Понятие диалектики категории и законы диалектики

Понятие диалектики категории и законы диалектики

1) Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий» /прямая формулировка/ и «движение системы означает существование в ней противоречий» /обратная формулировка/. Данный закон позволяет рассматривать эволюцию замкнутой системы, не прибегая к посторонним силам.

2) второй закон диалектики, который принято называть законом перехода количества в качество, чаще всего записывается в следующем виде: накопление незаметных, постепенных изменений в определенный для каждого процесса момент приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому.

Наиболее простая и точная структурная формулировка второго закона диалектики выглядит следующим образом: «структурные факторы системы квазиустойчивы». /Закон динамики структур./ В развернутой форме данное утверждение означает, что в течение определенного /длительного/ времени система развивается, сохраняя свою структуру, а затем происходит качественный скачок, выражающийся в замене одной структуры другой.

3) Закон отрицания отрицания. У В. Свидерского: «данный закон содержит в себе четыре основные черты: развитие как отрицание, поступательный характер развития, ступенчатость развития и известное повторение на последней стадии развития некоторых существенных черт первой ступени, но на новой основе». Структурная формулировка третьего закона диалектики: «Структурность системы сохраняется в процессе движения».

Категории диалектики — общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. В современной диалектике к базовым категориям относят:

  • Сущность — нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.
  • Явление — непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление — это проявление сущности.
  • Единичность — категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.
  • Случайность — такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.
  • Необходимость — закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.
  • Свобода — способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

Диалектика. Понятие и категории диалектики

Главная > Контрольная работа >Философия

1. Понятие движения и развития.

2. Основные законы диалектики.

3. Основные категории диалектики.

4. Динамическая, статистическая закономерности.

5. Детерминизм и индетерминизм

Диалектика («спор, дискуссия») – это такое видение мира, где предметы и явления находятся во взаимообусловленности, взаимосвязи. Она представляет современную философскую теорию развития. Диалектика — учение о развитии науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления.

Исторические формы диалектики: — античная диалектика — идеалистическая — материалистическая

Объективная диалектика: имеется в виду движение, изменение, становление вещей и явлений природы и общества (общественная реальность). Субъективная диалектика: представляет собой движение, изменение, становление человеческих мыслей и представлений.

Основные принципы диалектики: принцип развития — принцип всеобщей (универсальной) связи.

К альтернативам диалектики относятся: — метафизика — негативизм — эклектика — софистика — догматизм — рементивизм

Метафизика является развитой всеохватывающей теорией.

Различия между метафизикой и диалектикой: — По вопросу связи старого и нового: диалектика признаёт наличие связи между старым и новым. Метафизика полностью отвергает это, считая, что новое целиком вытесняет старое.

-По вопросу о причине движения: метафизика считает, что движение не может исходить из самой материи, первопричиной движения является первотолчок.

-По вопросу взаимодействия количества и качества: метафизика не видит взаимосвязи между количеством и качеством, по ее мнению, количество меняется благодаря качеству (само по себе улучшается и ухудшается).

-По направленности движения: диалектика считает, что развитие происходит по восходящей спирали. Метафизика же признаёт развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признаёт направленности развития.

-по отношению к окружающей среде: диалектика признаёт мир во всём его многообразии (цветное восприятие мира). Метафизика — по принципу: чёрное и белое, однообразное.

1. Понятие движения и развития.

Движение — всякое изменение вообще. Формы движения: — механическая — физическая — биологическая — химическая — социальная В настоящее время к ним присоединились такие 2 формы: — геологическая — планетарная — компьютерная

Основные формы подразделяются на 2 группы: низшие и высшие. Высшее возникло из низшего, однако, не сводится к нему. Среди разнообразных свойств форм движения выделяются такие, которые определяют движение.

Развитие – это количественно-качественное изменение материальных объектов, которые характеризуются направленностью, закономерностями и необратимостью. Понятия «развитие» и «движение» не являются синонимами, они не тождественны. Если развитие это всегда движение, то не всякое движение является развитием. Простое механическое перемещение предметов в пространстве, конечно же, являет движением, но не развитием. Развитие, происходящее с течением времени у новорожденного есть развитие. Развитием является и изменения, происходящие в обществе на том или ином историческом отрезке.

Развитие характеризуется 3 признаками: — качественный характер изменений — их необратимость — направленность

Таким образом, критерии движения носят не одномерный, а комплексный характер. Изменения не могут накапливаться. Процесс, свойственный развитию, имеет место там, где происходит становление нового качества или состояния.

Развитие, по своей направленности, может быть прогрессивным (от низшего к высшему, от простого к сложному) и регрессивным (от высшего к низшему — деградация). Прогресс и регресс не изолированы. Всякое прогрессивное изменение сопровождается регрессивным, и наоборот.

2. Основные законы диалектики Закон — это существенная и устойчивая связь предметов и явлений, которая обуславливает их упорядоченное изменение. Закономерность — это совокупность законов, близких по содержанию, которые обуславливают тенденцию и направленность системы.

3 закона диалектики: — закон единства и борьбы противоположностей — закон перехода количественных изменений в качественные — закон отрицания отрицания

Ядро диалектики составляет закон единства и борьбы противоположностей, который даёт ответ на вопрос об источнике развития. Таким источником в диалектике считаются противоположные начала. Противоположности – стороны, моменты, явления, которые, с одной стороны, взаимоисключают друг друга, а с другой, существуют в неразрывной связи.

Противоречие есть единство противоположностей.

Суть первого закона диалектики заключается в следующем: разделение единого целого на противоположные начала, борьба противоположностей, приводят к разрешениям противоречий и переходу на новый качественный уровень.

Второй закон диалектики служит развитием и конкретизацией первого и даёт ответ на вопрос о механизме развития: накопление качественных изменений в определённый момент времени приводит к трансформации качества предметов, т.е. к возникновению нового. Количество – философская категория, выражающая такую определённость предмета, изменение которой не приводит к превращению предмета в другой предмет. Иными словами, количество есть мера развития качества. Качество – философская категория, выражающая внутреннюю определённость предмета. Качество, т.о., выражает устойчивость предметов или явлений. Мера – это единство качественной и количественной характеристик. Она своего рода интервал, в рамках которого количественные изменения не вызывают качественных.

Третий закон выражает направленность развития. Согласно этому закону, ни в одной области развитие не может происходить без отрицания предыдущих стадий развития, но сохраняется все ценное и жизнеспособное.

Развитие происходит по спирали, в процессе развития предмет или явление возвращается к ранее пройденным ступеням, но на более высоком уровне.

1) Спиралевидное направление развития определяется двойным отрицанием. 2) Отрицание данного предмета или явления. 3) Синтез позволяет сохранить некоторые прежние свойства объекта на более высоких ступенях его развития.

Смотрите так же:

  • Сайт исполнение наказаний Федеральная служба исполнения наказаний Официальное наименование Федеральная служба исполнения наказаний ФСИН России находится в ведении Министерства юстиции РФ и осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) […]
  • Форма заявления о переоформление лицензии Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ЗАЯВЛЕНИЕ на переоформление (в т.ч. в связи с реорганизацией) лицензии на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и […]
  • Английский для юристов баранова Английский для юристов баранова . 80-84 Филологические науки. Художественная литература 81 Языкознание 81.2 Частное языкознание. Языки мира Чтение online Just English. Английский для юристов. Введение в […]
  • Правила ст сн Непроизносимые согласные, сочетания с -сн- -зн- - Всё на пять! Непроизносимые согласные, сочетания с -сн- -зн- В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.Например: звёздный, местный, здравствуй, […]
  • Правило гаузе или правило конкурентного исключения Правило гаузе или правило конкурентного исключения Правило конкуренции распространяется как на внутривидовую конкуренцию, так и на межвидовую. Его суть заключается в том, что два вида с одинаковыми потребностями не […]
  • Правило ношения медалей на форме полиции Правило ношения медалей на форме полиции "ЕСЛИ НАГРАЖДАТЬ ВСЕХ. "Награды МВД РФ и правила их ношения «…Если награждать всех, награды обесценятся. Награждай лучших, чтобы воодушевить всех.» («Искусство войны», […]

3. Основные категории диалектики.

Наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Философские категории носят предельно общий широкий характер и применяются во всех областях исследований. Диалектика применяет такие категории, которые выступают как парные, определяющие полярные стороны действительности: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.

4.Динамическая и статистическая закономерности

Динамические закономерности характеризуют поведение изолированных объектов и позволяет установить точно определённую связь между отдельными состояниями предмета (например: законы классической механики). Механический детерминизм абсолютизировал динамические закономерности, рассматривая их как абсолютные. Утверждалось, что зная состояние объекта в исходный момент времени, можно предсказать его состояние в любой другой момент времени.

Статистические закономерности проявляется в массе явлений, имеют форму тенденции. Эти закономерности называют вероятностными, так как они описывают состояние индивидуального объекта с определённой долей вероятности. Статистическая закономерность присуща тем системам, которые являются не автономными и имеют большое число элементов (например: законы квантовой механики и законы в обществе и истории).

Статистические закономерности, как и динамические, являются выражением детерминизма.

Термин детерминизм (лат. « determinare» — отличать, определять, отделять)

Детерминизм – закон о всеобщей закономерной связи причинной обусловленности всех предметов и явлений.

Различают 2 исторические формы детерминизма: — Механический (Лаплассовский) — Современно-статистический детерминизм.

Индетерминизм — учение, отрицающее наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи. Для него характерно признание характерной воли, отрицание причинности явлений, явлений микромира. Индетерминизм утверждает, что в мире есть явления и события, которые появляются без всяких причин, и могут быть не связанными с другими явлениями и событиями.

Дальше предела…

Философия для жизни

Понятие диалектики. Категории, законы и принципы диалектики

Диалектика — это универсальная теория развития всех изучаемых нами аспектов действительности (духа, материи, сознания, познания и т.д.). Также под диалектикой понимают основанный на данной теории метод познания всего сущего.

Основоположник диалектики — немецкий философ Георг Гегель, наиболее известными работами которого являются «Феноменология Духа» и «Наука логики». В философской системе Г. Гегеля понятие диалектики играет главную роль. В историю философии Г. Гегель вошёл как один из главных создателей немецкой классической философии и философии романтизма.

Диалектика посредством специальных законов, принципов и категорий отражает развитие любого рассматриваемого аспекта действительности. Потому главным вопросом диалектики является вопрос: «Что есть развитие?».

Под развитием понимают такое изменение материальных и идеальных объектов, какое выводит сам объект на новый, более высокий уровень организации.

Закон — это объективные повторяющиеся связи между явлениями и внутри явлений окружающей действительности. Диалектические законы в отличие от законов естественных наук обладают также свойством универсальности.

Существует три основных закона диалектики:

1. единства и борьбы противоположностей;

2. переход количества в качество;

3. отрицания отрицания.

Единство и борьба противоположных начал есть внутренний источник развития всего сущего. Закон единства и борьбы противоположностей опирается на предположение о том, что из противоположных начал состоит всё сущее. Эти начала являются едиными по своей природе, но при этом находятся в состоянии борьбы, так как противоречат друг другу. В качестве примеров здесь можно назвать добро и зло, жизнь и смерть, чёрное и белое.

Закон перехода количественных изменений в качественные гласит, что при некоторых изменениях количественного характера в каком-либо объекте действительности непременно меняется его внутреннее качество. Но изменение качества явления имеет объективный предел. Ведь изменение качества неизбежно приводит к изменению меры, то есть к выходу за границы установившейся ранее системы координат. Например, при постепенном охлаждении воды, то есть при изменении количественного параметра — температуры, будет меняться её качество, но по достижению температуры в 0 градусов по Цельсию вода изменит своё агрегатное состояние.

Под количеством понимается исчисляемый параметр какого-либо явления, такой как объём, число, вес и т.д. Качество есть некоторая постоянная объективная система характеристик и связей явления. Понятие меры объединяет в себе количественные и качественные параметры явления.

Согласно закону отрицания отрицания, всё новое, что отрицает старое, занимая его место, само постепенно превращается из нового в старое и на следующем этапе развития отрицается чем-то ещё более новым. Примером действия данного закона может служить процесс ежедневного отмирания старых кровяных клеток и замены их новыми клетками. Отрицание и преодоление старых форм существования новыми есть фактор развития предметов и явлений действительности.

К основным принципам диалектики исследователи относят принцип историзма, принцип всеобщей связи, принцип системности и принцип причинности.

Базовыми категориями диалектической философии являются категории «сущность» и «явление», «единичное» и «всеобщее», «причина и следствие», «форма и содержание».

49. Понятие диалектики. Основные принципы и категории диалектики. Диалектика и метафизика

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

• единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами — тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие — то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

• содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, — оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети — частично родители, но уже на новой ступени);

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития — дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

• исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6.

Основными принципами диалектики являются:

• принцип всеобщей связи;

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

• внешние и внутренние;

• непосредственные и опосредованные;

• генетические и функциональные;

• пространственные и временные;

• случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

• вечность, неуничтожимость истории, мира;

• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Категория диалектики — наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.

К основным категориям диалектики относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.

К альтернативам диалектики относятся:

Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:

• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;

• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:

• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

• по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

• по вопросу направленности движения, развития — если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

• в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам «тезис — антитезис — синтез», то метафизический опирается на формулы «или — или», «если не то, значит — это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;

• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира»), а метафизика — однообразно, по принципу «черное — белое»;

• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозрительный» характер;

• в отношении к окружающему миру — диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика — состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим.

Понятие диалектики. Категории и законы диалектики

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики, категории, принципы.

Главная проблема диалектики – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся:

· единичное, особенное, всеобщее;

· причина и следствие;

· необходимость и случайность.

· возможность и действительность;

· сущность и явление;

· структура, форма и содержание.

Категория «отдельное» фиксирует отдельно существующие объекты, предметы, явления.

Категория «единичное» фиксирует неповторимые свойства конкретного предмета, явления.

Категория «общее» фиксирует наличие во множестве отдельных предметов неких сходных, общих свойств.

Категория «особенное» выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов: сравнивая разные классы объектов, человек замечает, что общее для одного класса не является таковым для другого класса.

Категория «всеобщее» – это общее, присущее всем без исключения классам объектов.

Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина – это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они в отличие от причины не порождают следствия.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они:

· охватывают все сферы окружающей действительности;

· раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

· закон единства и борьбы противоположностей;

· закон переход количества в качество;

· закон отрицание отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные изменения раскрывает общий механизм развития. Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов.

К альтернативам диалектики относятся: метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.

Опубликовано / Август 15, 2018
Рубрики:
Блог