Главная идея законов ману

Главная идея законов ману

Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также «закон ариев» или «кодекс чести ариев». Манавадхармашастра — одна из двадцати дхармашастр.
Здесь представлены избранные фрагменты (перевод Георгия Федоровича Ильина).

Первый Ману Сваямбху («самосущий») является создателем древнего сборника законов —
«Законы Ману» (Дхармашастра, Манавадхармашастра, Манусмрити).

  • глава 1 о происхождении Вселенной, сословий;
  • глава 2 правила жизни в период обучения;
  • глава 3 правила жизни семьянина-домохозяина;
  • глава 4 установление об образе жизни брахмана;
  • глава 5 правила жизни, долг женщины;
  • глава 6 правила жизни странствующего аскета;
  • глава 7 обязанности царя;
  • глава 8 обязанности царя;
  • глава 9 долг мужа и жены;
  • глава 10 обязанности сословий;
  • глава 11 предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;
  • глава 12 описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни
  • Глоссарий к Законам Ману

«Законы Ману» (Манавадхармашастра) — самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Из дхармасутр выросли дхармашастры — правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами.
Видный санскритолог Г. Бюлер утверждал, что основой Закона Ману явилась какая-то недошедшая до нас дхармасутра. Его точка зрения встретила серьезные возражения со стороны П. В. Кане и К. П. Джаясвалы , отстаивающих самостоятельный характер возникновения «Манавадхармашастры» (Закона Ману). Спор будет решен в пользу Г. Бюлера, конечно, только тогда, когда древняя дхармасутра будет найдена. Но точка зрения Г. Бюлера, что дхармашастра Ману (Закон Ману) в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. до н. э. — II в. н. э., в науке утвердилась. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II—VI главы.
«Законы Ману» в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дошли комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи (XII—ХIII вв.), Нараяны (XIV в.), Куллюкабхатты (XV в.), Рагхаванаиды (XVII—XVIII вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.); имеется и анонимный кашмирский комментарий, также, по-видимому, довольно поздний. То обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления «Законов Ману» многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их творчество; и не удивительно, что при толковании отдельных стихов сборника (особенно в религиозно-философских разделах) мнения комментаторов редко бывают единодушными. И все же работы средневековых индийских комментаторов (особенно Медхатитхи и Куллюкабхатты) имеют огромное значение — без них многие стихи «Законов Ману» оказались бы совершенно непонятными.
Первый перевод «Законов Ману» с санскрита на английский язык был издан еще В. Джонсом в 1794 г.; «Законы Ману» и после этого неоднократно переводились полностью или частично на европейские языки и на некоторые языки Индии. Наиболее совершенны уже упоминавшийся английский перевод «Законов Ману» Г. Бюлера, а также А. К. Бернелла и Е. У. Хопкинса. Следует упомянуть также переводы, изданные М. Н. Даттом и Г. Н. Джха.
В 1913 г. вышел в Петербурге перевод «Законов Ману» С. Д. Эльмановича. Уже тогда русские санскритологи были не вполне удовлетворены этим переводом; в некоторых отношениях он действительно имел серьезные недостатки. И все же опубликование этого перевода имело немалое значение. Широкая читающая публика в нашей стране смогла ознакомиться на своем родном языке с одним из самых замечательных памятников индийской литературы — «Законом Ману», сохранившим сведения о многих важнейших сторонах жизни древнеиндийского общества. Не только специалисты-индологи, но и историки самых различных профилей — историки культуры, религии и т. д., юристы, этнографы и др.— использовали, в своей работе данные «Законов Ману».
Перевод «Законов Ману» С. Д. Эльмановича, выпущенный небольшим тиражом, стал уже библиографической редкостью. Поэтому решено было переиздать его, подвергнув проверке и переработке.
С. Д. Эльманович переводил с текста, изданного Делоншаном. В свое время это было хорошее издание. Вообще многочисленные манускрипты с текстом «Законов Ману», сохранившиеся в Индии, отличаются единством — различия в них невелики. Все же представлялось целесообразным новое издание перевода давать не по изданию Делоншана, а по более новому. Выбрано было издание Джолли; это лучшее из имеющихся в нашем распоряжении изданий текста «Законов Ману».
Подавляющее большинство стихов (шлок), содержащих установления, написано в желательном наклонении. В сущности и перевод названия сборника — «Законы Ману» не совсем точно передает санскритское наименование «Манавадхармашастра». Следовало бы перевести точнее: «Наставления Ману в дхарме».
В русском языке нет слова, которое в точности соответствует санскритскому «дхарма». Приведу пример того, как в нескольких случаях его вынужден переводить С. Д. Эльманович: достоинств, добродетель, правда, заслуга, обязанность, священный закон, закон, главнейший закон, закон, обязанность, законы, правила, законоположение, духовная заслуга, предписанная обязанность, достойное награды деяние, форма (брака), правосудие, право, нравственное убеждение, обычай, религиозный обряд, справедливость, религиозный обряд, обязанность, долг, возложенное дело, исполнение обязанностей, религиозная цель, образ (действий), благочестивая цель. Очевидно, лучше этот термин совсем не переводить. «Дхарма — одно из тех санскритских слов, которые делают тщетными все попытки найти точное соответствие в английском или в каком-либо другом языке». Так начинает П. В. Кане свое фундаментальное исследование «History of dharmashastra» (vol. I, р. 7).
Под законом в настоящее время обычно понимается обязательная норма, установленная высшим законодательным органом власти. Слово «дхарма» не имело такого значения; оно означало совокупность правовых, моральных, этических и других норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его общественного положения. Итак, Дхармашастра Ману — это сборник таких предписаний члену общества, исполнение которых считается в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью. Дхармашастры были только основой законодательства, но отнюдь не кодексами самих действующих законов.
В младших классах школы в дореволюционной России преподавался «закон божий»; вели этот предмет обычно священнослужители. На уроках детям внушались правила морали, основанные на «священном писании». Многое из того, что осуждалось в «законе божьем», государственная власть считала наказуемым деянием (убийство, кража, насилие, мошенничество и т. д.), многое же осуждалось только с точки зрения «закона божьего», но не считалось преступлением с точки зрения действующего законодательства (лживость, тщеславие, скупость, пренебрежение религиозными обязанностями и т.д.). Нельзя утверждать, что «закон божий» и древнеиндийская дхарма — одно и то же, но общее сходство имеется. Вследствие этого дхармашастры и являются столь разнохарактерными по содержанию — они включают предписания не только относительно гражданского и уголовного законодательства, но и относительно обязанностей членов различных варн, норм семейной жизни, культовые и даже санитарно-гигиенические предписания и т. д.

Общая характеристика законов Ману

Законы Ману — общая характеристика

В законодательных источниках Древней Индии важное место принадлежит дхармашастрам, которые являлись сборниками религиозно-правовых предписаний. Описанные в них нормы поведения одновременно наполнены правовым, религиозным и моральным содержанием. Появление данных сборников, как полагают историки, было связано с социально-классовым расколом общества.

Самое первое упоминание о законах Ману относят к девятому веку до нашей эры, однако современным исследователям эти законы известны лишь в каталогах третьего века до нашей эры.

Законы Ману содержали в себе двенадцать глав, состоящие из двух тысяч шестисот восьмидесяти стихов (так называемых шлок).

Manavadharmasastra (полное название, которое состоит из слов откровение, религия, нравственность, закон, право, идея, разум и пр.) довольно часто именуют «Откровениями царевича Ману». Данные законы являются сакральным правовым памятником, которые закрепляли рабство, а также иные формы эксплуатации.

На переднем плане в Законах Ману выступает сословное разделение общества (неприкасаемые, вайшии, кшатрии, брахманы и пр.). также в них прослеживается своеобразная логика изложения всего материала, однако там нет выделения самостоятельных правовых отраслей, правовая норма не отделима от моральной и религиозной нормы.

Там же указывается профессионально-наследственный характер варн. Большинство правовых норм в Законах Ману направлены на охрану движимого имущества и собственности. Кроме того, в них рассматриваются различные договоры дарения, личного найма, продажи и займа.

В качестве гарантий выполнения условий договора представлены заклад или поручительство. Наёмные работники и рабы упоминаются вместе, хотя сам наёмный труд презирается. Семейные отношения представлены описанием подчинения женщин, многожёнства, а также не смешения крови варн.

10. Законы Ману: общая характеристика (источники, история создания, структура, краткое содержание).

Законы Ману являются так называемой дхармашастрой – сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновос (кастовое) устройство.

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам — сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н. э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н. э.

Объем — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока). Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр. ). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману — это памятник сакрального права.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях — подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Законы Ману, что это такое?

Объем — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока) . Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.) . Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”.

«Законы Ману» (manavadharma sastra) — самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и
в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике,
приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На
самом же деле этот сборник не такой уж древний.

В VI-V вв. до н. э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные
рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные
рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям
родо-племенные институты, происходили изменения в идеологии и т. д.
Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности
государства. Возникли дхармасутры-основанные на «священном откровении»
(на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм.

Видный санскритолог Г. Бюлер
утверждал, что основой дхармащастры Ману явилась какая-то недошедшая
до нас дхармасутра i. Точка зрения Г. Бюлера, что дхармащастра
Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. до
н. э. -II в. н. э. *, в науке утвердилась. При этом не весь материал,
содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому
периоду.

В сущности и перевод названия сборника-«Законы Ману» не совсем точно

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые) .
В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.
Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
В семейных отношениях (гл. 9) — подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.
передает санскритское наименование гпапаvadharma^astra. Следовало бы
перевести точнее: «Наставления Ману в дхарме».

1. Общие положения
2. Право собственности
3. Обязательства
4. Брачно-семейные отношения
5. Уголовное право
6. Судебный процесс

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

Дхармасутры были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Но не смотря на это, «Законы Ману» имеют довольно интересную основу, философский и жизненный смысл. Многие вписанные рекомендации стали фундаментальными в изучении стратегии и тактики ведения боевых действий.
Например, «обязанности царя»:
ст. 102 .. должен быть храбрым в сражении, защищать народ,. . быть всегда готовым к войне, показывать свою силу, скрывать свои секреты и подмечать слабые стороны врага»
ст. 106 Подобно цапле должен обдумывать свои дела; подобно льву — обнаруживать силу; подобно волку — брать свою добычу; подобно зайцу — уходить в безопасное место»
ст. 148 . Тот Царь, тайных планов которго не узнают другие люди.. . завладеет всей землей, хотя бы у него была бедная казна»

ЗАКОНЫ МАНУ

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Смотреть что такое «ЗАКОНЫ МАНУ» в других словарях:

Законы ману — (санскр. Манавадхармашастра) составленное одной из брахманских школ около II в. до н.э. I в. н.э. собрание правовых и религиозно нравственных норм древней Индии, устанавливавших правила поведения в частной и общественной жизни в соответствии с… … Энциклопедия права

ЗАКОНЫ МАНУ — древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма. Составление З.М.… … Юридическая энциклопедия

Законы Ману — Статья по тематике Священные писания индуизма Веды Риг веда · Яджур веда · Сама веда · Атхарва веда Деление Самхиты · Брахманы · Аран … Википедия

ЗАКОНЫ МАНУ — – см. Ману законы … Советский юридический словарь

ЗАКОНЫ МАНУ — древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма. Составление З.м.… … Энциклопедический словарь экономики и права

«ЗАКОНЫ МАНУ» — см. МАНУ СМРИТИ … Словарь индуизма

Законы ману — (санскр. Манавадхармашастра) составленное одной из брахманских школ около II в. до н.э. I в. н.э. собрание правовых и религиозно нравственных норм древней Индии, устанавливавших правила поведения в частной и общественной жизни в соответствии с… … Большой юридический словарь

Смотрите так же:

  • Водительское страховка Как сохранить КБМ при смене прав Безаварийный страховой стаж (полных лет): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10+ Если у вас было ДТП Конечный результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП во всей страховой истории. М 0 1 2 3 […]
  • Закон о общеобязательном государственном пенсионном страхование Закон об обязательном пенсионном страховании Закон, разработанный в соответствии с Конституцией Украины и Основами законодательства Украины про общеобязательное государственное социальное страхование (16/98-ВР), […]
  • Закона нет девушки для любви Закона нет девушки для любви Как добиться любимой женщины . 1. Всегда держать себя в руках, иначе крышка. Думать, что делаешь.2. Быть не таким, как все. Выделяться, поражать воображение, иметь какое-то особое […]
  • Правила гитариста Правила ВСЕХ музыкантов рок-группы))))) Добавлено: 2009-08-04 11:33:23 Правила вокалиста: 1) Вокалист всегда тру и прав во всем; 2) Во всем виноват микрофон или барабанщик; 3) Вокалист тру, даже если не знает […]
  • Шпоры по налогам Шпаргалка по налогам и налогообложению. Меденцов А.С. Все выучить – жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Налогам и […]
  • Спортивный нож для метания по правилам Спортивный нож для метания по правилам Военно-спортивный клуб Спортивное метание ножа Статья 1. Виды и характер соревнований по спортивному метанию ножа. Статья 2. Виды упражнений по спортивному метанию ножей и […]

ЗАКОНЫ МАНУ — (санскр. Манавад хармашастра) др. инд. сборник наставлений, определяющих поведение человека в частной и обществ. жизни, памятник обществ. политич. и правовой мысли др. инд. рабовлад. общества. В нем отражены догматика и идеология брахманизма. 3.… … Атеистический словарь

ЗАКОНЫ МАНУ — Арсений Андреевич (13.IX.1783 11.I.1865) рус. воен. и гос. деятель. Из дворян Тверской губ. Ген. адъютант, граф. Участвовал в воен. действиях рус. армии в 1805 14. С 1823 финл. ген. губернатор. В 1826 был членом верховного уголовного суда по делу … Советская историческая энциклопедия

Законы Ману — древнеиндийский сборник правовых и религиозно нравственных норм, определявших поведение каждого индийца и частной и общественной жизни. Авторство З.М. приписывается божественному прародителю людей Many. Фактически З.М. составлены одной из… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Опубликовано / Июль 8, 2018
Рубрики:
Блог