Приказ на нормы расхода топлива образец рб

ПРИКАЗ О НОРМАХ РАСХОДА ТОПЛИВА

Главная → НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА → ПРИКАЗ О НОРМАХ РАСХОДА ТОПЛИВА

ПРИКАЗ О НОРМАХ РАСХОДА ТОПЛИВА.

Также предлагаем вам скачать на нашем ресурсе Методические рекомендации АМ-23р и дополнение к ним НА-50р. Ссылки на эти два документа вы также можете найти ниже. А теперь о самом приказе.

Основанием для обоснованного списания расхода топлива является не только наличие базовой нормы, которую вы нашли в рекомендациях или заказали у нас. Основанием будет является внутренний документ с подписью руководителя в котором будут конкретно указаны соответствующие данные (об этом далее). Этот документ называется приказ о нормах расхода топлива.

ПРИКАЗ О НОРМАХ РАСХОДА ТОПЛИВА. СОДЕРЖАНИЕ.

Здесь есть два варианта.

Первый вариант — это на основании Методических рекомендации АМ-23р и/или дополнении к ним НА-50р и НА-80р.

Второй вариант — это если вы заказали расчет у нас. Тогда вы указываете, что на основании выполненных расчетов ООО «Транспортный консалтинг» по договору (№, дата).

Далее вы указываете за каким автомобилем какую вы базовую норму расхода топлива устанавливаете.

У автомобиля необходимо указать марку и государственный регистрационный знак. Это необходимо для его идентификации.

Затем опять же два варианта.

Первый — это вы указываете сразу конечные эксплуатационные нормы с учетом поправочных коэффициентов. То есть летние нормы, зимние нормы, с кондиционером или без него, в городе или на трассе (с учетом лета и зимы).

Второй вариант (и на мой взгляд это самый удобный вариант) — это указать не конечные эксплуатационные нормы, а наименование поправочных коэффициентов с которыми вы будете работать и их размеры.

Все варианты вы можете определить для себя сами. С каким удобнее вам работать так и оформляйте приказ о нормах расхода топлива.

ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА О НОРМАХ РАСХОДА ТОПЛИВА

БАЗОВЫЕ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА МИНТРАНСА

То есть на вопрос: «А может ли ваш авто потреблять столько топлива?» должен быть ответ: «Да, может. Вот расчет.»

Поэтому мы рассчитаем, скорректируем и согласуем с вами индивидуальные реальные нормы для обоснованного списания.

Приказ на нормы расхода топлива образец рб

Применение норм расхода топлива: 3 важные детали

(Комментарий к постановлению Минтранса Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3)

Виталий Раковец, аудитор ООО «АудитИнком»

Организация купила новый автомобиль, а нормы расхода топлива на него не установлены. Знакомая ситуация? Как списывать расходы топлива на затраты? Можно ли самой организации разработать такую норму? Эти вопросы разъясняет автор.

Статьи по теме

eщё 155 материалов по теме

Пересмотр норм при изменении законодательства

Многие организации используют автомобили продолжительное время и применяют по ним нормы расхода топлива |*| , установленные перед началом их эксплуатации. Не все из них учли, что еще с 1 августа 2012 г. постановлением Минтранса Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3 (далее – постановление № 3) установлены Нормы расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование (далее – нормы расхода топлива).

Важно! Для многих автомобилей нормы расходы топлива снижены по сравнению с ранее действовавшими.

В постановление № 3 периодически вносятся изменения и дополнения. Например, постановлением Минтранса Республики Беларусь от 20.01.2016 № 2 (далее – постановление № 2) введены нормы расхода топлива для многих марок автомобилей.

Организациям, у которых есть такие транспортные средства, необходимо было утвердить приказом (образец см. на с. 61) руководителя данные нормы расхода топлива с учетом понижений и повышений, установленных руководителем организации для работы в различных условиях.

Важно! Не забывайте пересматривать нормы расхода топлива |**| при изменении норм законодательства в данной сфере.

Применение временной нормы расхода топлива

В случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления организации вправе вести учет расхода топлива при эксплуатации автомобилей по временной норме сроком не более 6 месяцев (п. 7 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141)).

Временная норма расхода топлива – объем топлива, потребляемый двигателем автомобиля, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом)-изготовителем для данного автомобиля (п. 3 Инструкции № 141).

В случае отсутствия контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, временную норму расхода топлива утверждает руководитель организации.

Таким образом, временную норму расхода топлива можно применять до установления нормы расхода топлива РУП БелНИИТ «Транстехника» либо законодательством. С момента установления нормы расхода топлива организациям необходимо применять установленную РУП БелНИИТ «Транстехника» либо законодательством норму расхода топлива. К ней же следует применять повышения нормы расхода топлива.

Пример 1. Применение временной нормы расхода топлива

Временная норма расхода топлива на новый автомобиль установлена решением руководителя от 21.03.2016. РУП БелНИИТ «Транстехника» 10 августа 2016 г. установило рекомендуемую норму расхода топлива на данный автомобиль, которая оказалась меньше временной. С 10 августа 2016 г. организации следует применять установленную норму расхода топлива. Применять до 21 сентября 2016 г. временную норму расхода топлива организация не вправе.

Указание расхода и остатка топлива в путевых листах, документах бухгалтерского учета

Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено, с какой точностью следует отражать расход и указывать остаток топлива в путевых листах.

Форма путевого листа при выполнении автомобильных перевозок грузов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 26.11.2010 № 138, предусматривает указание показателей по топливу в литрах. При этом в документе не уточняется, обязательно ли показатели по топливу указывать в целых числах либо можно (нужно) указывать их десятыми, сотыми долями литров.

Аналогичное указание предусматривают формы путевых листов при автомобильной перевозке пассажиров, утвержденные постановлением Минтранса Республики Беларусь от 29.03.2012 № 25.

В постановлении № 3 линейные нормы расхода топлива указаны с одним знаком после запятой.

Смотрите так же:

  • Полипропиленовые трубы правила Прокладка водопроводных полипропиленовых труб Всё большее число наших соотечественников для производства сантехнических работ отдают предпочтение трубам из полипропилена. Удобство применения, низкая стоимость и […]
  • Выплата пособия по уходу за ребенком до 3 лет при выходе на работу Пособие 50 рублей в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет за счет работодателя Одно из немногих пособий, гарантированных на федеральном уровне, которое выплачивается работающим родителям (матери или отцу), […]
  • Пенсия по потере кормильца ребенку 5 лет Страховые и социальные пенсии ребенку по потере кормильца Под страховыми пенсиями детям до 18 лет (до 23 лет при обучении по очной форме) подразумеваются ежемесячные компенсационные выплаты за труд или исполнение […]
  • Экзамен для мигрантов вопросы на патент Сводный перечень вопросов и ответов по основам законодательства РФ Тема 1. Государственная символика РФ 1) Как выглядит флаг России? Флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх […]
  • Правила написания объявления Правила написания объявлений Необходимо: Зарегистрироваться на сайте Войти на сайт под своим логином и паролем Выбрать рубрику доски объявлений (Собаки, Кошки, Птицы и т.д) Выбрать подрубрику (Вязка, Куплю, […]
  • Следственный комитет история Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений […]

Установленные Инструкцией № 141 повышения (понижения) и дополнительный расход топлива указаны либо в процентах, либо в абсолютных величинах с указанием не более 2 знаков после запятой.

Таким образом, нормы расхода топлива |*| могут быть даже с 3 знаками после запятой.

Пример 2. Расчет линейной нормы расхода топлива

Линейная норма расхода топлива по автомобилю Alfa Romeo 146 1,4i определена в размере 6,9 л на 100 км. По нему установлено повышение нормы расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, оборудованного кондиционером, установкой «климатконтроль» или дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме, на 7 %.

Норма расхода топлива составит 7,383 л (6,9 л + 6,9 л × 0,07).

Если повышение (понижение) линейной нормы расхода топлива устанавливается не в целых процентах, то количество знаков после запятой у нормы расхода топлива по автомобилю может быть и больше.

В чеках и отчетах АЗС отпуск топлива указывается с двумя знаками после запятой.

Поскольку законодательство не содержит четких указаний, с какой точностью следует отражать расход и указывать остаток топлива в путевых листах, документах бухгалтерского учета, данный вопрос следует закрепить в учетной политике организации.

Фактический расход топлива можно округлять до десятых долей литра, до сотых долей литра, до иной величины.

Руководствуясь нормами постановления Минтранса Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3, а также нормами Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141, приказываю утвердить и ввести в действие прилагаемые нормы расхода топлива на автомобили ООО «Транспорт».

Контроль за правильным применением норм расхода топлива возложить на главного механика Павлюковича С.П.

Главному бухгалтеру Мицкевич Е.В. обеспечить применение норм расхода топлива в бухгалтерском и налоговом учете организации.

Приказ на нормы расхода топлива

Статьи по теме

Практически в любой организации используется свой автомобильный транспорт, а это значит, что на его работу расходуются горюче-смазочные материалы (ГСМ): топливо, моторное масло и т.п. Для отражения в бухгалтерском учете и для целей налогообложения при расчете расходов на использование ГСМ должны применяться определенные нормы.

В данной статье мы поговорим о нормах расходования топлива и затронем следующие темы:

  • нормирование расхода топлива в организации;
  • как применять нормы расходы топлива;
  • приказ на нормы расхода топлива.

Нормирование расхода топлива в организации

При определении норм расхода топлива на эксплуатацию своих автомобилей организациям следует ориентироваться на Методические рекомендации №АМ-23-р «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные Распоряжением Минтранса России 14.03.2008. Несмотря на то, что данный документ носит рекомендательный характер, а несоблюдение установленного им порядка определения норм расхода ГСМ не влечет наложения административного взыскания, для нормирования расхода топлива в организации целесообразно руководствоваться именно этим документом.

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедия кадровых приказов от Системы Кадры.

Нормы расхода топлива в организации устанавливаются отдельно для каждой модели, марки и модификации используемых автомобилей с учетом их классификации, назначения и условий работы. Указанные в Методических рекомендациях №АМ-23-р нормы представляют собой расход топлива на транспортировку грузов или пассажиров. Дополнительный расход ГСМ, не связанный непосредственно с перевозкой пассажиров и грузов, в установленные данным документом нормы не включен.

При использовании Методических рекомендаций №АМ-23-р следует учитывать, что Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 №НА-80-р в данный документ были внесены значительные изменения.

Как применять нормы расходы топлива?

Налоговое законодательство относит расходы на топливо к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Эти расходы организация вправе учесть в составе материальных расходов. Однако до недавнего времени такие расходы налоговые инспекции признавали допустимыми лишь в пределах норм, указанных в Методических рекомендациях №АМ-23-р, а разработка собственных норм списания топлива разрешалась только в отношении транспортных средств, которые не упоминались в этом документе.

Впрочем, в 2013 году Минфин разрешил организациям утверждать собственные нормы расхода топлива, попутно отметив, что Налоговый кодекс не предусматривает нормирование таких расходов (письмо Минфина РФ от 30.01.13 № 03-03-06/2/12).

Конечно, для точного планирования и учета расхода топлива нормы его списания должны соответствовать действительности. Установка завышенных нормативов может спровоцировать работников к хищению излишков топлива. Заниженные нормы будут приводить к постоянному перерасходу ГСМ, который необходимо будет каким-то образом обосновывать, или к закупке недостаточного объема топлива, что может приостановить работу транспортной системы предприятия.

Приказ на нормы расхода топлива

Чтобы наладить планирование и учет расхода топлива, а также обезопасить себя от претензий проверяющих органов, руководителю организации следует выпустить приказ о применении норм расхода ГСМ. В документе можно указать срок действия норм, а можно установить нормы бессрочно — определенных требований законодательства здесь нет.

В приказе на нормы расхода топлива надо указать, с какого момента действуют его положения, но одной этой даты мало. Дело в том, что нормы списания топлива могут меняться в зависимости от времени года (летний или зимний сезон), поэтому в приказе также отмечают периоды для применения сезонных норм. Следует учитывать, что в каждом регионе России установлен свой зимний период. В приложении 2 к Методическим рекомендациям №АМ-23-р указана предельная величина зимних надбавок и зимние месяцы, когда она применяется, по регионам страны.

Также целесообразно отразить в документе, руководствуется ли организация при разработке норм Методическими рекомендациями №АМ-23-р. В случае проверки отсылка к официальному документу обычно положительно влияет на рассмотрение спорных вопросов. Если компания разрабатывает нормы самостоятельно, не помешает упоминание других технических или нормативных документов, используемых при разработке норм. Особенно важно привести в приказе подробный расчет норм в отношении тех транспортных средств, для которых Минтрансом не предусмотрены нормативы расхода.

В приказ следует внести подробную информацию об эксплуатируемых автомобилях, в том числе их марки и государственные регистрационные знаки. Также стоит назначить этим же приказом лицо, ответственное за использование утвержденных норм расхода топлива.

Рекомендуем материалы по теме:

Расход топлива: налоговый и бухгалтерский учет

Если компания приняла решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Организация вправе самостоятельно установить нормы расхода топлива, а также сезонные надбавки.

Нормы расхода топлива Минтранса РФ последний раз подвергались редакции в июле 2015 года (распоряжение Минтранса России от 14.07.2015 № НА-80-р). В список были добавлены марки легковых и грузовых автомобилей отечественных и зарубежных стран с 2008 года выпуска и значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в части, касающейся Крымского федерального округа.

Коэффициенты к нормам расхода топлива следующие. Если в городе проживают:

  • свыше 5 миллионов человек — норму можно увеличить до 35 процентов;
  • от 1 до 5 миллионов человек — до 25 процентов;
  • от 250 тысяч до 1 миллиона человек — до 15 процентов;
  • от 100 до 250 тысяч человек — до 10 процентов;
  • до 100 тысяч человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5 процентов.

В последней редакции норм расхода топлива Минтранса РФ компаниям также разрешено применять повышающие коэффициенты, если у машины большой пробег или если она находится в эксплуатации свыше пяти лет. До этого повышенные нормы расхода топлива применялись только для старых автомобилей с большим пробегом.

Нормы расхода топлива и налоговый учет

По общим правилам компания не обязана применять нормы расхода топлива Минтранса РФ, так как в Налоговом кодексе нет требования о нормировании расходов на бензин (письмо Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Затраты на горюче-смазочные материалы компания может учитывать как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) или включать в прочие расходы, связанные с содержанием служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Однако зачастую установленные нормы больше подходят для идеальных условий, чем для реальных, поскольку фактический расход топлива зачастую превышает нормы расхода топлива Минтранса РФ Тем не менее компании используют рекомендованные нормы, а не собственно разработанные.

Если компания примет решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Для этого достаточно составить приказ, в котором сослаться на распоряжение Минтранса России, записать марки автомобилей и рассчитать лимиты. При разработке собственных норм расхода топлива следует отталкиваться от транспортных условий (качества дорог, скорости движения), учитывать загруженность машины, ее техническое состояние. Также следует учитывать климатические условия, наличие кондиционера или климат-контроля в машине. Например, в зимнее время расход топлива будет значительно выше, и к установленным базовым нормам следует применять надбавки, которые зависят от климатических районов (приложение № 2 к Методическим рекомендациям, утв. распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации)). Так, для Москвы Минтранс РФ установил предельную величину зимней надбавки не более 10 процентов на период с 1 ноября по 31 марта.

Период применения зимних надбавок к норме расхода топлива и их величина должны быть оформлены распоряжением региональных органов власти. Если такого распоряжения нет, то период применения зимних надбавок, а также их величину должен установить руководитель компании своим приказом.

Образец приказа о нормах расходования топлива в компании

Приказ

ООО «Анкор» г. Москва 31 декабря 2016 г.

На основании контрольных замеров расхода топлива (акт от 21.12.2016 № 1) и руководствуясь распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в редакции распоряжения от 14.07.2015 № НА-80-р),
Приказываю:
1. Ввести в действие с 01.01.2017 следующую норму расхода дизельного топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» в период с 1 апреля по 31 октября — 13 литров на 100 км пробега.
2. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) применять повышающий коэффициент — 10%. Итоговая «зимняя» норма расхода топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» составляет 14,3 литра на 100 км пробега.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Иванов И.И.

Расход топлива в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете ГСМ списывают на себестоимость продукции (работ, услуг) для производственных предприятий или в расходы на продажу для торговых предприятий. Списание выполняют на основании первичных документов:

  • путевого листа (списывают используемое топливо);
  • акта на списание ГСМ (списывают прочие смазочные материалы).

С помощью путевых листов можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

К учету горюче-смазочные материалы принимают по фактической стоимости.

Списание ГСМ может производиться следующими методами:

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения запасов (ФИФО).

Способ списания по себестоимости каждой единицы для горюче-смазочных материалов на практике не применяется. Используется в основном способ по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Для отражения на счетах бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов используют аналитический счет 10, к нему отрывают субсчет 10.3.

Приход отражают проводками:

ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 71
— оприходовано приобретенное топливо через подотчетное лицо на основании авансового отчета;

ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 60
— оприходовано приобретенное через поставщика топливо;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— принят НДС к учету на основании счета-фактуры от поставщика;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
— принят НДС к зачету.

Списание горюче-смазочных материалов может производиться из расчета использованного количества (фактического или нормативного). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученную сумму списывают проводкой:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44, 91) КРЕДИТ 10-3
— списано израсходованное топливо.

Московская компания в январе закупила бензин в количестве 200 л по стоимости 38 руб.
Остаток бензина на начало месяца у организации был 70 л по средней себестоимости 45 руб.
Бензин в количестве 20 л был использован для заправки автомобиля марки Lada Granta 219060 1.6 (ВАЗ-11183). Организация использует автомобиль только для служебных перевозок управленческого персонала.
В соответствии с учетной политикой организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Рассчитаем среднюю себестоимость списания за январь:

(70 л x 45 руб. + 200 л x 38 руб.) : (70 л + 200 л) = 39,81 руб.

1) Рассмотрим вариант списания по факту.

В соответствии с путевым листом за январь сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 50 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 51 л.
Рассчитаем фактическое использование:

50 + 30 — 51 = 29 л.

Сумма к списанию:

29 л x 39,81 руб. = 1154,49 руб.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
— 1154,49 руб. — списание бензина на основании бухгалтерской справки-расчета.

2) Рассмотрим вариант списания по норме.
В путевом листе сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 7600 км, в конце — 7850 км. Пройдено 250 км.

Для списания бензина по норме используем формулу:

Qн= 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D),

где: Qн — нормативный расход топлива, л;
Hs — базовая норма расхода топлива, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (его значения приведены в п. 5 Методических рекомендаций и в приложении № 2 к ним).
По таблице в подп. 7.1 Методических рекомендаций по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8,4 л.
Для Москвы поправочный коэффициент D = 35%.
За работу в зимнее время D = 10%.
При использовании климат-контроля при движении автомобиля D = 7%.

Считаем расход бензина:

0,01 x 8,4 л x 250 км x (1 + 0,01 x 52) = 31,92 л.

Сумма к списанию: 31,92 л x 39,81 руб. = 1270,74 руб.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
— 1270,74 руб. — списание бензина.

Так как автомобиль используется в качестве служебного, в рамках налогового учета в обоих случаях расходы на ГСМ прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Напоследок хочется напомнить, что, прежде чем списать горюче-смазочные материалы и правильно отразить их данные в бухгалтерском и налоговом учете, необходимо помнить следующее.

Расходы должны быть экономически обоснованы. В случае со списанием на производство ГСМ нормы расходования должны быть установлены приказом руководителя предприятия и отражены в учетной политике.

Расходы должны быть документально подтверждены, то есть применительно к данной теме расход топлива должен быть подтвержден путевыми листами автомобильного транспорта.

Необходимо соблюдать все правила в части учета ГСМ начиная с момента их приобретения, определения фактической себестоимости при приобретении и списании на производство.

Екатерина Горохова, главный бухгалтер компании «НАФКО-Консультанты»

Наличие приказа об утверждении норм расхода ГСМ по автопарку защитит компанию от налоговых претензий

Статьи по теме

На протяжении долгого времени остается спорным вопрос: в каких пределах компания вправе учитывать в расходах стоимость приобретаемого для автомобилей топлива и нужно ли нормировать такие расходы? Безопаснее закрепить нормы списания ГСМ во внутреннем приказе компании

С огласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на топливо и горюче-смазочные материалы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Кроме того, расходы на приобретение горючего компания вправе учесть в составе материальных расходов на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ (письмо Минфина России от 10.06.11 № 03-03-06/4/67).

При этом ни одна из указанных норм НК РФ не требует нормировать расходы на топливо при исчислении налога на прибыль.

В письмах от 10.06.11 № 03-03-06/4/67, от 03.09.10 № 03-03-06/2/57 и от 14.01.09 № 03-03-06/1/6 финансовое ведомство добавляет, что такие расходы признаются только в пределах норм, указанных в Методических рекомендациях «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации). Разработку и утверждение собственных норм топлива и ГСМ Минфин России одобряет только в отношении тех транспортных средств, для которых Методические рекомендации не устанавливали нормативы.

Однако в 2013 году в письме от 30.01.13 № 03-03-06/2/12 Минфин России изменил свою позицию, сменив «обязаны» на «вправе». Одновременно чиновники указали, что Налоговый кодекс не предусматривает нормирование указанных расходов.

В связи с неоднозначными разъяснениями чиновников компания может себя обезопасить от претензий проверяющих, утвердив приказ о применении норм топлив и ГСМ, применяемых в целях налогообложения (см. образец справа).

1 . В документе важно указать, с какого момента действуют его положения. Учитывая тот факт, что нормы списания топлива могут относиться к разным временным периодам (летний или зимний сезон), в приказе целесообразно указать момент, с которого утвержденные нормы будут иметь силу в целях налогообложения. В случае изменения норм компания может составить новый приказ с актуальной датой. К примеру, в связи с модернизацией транспортного средства у компании может появиться необходимость увеличить нормы расхода топлива.

2 . В приказе целесообразно отразить позицию компании о том, руководствуется она утвержденными нормами Минтранса или применяет самостоятельно разработанные нормативы. Безусловно, более безопасным вариантом для налогоплательщика является установление норм в соответствии с Методическими рекомендациями. Другой вариант — разработать собственные нормативы. Но здесь есть риски.

В частности, Минфин России в письме от 30.01.13 № 03-03-06/2/12 указал, что компания именно вправе использовать нормы, установленные в Методических рекомендациях. Отсюда можно сделать вывод, что обязанности для компании делать это не установлено.

ФАС Московского округа в постановлении от 25.10.2012 № А40-13623/12-75-66 также признал правоту компании, которая утвердила приказом собственные нормы.

В другом деле суд этого же округа указал, что нормирование расходов на приобретение ГСМ налоговым законодательством вовсе не предусмотрено, а утвержденные Минтрансом нормы не обязательны, так как носят рекомендательный характер (постановление ФАС Московского округа от 25.09.07, 28.09.07 № КА-А41/9866-07).

ФАС Уральского округа в постановлении от 20.02.08 № А60-8917/07 указал, что применение норм расхода ГСМ, утвержденных Минтрансом России, является ошибочным, поскольку эти нормы установлены в качестве основы в целях планирования поставки и контроля расхода топлива и масел. Такие нормы не предназначены для регулирования налоговых отношений. Аналогичные выводы содержатся в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.11 № 15АП-5336/2011.

Вместе с тем, каким бы ни было решение компании — применять нормы, установленные Минтрансом, или же самостоятельно разработать исходя из технических документов, целесообразнее в приказе сделать ссылку на документы, на основании которых ведется учет.

3 . Компания может установить бессрочный период действия норм, однако безопаснее периодически пересматривать установленные нормативы топлива и ГСМ. На практике организации указывают как определенный срок действия норм, например календарный год, так и устанавливают бессрочный срок. Каких-либо требований законодательством не установлено.

Отсутствие процедуры пересмотра утвержденных норм может стать причиной ошибок в учете. Ведь на практике может возникнуть ситуация, при которой компания использует автомобили только в зимний период или исключительно летом или же меняет местность их эксплуатации, — соответственно изменяются и надбавки к нормам расхода топлива.

4 . В приказ вносится подробная информация об автомобилях, в том числе марка автомобиля и его государственный регистрационный знак. Данный реквизит упрощает работу как бухгалтеру компании, так и проверяющим. Подробная информация позволит без ошибок сопоставить норму по конкретному транспортному средству и списанные по нему затраты на топливо и ГСМ в целях налогообложения.

5 . Подробный расчет норм топлива в документе особенно важен в отношении тех транспортных средств, для которых Минтранс не предусмотрел нормативы расхода. Это касается автомобилей, которые уже давно не выпускаются, или, напротив, новых моделей, уникальных автомобилей, по которым нормы не установлены.

По мнению Минфина России, установить нормы по таким автомобилям компания может исходя из технической документации или информации, предоставляемой изготовителем автомобиля (письмо от 14.01.09 № 03-03-06/1/6). Аналогичное мнение финансовое ведомство высказало в отношении автомобиля марки ВАЗ-217030 (письмо от 22.06.10 № 03-03-06/4/61).

Практика показывает, что компаниям, которые списывали топливо без указания источников, на основании которых рассчитывались нормативы расхода топлива по таким автомобилям, пришлось отстаивать свое мнение в суде. Некоторые суды поддерживали налогоплательщиков (например, постановления ФАС Московского от 28.09.07 № КА-А41/9866-07 и Центрального от 04.04.08 № А09-3658/07-29 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08) округов).

Таким образом, в случае возникновения судебного спора важно, чтобы фактический расход топлива был документально подтвержден и обоснован. В постановлении от 16.09.10 № Ф09-7311/10-С2 ФАС Уральского округа согласился с компанией только потому, что представленные документы в совокупности подтверждали реальный размер расходов на ГСМ.

6 . В каждом регионе России в целях применения надбавки к нормам топлива установлен свой зимний период. В приложении 2 к Методическим рекомендациям установлена предельная величина зимних надбавок по каждому региону с указанием, в каком регионе какие месяцы считаются зимними. Например, для Москвы зимнее время — это период с 1 ноября по 31 марта 2013 года. В эти месяцы компания вправе применять зимние надбавки к нормам расхода топлива в размере 10%. Для регионов, расположенных в различных климатических зонах, но относящихся к одному федеральному округу, дополнительная дифференциация не проводится.

Таким образом, поскольку не установлен единый зимний период для всех регионов, отражение такой информации в локальном акте исключит путаницу и ошибки в учете, а также избавит от претензий налоговиков.

7 . Указание в документе лица, ответственного за использование утвержденных норм расхода топлива, снизит риск возникновения финансовых потерь. Назначение лица по учету топлива и ГСМ с налоговой точки зрения обеспечит достоверное и полное отражение приобретенного ГСМ и его использования. В случае проверки такое лицо сможет предоставить налоговикам подробную информацию о расчете норм топлива и его фактическом расходе, а также разъяснить какие-либо нюансы

Опубликовано / Май 26, 2018
Рубрики:
Блог