. Необходимо изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные НК РФ. В частности, в рамках регулирования трансфертного ценообразования необходимо разработать правила определения сопоставимого уровня процентной ставки для их использования при определении рыночного уровня отнесения процентов в отношениях между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми.

2. С учетом внесения изменений в законодательство, направленных на противодействие минимизации налогообложения посредством трансфертного ценообразования, следует изменить подходы к противодействию практики «недостаточной капитализации».

3. В практике хозяйственной деятельности нередко встречаются случаи, когда одна организация предоставляет другой организации (не зависящей от нее) беспроцентные займы, векселя, кредиты и т.п. В связи с этим представляется необходимым установить порядок налогообложения экономической выгоды при совершении подобных операций.

4. Предполагается усовершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов.

5. Срок полезного использования амортизируемого имущества определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Учитывая принятые в последнее время решения, представляется необходимым провести анализ практики применения повышающих коэффициентов к норме амортизации с целью принятия решения об их дальнейшем использовании.

Необходимо отметить и тот факт, что на данном этапе исчисление налога является очень сложным и трудоемким процессом, что обусловлено большим объемом документооборота и сложностями при определении доходов и расходов. Для решения этой проблемы необходимо максимально унифицировать и упростить порядок определения доходов и расходов налогоплательщика.

Помимо указанных в налоговой политике направлений совершенствования, одной из важнейших перспективных задач совершенствования системы налогообложения прибыли является ослабление ее фискальной направленности, либерализация при повышении четкости и ясности налогового законодательства, ликвидация противоречивой нормативной базы, сложных и неопределенных налоговых процедур. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение ? препятствовать стабильному развитию инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законному наращиванию капитала. Фискальная функция налога на прибыль должна быть вторичной./6/

Реформирование налогообложения прибыли, как и налоговой системы, в целом, должно опираться только на воспроизводственный принцип, налог должен стимулировать рост производства, его пропорциональность, повышение производительности труда. Необходимо создание налоговых стимулов в виде различных льгот, способствующих развитию бизнеса. Данная мера практически не применялась в последние годы. Деловые объединения предлагают восстановить 10-процентную инвестиционную льготу по налогу на прибыль, которая действовала у нас в стране. Кроме того, бизнес выступает за получение права вычитать из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль до 50% в стоимости затрат на обучение специалистов. Это бы позволило активно стимулировать начальное и среднее профессиональное образование.

Необходимо поставить в разные налоговые условия тех, кто занимается инновационным производством, и тех, кто занимается продажей и перепродажей продукции, а также дифференцировать ставку налога на прибыль для стимулирования роста производства ? данное предложение является основным по совершенствованию механизма взимания налога на прибыль организаций.

Заканчивая данную главу курсовой работы, можно отметить следующее: неоспоримо, что совершенствование налога на прибыль организаций необходимо продолжать, анализируя исторический отечественный опыт налогообложения и изучая новые подходы в области взимания данного налога путем изменения налогового законодательства, в частности предполагаются следующие направления:

1) максимально унифицировать и упростить порядок определения доходов и расходов налогоплательщика;

2) ввести налоговые льготы для предприятий инновационной деятельности;

3) снизить налоговую нагрузку на данную отрасль;

4) дифференцировать ставку налога на прибыль для стимулирования роста производства.

Естественно, что предлагаемые меры не в состоянии изменить экономическую ситуацию, однако можно предположить, что они могут послужить хорошей базой для корректировки налоговой политики на среднесрочную перспективу.

Опубликовано / Май 28, 2018
Рубрики:
Блог