Окружные арбитражные суды рф

Окружные арбитражные суды рф

1.4 Федеральные арбитражные суды / Правоохранительные органы РФ

В соответствии со ст. 127 Конституции Российской Федерации арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти. Их система определена Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» (1996 г. ) и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (1995 г. ). В ст. 3 Закона об арбитражных судах указано, что систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

· Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

· федеральные арбитражные суды округов;

· арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Эта группа арбитражных судов для краткости именуется арбитражными судами субъектов Федерации.

Все без исключения арбитражные суды являются, как уже отмечалось, судами федеральными и входят в судебную систему Российской Федерации. Из этого следует, что судьи арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, включая председателей и заместителей председателей этих судов, назначаются на свои должности в порядке, установленном федеральными законами, а не законами субъектов Федерации [1] .

В связи с этим ст. 8 Закона об арбитражных судах и ч. 2 ст. 13 Закона о судебной системе устанавливают, что Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на эту должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие судьи Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законом [2] .

Назначение на должность и прекращение полномочий судьи происходит с согласия соответствующей квалификационной коллегии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в систему арбитражных судов Российской Федерации в качестве основного и первого звена системы включены: арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов [3] . В качестве второго звена системы в нее входят федеральные арбитражные суды округов [4] . Последним (третьим) звеном является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации [5] .

В соответствии с действующим законодательством арбитражный суд субъекта Федерации имеет следующие полномочия:

· рассматривает по первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда;

· рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, прошедшие в этом суде рассмотрение по первой инстанции;

· пересматривает при необходимости по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Судебные полномочия арбитражного суда субъекта Федерации реализуются непосредственно судебными коллегиями, если они созданы, или судебными составами.

Коллегии могут создаваться в арбитражном суде субъекта Российской федерации из числа судей этого суда. По представлению председателя этого суда они утверждаются его президиумом. Коллегию возглавляет заместитель председателя суда (ст. 40 Закона об арбитражных судах). Судебные составы образуются из числа судей, входящих в судебную коллегию, а если таковой нет — из числа судей этого суда. Судебные составы формирует председатель арбитражного суда субъекта Федерации. Возглавляет состав председатель, утвержденный президиумом этого арбитражного суда.

Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если рассмотрение дела в коллегиальном составе не предусмотрено АПК. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей [6] .

В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:

· дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

· дела об оспаривании нормативных правовых актов;

· дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом;

· дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием о коллегиальном рассмотрении [7] .

В апелляционном порядке в кассации и надзоре все арбитражные дела рассматриваются коллегиально при нечетном числе судей, если иное не установлено АПК.

Суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные ч. 2 ст. 17 АПК 2002 г., а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

Статус арбитражного заседателя закреплен в Законе РФ «О судебной системе в РФ» и в ст. 19 нового АПК.

Помимо рассмотрения дела по существу или в апелляционном порядке арбитражные суды субъектов Федерации имеют и другие функции.

Арбитражный суд субъекта Федерации может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им по любой инстанции; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику [8] .

На территории нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. В то же время судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов (ч. 2 ст. 34 Закона об арбитражных судах).

В ст. 24 Закона об арбитражных судах дан открытый перечень десяти конкретных окружных федеральных арбитражных судов. Каждый из них проверяет законность решений, принятых судами определенных субъектов Федерации, в кассационном порядке.

Статья 26 того же Закона перечисляет полномочия федерального арбитражного суда округа. К ним относятся: проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых и вступивших в законную силу судебных актов. В полномочия указанных арбитражных судов входят также: возможность обращения в Конституционный Суд; изучение и обобщение арбитражной судебной практики; подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов; анализ данных статистики.

Непосредственно судебную деятельность и остальные функции в окружном арбитражном суде осуществляют коллегии, порядок образования которых такой же, как и в арбитражных судах субъектов Федерации. Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии [9] .

В судебных коллегиях арбитражного суда округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Судебные составы формирует председатель федерального арбитражного суда округа, а возглавляет — председатель, утверждаемый президиумом федерального арбитражного суда округа.

Полномочия председателя и заместителей председателя федерального арбитражного суда округа регламентированы в ст. 32, 33 Закона об арбитражных судах.

Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. К его компетенции как суда первой инстанции отнесены лишь три категории дел:

· дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Смотрите так же:

  • Аптечки по приказу 697н Приказ Минздравмедпрома РФ от 20 августа 1996 г. N 325 "Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Приказом […]
  • Срок полномочий совет федерации Срок полномочий совет федерации Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, впервые избранного 12 декабря 1993 года одновременно с принятием новой Конституции. Ныне […]
  • Закон о гражданстве 2011 Закон о гражданстве 2011 Статья 1. В статье 1 Закона Республики Армения “О гражданстве Республики Армения” от 6 ноября 1995 года, ЗР-16 (далее – Закон) исключить слова “, кроме как в случаях, предусмотренных […]
  • Сайт суда свердловского района перми Свердловский районный суд г. Перми Пермского края На территории Свердловского (Сталинского) района г.Перми (Молотов) до конца 50-х г.г. работало 2 судебных участка, которые рассматривали уголовные, гражданские и […]
  • Республика татарстан нотариус Нотариус Сабинского района Порядок работы Нотариуса Сабинского нотариального округа Республики Татарстан Юсуповой Наили Юсуповны Нотариус Юсупова Н.Ю в 1979 году окончила юридический факультет Казанского […]
  • Закон рф об радиационной безопасности Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ"О радиационной безопасности населения" С изменениями и […]

· дела об оспаривании (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в случаях несоответствия их закону и нарушения прав и законных интересов организаций и граждан;

· экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также споры между субъектами Федерации.

Кроме того, Высший Арбитражный Суд России рассматривает дела в порядке надзора по заявлениям участвующих [10] и иных заинтересованных лиц [11] , а в указанных в законе случаях — по представлению прокурора на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Кроме того, Высший Арбитражный Суд пересматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении актов, принятых им и вступивших в законную силу (гл. 36, 37 АПК РФ).

Как и остальные звенья системы арбитражных судов, Высший Арбитражный Суд вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с просьбами о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, примененных или подлежащих применению в деле, рассматриваемом им по любой инстанции. Он изучает и обобщает судебную практику и разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, ведет статистику. Как центр системы, Высший Арбитражный Суд, кроме того: обращается в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции страны законов, иных нормативных актов и договоров; дает разъяснения по вопросам судебной практики; имеет право законодательной инициативы по вопросам его ведения; организует статистический учет в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Законом об арбитражных судах и другими федеральными законами.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, его заместители и судьи.

При осуществлении своих полномочий Высший Арбитражный Суд действует в составе своих структурных образований: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью системы арбитражных судов; анализирует материалы изучения арбитражной судебной практики; дает при необходимости разъяснения по вопросам судебной практики; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой; по представлению Председателя суда утверждает членов судебных коллегий и решает другие вопросы организационного характера [12] . Результаты работы Пленума отражаются в его актах-постановлениях, обязательных для арбитражных судов Российской Федерации (п. 2 ст. 13 Закона об арбитражных судах).

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные решения арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики, о чем информирует арбитражные суды.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Президиум этого суда собирается по мере необходимости. Кворумом для Пленума является наличие не менее двух третей его состава; для Президиума — присутствие большинства его членов. Голосование и в Пленуме, и в Президиуме открытое, постановления принимаются простым большинством голосов от числа присутствовавших.

Пленум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда. В его заседаниях могут принимать участие депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, председатели Конституционного и Верховного Судов России, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции страны, председатели арбитражных судов. По приглашению председателя в заседаниях Пленума могут принимать участие и другие должностные лица и граждане [13] .

Статьи 18-19 Закона об арбитражных судах регламентируют порядок формирования судебных коллегий и судебных составов Высшего Арбитражного Суда, ст. 20 — полномочия Председателя Высшего Арбитражного Суда, предоставляя ему право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации.

Арбитражные суды играют сегодня очень важную роль. Разрешая споры в экономической сфере, они играют большую роль в защите прав участников хозяйственного оборота. В сфере арбитражных судов присутствуют те же проблемы, что и в системе судов общей юрисдикции. Об этом говорит большое число скандалов в связи с принимаемыми арбитражными судами решений. Особенно большой резонанс, когда возбуждаются процедуры банкротства вполне работоспособных предприятий с целью передела собственности.

[1] Козак Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы // Российская юстиция. — N 9, сентябрь 2001 г.

[2] Ч . 5 и 7 ст. 13 Закона РФ «О судебной системе»

[3] С т. 25 Закона РФ «О судебной системе»

[4] С т. 24 Закона РФ «О судебной системе»

[5] С т. 23 Закона РФ «О судебной системе»

[6] Яковлев В. Ф. Арбитражные суды на новом этапе судебной реформы //Журнал российского права. — N 7, июль 2002 г.

[7] С т. 17 АПК РФ. М. Проспект 2002 г.

[8] Яковлев В. Ф. Арбитражные суды на новом этапе судебной реформы //Журнал российского права. — N 7, июль 2002 г.

[9] Яковлев В. На очереди — обеспечение доступности и повышение качества правосудия // Российская юстиция. — N 11, ноябрь 2001 г.

[10] С т. 41 АПК РФ. М. Проспект 2002 г.

[11] С т. 42 АПК РФ. М. Проспект 2002 г.

[12] Яковлев В. Ф. Арбитражные суды на новом этапе судебной реформы //Журнал российского права. — N 7, июль 2002 г.

[13] Яковлев В. Ф. Арбитражные суды на новом этапе судебной реформы //Журнал российского права. — N 7, июль 2002 г.

Виртуальный справочник по судебной системе РФ

www.themis.ru

Арбитражные суды РФ

Арбитражные суды РФ занимаются рассмотрением финансовых и имущественных споров между предприятиями. Подать иск в арбитражный суд может юридическое лицо или гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя. Кроме того, это может сделать и физическое лицо, если у него имеются претензии имущественного характера к юридическому лицу (например, акционер предприятия).

Арбитражные суды РФ — это:

  • Высший арбитражный суд РФ;
  • арбитражные суды субъектов РФ;
  • 10 окружных арбитражных судов (каждый охватывает несколько субъектов РФ);
  • апелляционные арбитражные суды;
  • третейские суды .

В основном арбитражные суды РФ занимаются разбирательством гражданских споров, например:

  • о признании сделки или договора недействительным;
  • о признании предприятия несостоятельным (банкротом);
  • об установлении размера оплаты труда;
  • о создании или ликвидации организации.

Также они рассматривают административные иски в отношении нормативных актов, регламентирующих бизнес. В общем, им подсудны конфликты с участием предприятий, затрагивающие имущество, финансовые средства, предпринимательскую деятельность.

В своей практике арбитражные суды РФ руководствуются Арбитражно-процессуальным кодексом РФ (АПК РФ), а также другими кодексами в зависимости от обстоятельств конкретного дела. Рассмотрение арбитражного дела в 1-й инстанции производится в районном или окружном арбитражном суде. Его обжалование возможно в Высшем арбитражном суде РФ или в Третейском суде.

Высший арбитражный суд РФ, как и Верховный суд РФ, является органом государственного значения. Он создан в соответствии с Конституцией РФ и его реорганизация возможна лишь в том случае, если будут внесены поправки в Конституцию. В состав Высшего арбитражного суда входят Председатель, заместители Председателя и члены суда, все они назначаются на должности руководством.

В состав суда входят Пленум, Президиум, аппарат суда и две судебные коллегии:

  • по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Данная структура Высшего арбитражного суда РФ закреплена в соответствующих документах и ее изменения не допускаются.

Задайте вопрос эксперту

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

26.01.2015 17:36
АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ РФ

Арбитражные суды РФ занимаются рассмотрением финансовых и имущественных споров между предприятиями. Подать иск в арбитражный суд может юридическое лицо или гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя. Кроме того, это может сделать и физическое лицо, если у него имеются претензии имущественного характера к юридическому лицу (например, акционер предприятия).АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ РФ — ЭТО:Высший арбитражный суд РФ;арбитражные суды субъектов РФ;10 окружных арбитражных судов (каждый охватывает несколько субъектов РФ);апелляционные арбитражные суды; третейские суды .
В ОСНОВНОМ АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ РФ ЗАНИМАЮТСЯ РАЗБИРАТЕЛЬСТВОМ ГРАЖДАНСКИХ СПОРОВ, НАПРИМЕР:о признании сделки или договора недействительным;о признании предприятия несостоятельным (банкротом);об установлении размера оплаты труда;о создании или ликвидации организации.
Также они рассматривают административные иски в отношении нормативных актов, регламентирующих бизнес. В общем, им подсудны конфликты с участием предприятий, затрагивающие имущество, финансовые средства, предпринимательскую деятельность.
В своей практике арбитражные суды РФ руководствуются Арбитражно-процессуальным кодексом РФ (АПК РФ), а также другими кодексами в зависимости от обстоятельств конкретного дела. Рассмотрение арбитражного дела в 1-й инстанции производится в районном или окружном арбитражном суде. Его обжалование возможно в Высшем арбитражном суде РФ или в Третейском суде.

Высший арбитражный суд РФ, как и Верховный суд РФ, является органом государственного значения. Он создан в соответствии с Конституцией РФ и его реорганизация возможна лишь в том случае, если будут внесены поправки в Конституцию. В состав Высшего арбитражного суда входят Председатель, заместители Председателя и члены суда, все они назначаются на должности руководством.

В СОСТАВ СУДА ВХОДЯТ ПЛЕНУМ, ПРЕЗИДИУМ, АППАРАТ СУДА И ДВЕ СУДЕБНЫЕ КОЛЛЕГИИ:по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Данная структура Высшего арбитражного суда РФ закреплена в соответствующих документах и ее изменения не допускаются.

АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В результате изучения этой главы студент должен:

знать

• роль арбитражных судов в отправлении правосудия в Российской Федерации; их место в российской судебной системе;

• особенности формирования арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов и окружных федеральных арбитражных судов; их организационную структуру, состав и полномочия;

уметь

• раскрывать основное содержание деятельности и устройства российских арбитражных судов;

владеть

• навыками использования юридической терминологии и толкования нормативных правовых актов для характеристики деятельности и устройства российских арбитражных судов.

Понятие и компетенция арбитражных судов

Арбитражные суды следует отнести к специализированным судам. Они были выделены в отдельную группу судов исходя из их особого назначения и стоящих перед ними задач. Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется федеральными арбитражными судами, в иной сфере – судами общей юрисдикции, которые ранее, соответственно, возглавлялись Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ. С момента вступления в силу (6 февраля 2014 г.) Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» ст. 127 Конституции РФ была исключена, и Высший Арбитражный Суд РФ после окончания реформирования высших судов прекращает свою деятельность. Как указано в новом Законе о Верховном Суде РФ, после окончания переходного периода (б августа 2014 г.) арбитражные суды будут возглавляться Верховным Судом РФ. Так, в составе Верховного Суда РФ появляется Судебная коллегия по экономическим спорам (ст. 3, 9 и 10 указанного Закона), которая будет выполнять функции первой инстанции по некоторым категориям дел (ст. 34 АПК РФ) и надзорной инстанции (подробнее см. гл. 7 данного учебника).

Следует заметить, что согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, Однако арбитражные суды функционируют в российской правовой системе, но на конституционном уровне «арбитражное судопроизводство» отдельно не выделено. Дело в том, что арбитражные суды работают в рамках гражданского и административного судопроизводства, так как рассматривают гражданские и административные дела в соответствии с АПК РФ и КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражными судами РФ осуществляется правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Круг рассматриваемых арбитражными судами дел определяется двумя критериями: категория спора (это экономические споры и иные, прямо отнесенные к их компетенции АПК РФ) и субъектный состав участников спора. Сторонами спора в арбитражном суде могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и, в установленных случаях, граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

О колоссальных масштабах работы арбитражных судов может свидетельствовать статистика работы судов и судей. Например, всего за 2012 г. в арбитражные суды на рассмотрение поступило 1 456 128 исковых заявлений и заявлений. Согласно статистическим данным в 2012 г. сумма госпошлины, перечисленная в доход федерального бюджета по рассмотренным арбитражными судами делам, составила 8374 млн рублей [1] . Всеми арбитражными судами за 2013 г. рассмотрено 1 282 928 дел, из них 65% гражданских дел, 32% административных и 3% «банкротных» дел [2] . Объем имущественных требований, заявленных в истекшем году, составил 2887 млрд рублей [3] .

При этом нагрузка на судью (взятая но некоторым регионам для примера) за 2012 г. [4] составила на один год и один месяц соответственно:

• Арбитражный Суд Чукотского автономного округа (там работает всего пять судей, кстати) – 84 и 8.

• Арбитражные Суды Республики Ингушетии и Карачаево-Черкесской Республики – 96 и 10.

• Арбитражный Суд Магаданской области – 144 и 14.

• Арбитражный Суд Красноярского края – 396 и 40.

• Арбитражный Суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – 684 и 68.

• Арбитражный Суд г. Москвы – 996 и 100.

• Арбитражный Суд Приморского края – 1152 и 115.

Как отмечалось выше, согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следует сказать, что ни в Конституции РФ, ни в АПК РФ, ни в Законе об арбитражных судах нет определения экономического спора или спора в сфере предпринимательской деятельности. Законодатель до сих пор не определился с понятием «экономический спор». Как это ни странно, легальное определение можно встретить лишь в приказе Министра обороны РФ от 31 января 2001 г. № 10 «Об утверждении наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации». Пункт 313 этого приказа предусматривает, что хозяйственные (экономические) споры – это разногласия, возникающие между участниками хозяйственных отношений – воинскими частями, учреждениями и другими организациями в процессе хозяйственной деятельности.

Поэтому правоприменители сами для себя определяют эту категорию. Как правило, в самом широком смысле, экономическим спором называют любой спор, в основе которого лежит экономический (финансовый) интерес или спор, вытекающий из экономической или предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта.

При определении деятельности в качестве экономической факт регистрации лица, осуществляющего такую деятельность, в качестве индивидуального предпринимателя значения не имеет. Первичное значение приобретает характер деятельности, в частности ее осуществление по поводу имущества и нацеленность на извлечение прибыли.

В настоящее время сформировалась единообразная практика арбитражных судов РФ и судов общей юрисдикции РФ, исходящая из подведомственности арбитражным судам дел по спорам с участием граждан, когда граждане выступают участниками экономических или предпринимательских отношений [5] .

Споры, вытекающие из сделки, совершенной физическим лицом, принимаются к рассмотрению арбитражными судами в случае, если указанная сделка совершена в обеспечение исполнения сделки экономического (предпринимательского) характера (например, договор поручительства). Отсюда, в частности, следует, что факт регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя значения не имеет.

Исходя из процессуального закона, условно, можно выделить несколько категорий дел, подведомственных арбитражным судам. Это – дела:

– возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;

– возникающие из административных и иных публичных правоотношений;

– об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

– об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

– о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности (отнесенные КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов);

– об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности;

– о взыскании обязательных платежей и санкций;

– об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

– о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;

– о несостоятельности (банкротстве);

– о защите прав и законных интересов группы лиц, например, дела по корпоративным спорам;

– об оспаривании решений третейских судов;

– о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Эти дела рассматриваются в системе арбитражных судов, которая является частью судебной системы РФ.

Все арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами, создаются и упраздняются только федеральным законом, и финансируются из федерального бюджета.

Окружные арбитражные суды рф

В ходе судебной реформы, начавшейся в 1990 году, в системе судов общей юрисдикции и арбитражных судов предполагалось создать новый «этаж» — окружные суды, юрисдикция которых распространяется на несколько субъектов Российской Федерации. Окружные арбитражные суды создаются с 1995 года. В 1996 году Дума отказалась от создания окружных судов общей юрисдикции, но в 2000 году вернулась к этому вопросу и приняла в первом чтении закон о создании федеральных окружных административных судов, входящих в систему судов общей юрисдикции.

10 судебных округов, на территорию котоорых распространяется юрисдикция 10 федеральных арбитражных судов, созданы на территории Российской Федерации Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» N1-фкз от 28 апреля 1995 (ст.16).

1. Волго-Вятский судебный округ: Владимирская область, Ивановская область, Кировская область, Республика Коми, Костромская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Нижегородская область, Чувашская Республика — Чаваш республики, Ярославская область.

2. Восточно-Сибирский судебный округ: Республика Бурятия, Иркутская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия, Читинская область.

3. Дальневосточный судебный округ: Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатская область, Магаданская область, Приморский край, Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ.

4. Западно-Сибирский судебный округ: Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

5. Московский судебный округ: г.Москва, Московская область.

6. Поволжский судебный округ: Астраханская область, Волгоградская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Республика Татарстан (Татарстан), Ульяновская область.

7. Северо-Западный судебный округ: Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Республика Карелия, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г.Санкт-Петербург и Ленинградская область, Тверская область.

8. Северо-Кавказский судебный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Северная Осетия — Алания, Ставропольский край.

9. Уральский судебный округ: Республика Башкортостан, Коми-Пермяцкий автономный округ, Курганская область, Оренбургская область, Пермская область, Свердловская область, Удмуртская Республика, Челябинская область.

10. Центральный судебный округ: Белгородская область, Брянская область, Воронежская область, Калужская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тульская область.

На момент принятия закона отсутствовали арбитражные суды в следующих 7 регионах: Агинский Бурятский автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Чеченская Республика, Эвенкийский автономный округ.

19 сентября 2000 пленум Верховного Суда РФ направил в Гоударственную Думу проект федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации», в котором предложено создать 21 федеральный окружной административный суд: Центральный федеральный округ: г.Брянск — Брянская область, Калужская область, Орловская область, Смоленская область; г.Воронеж — Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область; г.Москва — Московская область, г.Москва; г.Рязань — Владимирская область, Рязанская область, Тульская область; г.Ярославль — Ивановская область, Костромская область, Тверская область, Ярославская область; Северо-Западный федеральный округ: г.Архангельск — Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Ненецкий автономный округ; г.Санкт-Петербург — Республика Карелия, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г.Санкт-Петербург; Южный федеральный округ: г.Астрахань — Республика Дагестан, Астраханская область, Волгоградская область; г.Ростов-на-Дону — Республика Адыгея (Адыгея), Краснодарский край, Ростовская область; г.Ставрополь — Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край; Приволжский федеральный округ: г.Нижний Новгород — Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Кировская область, Нижегородская область; г.Пермь — Удмуртская Республика, Пермская область, Коми-Пермяцкий автономный округ; г.Самара — Республика Башкортостан, Оренбургская область, Самарская область, Саратовская область; г.Ульяновск — Республика Татарстан (Татарстан), Чувашская Республика — Чаваш республики, Пензенская область, Ульяновская область; Уральский федеральный округ: г.Екатеринбург — Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ; Сибирский федеральный округ: г.Барнаул — Республика Алтай, Республика Хакасия, Алтайский край, Кемеровская область; г.Иркутск — Республика Бурятия, Иркутская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ; г.Красноярск — Республика Тыва, Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Эвенкийский автономный округ; Дальневосточный федеральный округ: г.Владивосток — Приморский край, Сахалинская область; г.Хабаровск — Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ.

По предложению Комитета Государственной Думы по государственному строительству 31 октября Верховный Суд внес измененный проект закона, в котором вместо списка округов — отсылка к будущим федеральным законам. Правительство выступает за создание не 21, а 10 округов.

Окружные арбитражные суды рф

§ 4. Высший Арбитражный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим органом по разреше­нию экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (ст. 127 Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает арбитражные дела в первой инстанции и в порядке надзора.

По первой инстанции Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела:

1) о признании недействительными (полностью или частично) ненорма­тивных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих законные ин­тересы организаций и граждан;

2) об экономических спорах между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

В порядке надзора Высший Арбитражный Суд РФ проверяет вступившие в законную силу судебные акты всех нижестоящих арбитражных судов. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности законов, иных норматив­ных актов, договоров, изучает и обобщает судебную практику, разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов.

Высший Арбитражный Суд РФ руководит деятельностью арбитражных судов. Это выражается в том, что он вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, подлежащим обязательному применению нижестоящи­ми арбитражными судами. Он также осуществляет меры по созданию усло­вий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кад­ровому, организационному и материально-техническому обеспечению. Высший Арбитражный Суд РФ обладает правом законодательной инициа­тивы по вопросам его ведения.

В составе Высшего Арбитражного Суда РФ действуют следующие структурные подразделения: Судебная коллегия по рассмотрению споров, возника­ющих из гражданских и иных правоотношений, Судебная коллегия по рас­смотрению споров, возникающих из административных правоотношений, Президиум и Пленум.

Судебные коллегии рассматривают дела, отнесенные законом к компе­тенции Высшего Арбитражного Суда РФ, в первой инстанции. Кроме того они изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализируй судебную статистику.

Президиум рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Осуществляя руководство деятельностью нижестоящих арбитражных судов, он pac сматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды Российской Федерации. В состав Президиума входят Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместители и председатели судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ. Собирается Президиум по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в его работе могут участвовать Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ.

АРБИТРАЖ . Передача дела из одного арбитражного суда в другой.

области, города в другой арбитражный суд вопрос о том, в какой арбитражный. суд передать дело, решает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по запросу.

В связи с такими делами, главным образом, Высший Арбитражный Суд РФ оценивает с учетом международных правил решения арбитражных судов субъектов РФ и федеральных окружных судов.

суд осуществляет и путем вынесения частных определений (ст. 141 АПК). Задачи, перечисленные в ст. 2 АПК, арбитражный суд выполняет строго в. АРБИТРАЖ.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным … АРБИТРАЖ. Состязательность и равноправие сторон.

9.4. Исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей) 9.5. … Арбитражный процессуальный кодекс. Арбитражный суд вправе отложить .

Возглавляет систему федеральных арбитражных судов Высший Арбитражный суд Российской Федерации. Он является высшим судебным органом по.

в арбитражный суд: 1) заинтересованные лица, обращающиеся в суд за защитой. своих прав и охраняемых законом интересов, и 2) лица, обращающиеся в арбитражный.

Арбитражный суд прекращает производство по делу … Иное дело, если решение принято международным коммерческим арбитражем.

ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных. обязанностей. 3. Гражданам, вызванным в арбитражный суд в качестве свидетелей, возмещаются.

Опубликовано / Май 26, 2018
Рубрики:
Блог