Меры профилактики преступности несовершеннолетних

Профилактика преступлений несовершеннолетних и молодежи.

В общем, система профилактики преступности несовершеннолетних выглядит так:

1) ранняя профилактика (задачей является оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как отрицательное действие этих условий скажется на поведении таких лиц);

2) непосредственная профилактика (не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера);

3) профилактика предпреступного поведения (не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем);

4) профилактика рецидива (предупредить рецидив подростков, ранее совершивших преступления, не допустить негативного влияние этих подростков на законопослушных несовершеннолетних).

Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье должна осуществляться в следующей последовательности:

1. выявление неблагополучных семей;

2. диагностика семейного неблагополучия;

3. осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;

4. принятие административных и уголовно — правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.

Вторым названным элементом системы органов профилактики преступности несовершеннолетних являются органы социальной защиты — это территориальные центры социальной помощи, психолого-педагогической помощи, центры экстренной

психологической помощи (телефоны доверия). Главная особенность этих органов заключается в том, что они в большей степени нацелены на проведение индивидуальной содержательной профилактической работы с теми подростками, кто оказался в трудной жизненной ситуации. В эту работу входит и бесплатное оказание социальных услуг, тесное сотрудничество с семьей, помощь в организации досуга несовершеннолетних и т.д.

Третьим элементом системы профилактики являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Особенность этих учреждений заключается в том, что они оказывают срочную экстренную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации преимущественно на «стационарной» основе (в то время как органы социальной защиты на «амбулаторной» основе).

Следующим элементом профилактики являются учреждения образования и органы управления образованием. К компетенции этих институтов относится: введение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного поведения; проведение комплексных психолого-медико-педагогических обследований для определения необходимых форм обучения и воспитания; выявление детей, пропускающих занятия, и помощь по получению образования; помощь семьям в воспитании и обучении детей; организация отдыха и досуга несовершеннолетних.

Пятым элементом профилактики преступности несовершеннолетних являются органы и учреждения по делам молодежи, учреждения культуры, спорта, туризма, молодежные объединения, другие общественные организации и движения. В пределах своей компетенции они участвуют в организации воспитания, отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Основными задачами органов по делам молодежи является координация деятельности молодежных организаций и оказание им финансовой поддержки.

Деятельность шестого элемента системы профилактики — органов управления и учреждений здравоохранения, в последнее время становится все более существенной. В условиях неуклонного роста психических отклонений, алкоголизации и наркотизации молодежи, социальная роль оказания психиатрической и наркологической помощи, осуществления лечебно-восстановительного процесса существенно возрастают. Органы здравоохранения организуют распространение санитарно — гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, реализуют пропаганду здорового образа жизни, ведут круглосуточный прием несовершеннолетних, оказывают медицинскую помощь.

Седьмым элементом профилактики преступности несовершеннолетних являются органы и учреждения внутренних дел, среди которых ведущими являются подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (ОППН). Среди многочисленных функций ОППН особенно выделяются две. Прежде всего, это проведение индивидуальной профилактической работы с теми несовершеннолетними, которые находятся не просто в трудной жизненной ситуации, а представляют общественную опасность для общества. К таковым закон относит: несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества; совершивших административное правонарушение, как до, так и после достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности или не подлежащих ей по разным основаниям; обвиняемых или подозреваемых, в отношении которых не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

10.3. Предупреждение преступности несовершеннолетних

Следует отметить, что в предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел.

Специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др. Некоторые из этих учреждений являются госбюджетными; другие образованы на предприятиях различных форм собственности; третьи функционируют за счет дотаций государства, благотворительных организаций и пожертвований российских и зарубежных граждан, коммерческих структур.

Координацию действий министерств и ведомств по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации. Функцию организации взаимодействия государственных органов субъектов Федерации по указанным вопросам осуществляют также Комиссии по делам несовершеннолетних при главах исполнительной власти. При городских, районных органах местного самоуправления образованы специализированные службы для несовершеннолетних, нуждающихся в специальной реабилитации (в структуре органов социальной защиты населения), специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния (в структуре органов образования).

В специальном предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвуют много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.

К неспециализированным субъектам можно отнести различные общественные формирования, политические партии и движения, религиозные и иные организации, а также традиционные структуры — уличные, домовые комитеты, родительские и попечительские советы и т.п. Некоторые задачи решают семейные детские дома, социальные и медико-психологические центры. В последние годы появились новые субъекты социализации и профилактического воздействия на отклоняющееся поведение и преступления несовершеннолетних (Центр «Дети улиц», Международный фонд «Правопорядок-Центр», фонды «Правопорядок», «Безопасность», Фонд культуры, Детский фонд; комитеты по делам молодежи, центры реабилитации и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи; коммерческие центры «Подросток»; детские приюты; социальные центры лечения и реабилитации несовершеннолетних, страдающих наркоманией и алкоголизмом; благотворительное общество «Милосердие»; Фонд молодежных инициатив; комитет по делам детства и материнства Минсоцзащиты России). И хотя интенсивность деятельности общественных формирований существенно снизилась, многие из них распались или изменили содержание своей работы, их значение в целом не уменьшается.

Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

В современных условиях основными направлениями совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;

профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;

усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;

признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;

строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:

1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;

Смотрите так же:

  • Образец коллективной жалобы на соседей участковому Куда обратиться с жалобой на соседей Многие современные граждане проживают в больших многоквартирных домах. Зачастую это имеет множество различных преимуществ в сравнении с проживанием в частных домах. Но иногда это […]
  • Платежный документ для оплаты налогов Создаём платёжный документ на сайте ФНС России Оказывается, еще далеко не все знают, что каждый плательщик может самостоятельно сформировать платежный документ на сайте Налоговой службы России в специально […]
  • Коллектор ноах Коллектор впускной Toyota TOWN ACE NOAH SR50, 3SFE в Белгороде Заметка к объявлению Выберите товар Оплатите его банковской картой Получите товар Оставьте отзыв Toyota Chaser, SX100 Toyota Crown, SXS13 […]
  • О признании недействительным договора купли продажи срок давности Ст. 181 ГК РФ — Гражданский кодекс Статья 181. Сроки исковой давности по недействительным сделкам. 22 сентября 2017 6 октября 2016 23 августа 2016 6 апреля 2015 Некоторые размышления над правовой позицией президиума […]
  • Искусство убеждать 14 правила Правила убеждения Эффективности любого публичного выступления, предусматривающей достижение оратором поставленной цели, способствует соблюдение определенных правил [34, c.4–10] . Правило № 1. Правило Гомера. […]
  • Какие новые законы для мигрантов Новое в законах для мигрантов Миграция — процесс, который играет важную роль в социальном и экономическом аспекте Российской Федерации. Многие люди выезжают за границу для поиска лучшей жизни. Если меняется закон о […]

3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Первостепенное значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, т.е. индивидуальная профилактика.

Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации.

Среди субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают воспитательные колонии. Данные учреждения решают задачу предупреждения преступности специфическим способом: посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних. При всей сложности и противоречивости этого процесса необходимость исправления и перевоспитания несовершеннолетних в условиях изоляции нужно признать как реальность и использовать для этого современные формы и методы. При этом приходится признать, что без общегосударственной программы борьбы с беспризорностью в стране многие профилактические направления, о которых говорилось выше, не могут быть реализованы.

Определенные шаги в этом направлении в стране уже предприняты. В частности, в программе борьбы с преступностью предусмотрена разработка системы ювенальной юстиции для несовершеннолетних.

Предупреждение преступности несовершеннолетних

Меры по профилактике противоправного поведения несовершенно­летних направлены:

1) на реализацию и защиту прав и законных интересов несовершен­нолетних;

2) охрану их жизни и здоровья;

3) обеспечение оптимальных условий формирования личности под­ростка;

4) устранение причин и условий, отрицательно влияющих на жизнь и воспитание ребенка;

5) защиту общественности от правонарушений несовершеннолетних;

6) на содействие в социальной адаптации подростков с девиантным, делинквентным и криминальным поведением.

Выделяют общее и специальное предупреждение преступности несо­вершеннолетних, подразделяемое на раннюю специальную профилактику, непосредственную специальную профилактику и профилактику рецидива.

Общие меры предупреждения преступности несовершеннолетних направлены:

• на обеспечение благополучного развития и социализацию детей;

• реализацию прав и законных интересов детей;

• на коррекцию негативных социальных процессов в основных сфе­рах жизнедеятельности несовершеннолетних (в семье, образовательной, трудовой, досуговой сфере и др.).

Общие меры находятся в компетенции федерального и регионально­го уровней законодательной, исполнительной и судебной власти.

Специальное предупреждение преступности несовершеннолетних- это система воздействия на процессы, порождающие преступность отдель­ных социальных групп, виды преступности (уличную преступность, се­мейно-бытовую, экономическую и т. д.) и ее этапы.

Специальное предупреждение преступности несовершеннолетних включает в себя:

• раннюю профилактику, направленную на устранение причин, по­рождающих преступность несовершеннолетних;

• непосредственную (индивидуальную) профилактику, направлен­ную на оказание помощи дезадаптированным подросткам «группы риска»;

• профилактику рецидива, направленную на социальную помощь не­совершеннолетним, совершившим преступления, в целях контроля над ни­ми и предотвращения повторных преступлений.

Индивидуальное предупреждение преступности несовершеннолетних заключается в выборочном воздействии на несовершеннолетних, наиболее под­верженных совершению преступлений, оказании им помощи в позитивном из­менении социальной микросреды, в которой они находятся, и их самих.

Социальная профилактика- это комплекс социально-педагогичес­ких, психологических, медицинских и иных мероприятий, направленных

на предотвращение девиантного поведения подростков. Сущность соци­альной профилактики заключается в адекватном реагировании общества и государства на проблему обеспечения благополучного развития ребенка, его воспитания, образования и социализации.

Социально-правовая профилактика- общественное и юридическое воздействие на личность ребенка в целях формирования у него социально­го, правопослушного поведения.

Основные черты и задачи социально-правовой профилактики:

• организация условий, благоприятствующих развитию ребенка,

• своевременное выявление причин и условий, вызывающих девиан­тное поведение;

• развитие профессиональной деятельности в сфере профилактики девиантного поведения детей (психологии, педагогики, социальной рабо­ты, правоохранительной деятельности, ювенальной юстиции и т. п.);

• развитие общественных и государственных институтов, осу­ществляющих профилактическую деятельность.

Нравственная (моральная) профилактика — это предотвращение амо­рального поведения несовершеннолетних путем их ориентации на нрав­ственные ценности и руководство ими в жизни.

Сущность профилактики всех видов девиантного поведения несовер­шеннолетних заключается в устранении и нейтрализации причин, порож­дающих такое поведение.

В зависимости от масштаба профилактических мер их подразделяют:

• на меры общефедерального уровня;

Субъекты предупреждения преступности подразделяют на специализи­рованные и неспециализированные в зависимости от правовых полномочий.

К специализированным субъектам относят: Совет Безопасности РФ; органы суда, прокуратуры, юстиции, внутренних дел; Межведомствен­ную комиссию по социальной профилактике правонарушений Правитель­ства РФ; контрольно-финансовые и другие контролирующие органы; го­сударственные налоговые службы; Антимонопольный комитет; Госстан­дарт; Госторгинспекцию; Федеральную службу по валютному и экс­пертному контролю; Санэпидемнадзор; Счетную палату; различные ин-

спекции; различные институты гражданского общества (политические партии, общественные организации, фонды и т. п.) и другие организации и учреждения.

Неспециализированные субъекты- все иные организации, юриди­ческие и физические лица, средства массовой информации, которые уча­ствуют в предупреждении преступности в процессе реализации своих об­щих полномочий, прав и обязанностей.

К специализированным субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних следует отнести Правительственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, положение о которой утвер­ждено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. № 272, а также следующий перечень субъектов профилактики, приведенный в ст. 4 Феде­рального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профи­лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

• органы управления социальной защитой населения;

• органы управления образованием;

• органы опеки и попечительства;

• органы по делам молодежи;

• органы управления здравоохранением;

• органы службы занятости;

• органы внутренних дел.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном за­конодательством субъектов РФ.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонаруше­ний и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и ус­транение причин и условий, способствующих этому;

• обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, на­ходящихся в социально опасном положении;

• выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

• гуманного обращения с несовершеннолетними;

• поддержки семьи и взаимодействия с ней;

• индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

• государственной поддержки деятельности органов местного само­управления и общественных объединений по профилактике безнадзорнос­ти и правонарушений несовершеннолетних;

• обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нару­шение прав и законных интересов несовершеннолетних (ст. 2 Федерально­го закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних»).

Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обусловлены целями и задачами, стоящими перед конкретным субъектом профилактической деятельности, и подробно регламентированы в гл.

Объектами индивидуальной профилактической работы являются:

• безнадзорные или беспризорные;

• занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

• содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несо­вершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшим­ся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и дру­гих учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

• употребляющие наркотические средства или психотропные веще­ства без назначения врача либо употребляющие одурманивающие веще­ства, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изго­тавливаемые на его основе;

• совершившие правонарушение, повлекшее применение меры адми­нистративного взыскания;

• совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

• освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта ам­нистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

• совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уго­ловной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого на­ступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психичес­ком развитии, не связанного с психическим расстройством;

• обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в от­ношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

• условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, осво­божденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с поми­лованием;

• получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполне­ния приговора;

• освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закры­того типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допус­кали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

• осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принуди­тельных мер воспитательного воздействия;

• осужденные условно, осужденные к обязательным работам, испра­вительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Индивидуальная профилактическая работа проводится также в отно­шении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Индивидуальная профилактическая работа может проводиться и с иными лицами в случае необходимости предупреждения правонаруше­ний либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовер-

шеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики. »).

В ст. 1 указанного Закона даны следующие основные понятия:

• несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста 18 лет;

• безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением ко­торого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего испол­нения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должнос­тных лиц;

• беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

• несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положе­нии, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности нахо­дится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здо­ровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержа­нию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;

• антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, вы­ражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосо­держащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, за­нятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

• семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, име­ющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) со­держанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко об­ращаются с ними;

• индивидуальная профилактическая работа- деятельность по сво­евременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в со­циально опасном положении, а также по их социально-педагогической ре­абилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

• профилактика безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, на-

правленных на выявление и устранение причин и условий, способству­ющих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобще­ственным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупнос­ти с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

• пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, — пиво с содержа­нием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции и изготав­ливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Профилактическая деятельность в сфере ювеналистики, то есть прак­тическая деятельность судов по профилактике правонарушений несовер­шеннолетних, заключается в следующем:

1) в установлении причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетними преступлений (ст. 421 УПК РФ);

2) обязательном рассмотрении возможности применения принуди­тельных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним при пос­тановлении приговора (п. 15 ч. 1 ст. 299 УПК РФ);

3) в обязательном рассмотрении вопроса об освобождении от наказа­ния несовершеннолетних с применением принудительных мер воспита­тельного воздействия при исполнении приговора (п. 16 ст. 397 УПК РФ).

Суд вправе вынести частное определение об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершенно­летним.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ применение судами уголовного наказания осуществляется в целях восстановления социальной справедли­вости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совер­шения новых преступлений.

С созданием в РФ ювенальной юстиции роль ювенального суда в профилактике преступности несовершеннолетних будет значительно по­вышена, так как использование в судебной практике принципов ювеналь­ной юстиции позволит применять более широкий спектр мер, направлен­ных на предупреждение преступности несовершеннолетних. В основе дан­ных мер должен быть комплекс социально-педагогических воздействий, а не уголовные наказания.

Предупреждение преступности несовершеннолетних

Предупреждение преступности, а особенно преступности несовершеннолетних, – многоаспектная, сложная задача, реализация которой сродни одновременно высокой науке и искусству.

В настоящее время представление о предупреждении подростковой преступности в некоторой степени можно считать формализованным, в связи с принятием и реализацией Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Именно этот нормативный акт установил основные принципы и задачи профилактики подростковой делинквентности, круг субъектов и объектов профилактики, конкретные направления профилактической работы, гарантии прав несовершеннолетних при осуществлении предупредительной деятельности.

Основными задачами деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних согласно Закону являются:

а) предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В систему профилактики правонарушений несовершеннолетних входят: а) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; б) органы и учреждения управления социальной защитой населения; в) органы и учреждения управления образованием; г) органы и учреждения опеки и попечительства; д) органы и учреждения по делам молодежи; е) органы и учреждения управления здравоохранением; ж) органы и учреждения службы занятости; з) органы и учреждения внутренних дел.

Принципиально важно заметить, что органы внутренних дел поставлены законом на последнее место в перечне субъектов профилактического воздействия на подростков. Одна из причин этого кроется в том, что полицейские формы и методы работы ориентированы преимущественно на контингент уже состоявшихся правонарушителей и малопригодны для предупреждения первичных преступлений несовершеннолетних, особенно на ранних стадиях формирования криминогенной личности. И хотя сегодня основную нагрузку по предупреждению преступности несовершеннолетних по-прежнему несут на себе именно они (в первую очередь, подразделения по делам несовершеннолетних), необходимость повышения эффективности раннего предупреждения подростковых преступлений требует известного сокращения объема их присутствия в системе субъектов профилактики преступности несовершеннолетних за счет активизации участия в ней «иных» субъектов (чем менее полицейской будет профилактика преступности несовершеннолетних, тем большей эффективности от нее следует ожидать). Активизация институтов гражданского общества позволит наполнить предупредительную практику адекватными по содержанию мерами, обеспечить их конкретность и максимальную привязку к различным видам преступлений, различным группам несовершеннолетних, различным местным условиям.

Исходя из содержания криминогенных факторов подростковой преступности, основные направления ее предупреждения могут быть представлены следующим образом:

1) корректирующее и оздоровляющее воздействие на микросоциальное окружение подростка, включая его семью;

2) воспитательное и исправительное воздействие на личность самого несовершеннолетнего;

3) устранение или минимизация криминогенных факторов внешней среды, окружающей несовершеннолетнего;

4) организация позитивной социально одобряемой деятельности и досуга несовершеннолетних.

В рамках этих направлений положительного эффекта можно ожидать от таких мер, как:

– предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье и социальных учреждениях (обеспечение элементарными и необходимыми условиями жизни – жильем, одеждой, пищей, медицинскими услугами и др.);

– оказание социальной, психологической и иной помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении (психологическое консультирование, тренинги, участие социального работника в повседневной жизни семьи и др.);

– устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних (в некоторых критических случаях это может требовать и изъятия ребенка из семьи в соответствии с требованиями законодательства);

– целенаправленная корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализация условий и оздоровления среды жизни и воспитания конкретных подростков (индивидуальная работа в школах, направление детей в специализированные учреждения коррекционного тина и др.);

– защита несовершеннолетних, способных стать жертвой преступлений, упреждение реализации их виктимности (это особенно важно, учитывая тесную корреляционную зависимость между противоподростковой и подростковой преступностью);

– постановка подростков, склонных к совершению преступлений, на учет в органах, осуществляющих профилактику правонарушающего поведения;

– организация социально ориентированного и позитивного досуга подростков (устройство в спортивно-трудовые, спортивно-патриотические и иные лагеря и клубы и др.);

– применение мер общественного и правового воздействия к лицам, ведущим аморальный и противоправный образ жизни, в предпреступный период;

– деятельность специализированных инспекторов уголовного розыска, следователей по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними (например, внесение представлений, частных определений); использование воспитательно- профилактического воздействия самого судопроизводства;

– правовая и моральная подготовка к жизни на свободе осужденных, подлежащих освобождению; трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних, освобожденных из места лишения свободы либо осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, и контроль за их поведением.

Современная криминологическая теория и практика могут предложить и массу иных мероприятий, направленных па сокращение подростковой преступности. Требуется лишь умение взвешенно, точно, грамотно, искусно комбинировать и непосредственно реализовывать их на практике, координировать деятельность различных субъектов профилактики, а самое главное – всегда и везде при реализации профилактических программ в отношении несовершеннолетних правонарушителей исходить из соображений наилучшего обеспечения прав и интересов ребенка. Представляется, что обеспечить все эти требования в полной мере способна реализация в России концепции ювенальной юстиции как широкой, комплексной государственно-общественной заботы о детях.

Общие и специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних.

В числе субъектов профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних можно выделить:

— органы государственной власти и муниципальные органы, обеспечивающие программирование, планирование, правовое регулирование и ресурсы этой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;

— институты социального воспитания — семья, школа, трудовой коллектив, учреждения культуры и досуга, осуществляющие во взаимодействии и в пределах компетенции профилактику возникновения искаженной позиции личности детей и подростков, коррекцию возникших криминогенных искажений, если они устранимы педагогическими и иными воспитательными средствами;

— органы защиты и социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой помощи детям и подросткам, находящимся в неблагоприятных жизненных условиях.

Система предупреждения преступности несовершеннолетних состоит из ранней профилактики, непосредственной профилактики, профилактики предпреступного поведения и профилактики рецидива.

Эти этапы профилактики направлены на то, чтобы:

— оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как отрицательное действие этих условий скажется на поведении таких лиц (этап ранней профилактики);

— Не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера (этап непосредственной профилактики);

— не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем (этап профилактики предпреступного поведения);

— предупредить рецидив подростков, ранее совершивших преступления (профилактика рецидива).

Меры раннего предупреждения имеют своим содержанием:

— предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних путем надзора и контроля за соблюдением правовых норм, регулирующих эти условия, оказания социальной помощи, поддержки, защиты в различных формах, своевременных для их восстановления;

— устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних;

— корректировку неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализацию условий среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп.

Меры непосредственного предупреждения необходимы, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям и он начал их совершать.

На данной стадии также осуществляются нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем существенно увеличивается воздействие на самого несовершеннолетнего, включая при необходимости меры правового характера.

Служба социальной защиты и помощи, специализированная служба органов внутренних дел и специализированные формирования общественности выясняют и устраняют обстоятельства, под влиянием которых конкретные несовершеннолетние совершают нарушения общественного порядка (кражи, выпивки, азартные игры т. д.), а также ведут работу по исправлению самих этих лиц.

Меры в отношении несовершеннолетних, замеченных в правонарушениях непреступного характера, включают:

— постановку на учет в органах, осуществляющих профилактику преступлений несовершеннолетних, длящуюся воспитательную работу и контроль;

— устройство в спортивно-трудовые лагеря, отряды и клубы;

гражданско-правовые меры (взыскание ущерба).

Следующий этап профилактики образуют меры в отношении несовершеннолетних, которых можно рассматривать как находящихся в силу развития криминогенной мотивации на грани совершения преступления. Здесь используются меры, реализуемые в процессе каждодневного, интенсивного и демонстративного контроля за поведением, связями и времяпрепровождением несовершеннолетнего. Эти меры имеют задачу — удержать от перехода на преступный путь.

Меры предупреждения рецидива включают:

— деятельность специализированных подразделений по делам несовершеннолетних, следователей, прокуроров, судей по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними;

— использование воспитательно-профилактического воздействия судопроизводства;

своевременное изъятие оружия и орудий преступлений у ранее судимых подростков;

правовую и моральную подготовку к жизни на свободе осужденных, подлежащих освобождению;

— трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы либо осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, и контроль за их поведением.

Опубликовано / Май 28, 2018
Рубрики:
Блог