Цели и задачи для лагеря дневного пребывания

Пришкольный лагерь «Солнечный город»

Программа пришкольного лагеря

СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД

Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как

на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе Алешинской средней школы. В нем отдыхают учащиеся начальных классов и среднего звена. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

Цели и задачи программы

Цель — организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

  • Создать систему физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
  • Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей посредством игры, познавательной и трудовой деятельности.
  • Формировать у школьников навыки общения и толерантности.
  • Прививать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье.
  • Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

  1. Безусловная безопасность всех мероприятий
  2. Учет особенностей каждой личности
  3. Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
  4. Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
  5. Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
  6. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
  7. Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Направления и виды деятельности:

  • · Экологическое направление
  • · Художественно — творческое направление
  • · Трудовая деятельность
  • · Физкультурно-оздоровительная деятельность
  • · Эстетическое направление
  • · Досуговая деятельность
  • · Патриотическое направление

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • Вовлекать детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
  • Вырабатывать и укреплять гигиенические навыки;
  • Расширять знания об охране здоровья.

Основные формы организации:

  • Утренняя гимнастика (зарядка)
  • Спортивные игры на спортивной площадке или в спортзале.
  • Подвижные игры на свежем воздухе
  • Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортзале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, — создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Задачи экологической деятельности:

  • воспитать бережное отношение к природе
  • повысить уровень экологической культуры детей.

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

  • · Пробуждать в детях чувство прекрасного;
  • · Формировать навыки культурного поведения и общения;
  • · Прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

· Посещение театров, кинотеатров, музеев.

Художественно – творческая деятельность

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

  • · Изобразительная деятельность (конкурсы стенгазет и рисунков «Красота мира», «Пластилиновый художник» и пр.)
  • · Конкурсные программы («А знаете ли вы, что. », «Поле чудес», «Как стать отличником?»)
  • · Творческие конкурсы («Мы — читатели!»)
  • · Игровые творческие и командообразующие программы («Остров дружбы», «Веревочный курс»)
  • · Концерты («Звездопад»)
  • · Творческие игры («День рекордов»)
  • · Праздники («День России»)
  • · Выставки творческих достижений

Рисование в лагере дает большие возможности для развития художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основные формы работы:

  • · Бытовой самообслуживающий труд;
  • · Общественно значимый труд (уборка прилегающей территории)

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уборку постели, уход за одеждой и обувью, создания уюта.

Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

Задачи досуговой деятельности:

  • · Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Механизм реализации программы

I этап. Подготовительный – апрель-май.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  1. проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  2. издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  3. разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнечный город-2012»;
  4. подготовка методического материала для работников лагеря;
  5. подбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  6. составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап. Организационный – июнь

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

Смотрите так же:

  • Коллектор ноах Коллектор впускной Toyota TOWN ACE NOAH SR50, 3SFE в Белгороде Заметка к объявлению Выберите товар Оплатите его банковской картой Получите товар Оставьте отзыв Toyota Chaser, SX100 Toyota Crown, SXS13 […]
  • Как можно обналичить материнский капитал на покупку автомобиля Материнский капитал на покупку автомобиля На сегодняшний день для многих семей с детьми до сих пор актуальным остается вопрос о распоряжении денежными средствами по государственному сертификату на материнский капитал, […]
  • Процент законной неустойки Расчет законной неустойки за неисполнение обязательств по договору Законная неустойка — довольно распространенный способ обеспечения договорных обязательств и мера ответственности за их несоблюдение в определенных […]
  • Как узнать если ли задолженность по налогам Как узнать (проверить) задолженность по налогам физического лица по ИНН? Задолженность по налогам по ИНН можно узнатьнесколькими способами, в том числе и онлайн. При этом на одних сайтах информация о налогах по ИНН […]
  • Танировка штрафы Штрафы за тонировку. Снятие номеров за тонировку в 2018 году. Какая тонировка разрешена? Добрый день, уважаемый читатель. В этой статье речь пойдет об особенностях тонировки автомобилей в 2018 году, а также о […]
  • Штрафы ингушетия Регистрационные подразделения ГИБДД в Республике Ингушетия МРЭО ГИБДД МВД по РИ 386102, РИ, г.Назрань, ул.Чеченская, 2 Телефон для предварительной записи: График работы подразделения: Понравилась статья? […]

— запуск программы «Солнечный город — 2013»;

— знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

— реализация основной идеи смены;

— вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;

— работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический – июль

Основной идеей этого этапа является:

— подведение итогов смены;

— выработка перспектив деятельности организации;

— анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Условия реализации программы.

  1. Закон «Об образовании РФ»
  2. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  3. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
  4. Устав МОБУ «Алешинская СОШ»
  5. Положение о лагере дневного пребывания.
  6. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  7. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  8. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в пришкольном центре.
  9. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
  10. Приказы Управления образования.
  11. Должностные инструкции работников.
  12. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  13. Заявления от родителей.
  14. Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
  15. Акт приемки лагеря.
  16. План работы.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

— начальник лагеря — заместитель директора по ВР;

— воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

— вожатые (ученики старших классов).

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

  • Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья.
  • Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  • Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
  • Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
  • Расширение кругозора детей.
  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
  • Личностный рост участников смены.

Распорядок работы лагеря «Солнечный город»

8.30……………встреча детей: «Мы вам рады!»

8.45-9.00……зарядка: «Чтобы быть весь день в порядке, надо делать нам зарядку!»

9.00-9.15……линейка: «Пора-пора на линейку, детвора!»

9.15-10.00…завтрак: «Нас столовая зовет, полезная каша и вкусный компот!»

10.00…………«Минутки здоровья»; отрядные дела

11.00………….занятия в кружках и секциях: «Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружках занимаются!»

общие игры и прогулки: « Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы, ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!»

13.00-14.00…обед: «Время обеда настало, спешить к столовой надо!»

15.30………….операция «УЮТ»: «Надо в порядок все привести, игрушки убрать и пол подмести!»

16.30-17.45…прогулки, подвижные игры на свежем воздухе; коллективные творческие дела: «Вместе со всеми сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!»

17.45………….итоговая линейка: «Знаем, день прожит не зря, подведем итоги дня!»

18.00………….уход домой: «До свидания! До новых встреч!»

План работы

летнего пришкольного оздоровительного лагеря

« Солнечный город — 2013»

Учебно-методический материал на тему:
Программа «Фантазия»летнего пришкольного лагеря дневного пребывания «Ромашка»

Данная программа стала победителем в конкурсе вариативных программ.

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №2»

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ………………………………. 2-3

  1. СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ………. 4

4.1 Система стимулирования ………………………………………. 6

4.2. Основные направления программы …………………… . …. 6

4.3 Характеристика основных периодов смены …………………. 7-8

4.4. Этапы реализации программы ………………………………. 8-9

4.5. Примерный план мероприятий …………………………… …. 9-11

4.6. Режим работы пришкольного лагеря ………………………. 12

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

5.1.Кадровое обеспечение ……………………………………………. 12

5.2.Информационно — организационное обеспечение ……………. 13

5.3. Финансовое обеспечение ………………………………………. 13

5.4. Методическое обеспечение . ……………………………………. 13-14

5.5. Мотивационное обеспечение …………………………………. 14

  1. МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ …………………. 14-15

«Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно- значимая, досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое внимание. Педагоги дополнительного образования художественно-эстетической, технической, прикладной направленности единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.

Летний лагерь сегодня – это не только социальная защита, это ещё и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, что создаёт условия для социализации молодого человека.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» уделяет особое внимание летнему отдыху учащихся. Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

— повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

— обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

— модернизацией старых форм работы и введением новых.

Наша задача, организаторов оздоровления и занятости детей, сделать каникулы самым ярким временем года для каждого школьника. Каждое дело в пришкольном лагере должно стать не только здоровым отдыхом, но и направленным на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие ребенка.

Средством реализации таких педагогических задач в деятельности коллектива пришкольного лагеря «Ромашка» в нынешнем году стала Программа «Фантазия», посвященная объявленному в России Году культуры.

Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Программа решает как задачи по организации оздоровительного отдыха детей, так и их культурно-досуговой деятельности, создания условий для формирования у школьников навыков общения и культуры поведения, развития их творческих и интеллектуальных способностей.

Основная идея программы — представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей в результате различных видов творческой деятельности.

Программа пришкольного лагеря базируется на принципах:

ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ — каждый ребёнок получает возможность реализовать, развивать свой творческий потенциал;

ТОЛЕРАНТНОСТИ – терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни;

ВАРИАТИВНОСТИ – многообразие форм работы, отдыха и развлечений, различные варианты технологии и содержания воспитания;

УВАЖЕНИЯ И ДОВЕРИЯ — добровольное включение ребенка в ту или иную деятельность, доверие в выборе средств достижения поставленной цели.

Участниками программы являются учащиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2», других школ города, желающие посещать летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей, а также будущие первоклассники. Возраст воспитанников лагеря — от 6,5 до 16 лет.

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель: создание нестандартной игровой среды для совместной познавательно-творческой деятельности, направленной на социализацию и развитие личности ребёнка; утверждение в сознании школьников нравственных и культурных ценностей.

  1. Организовать:
  • безопасные условия пребывания воспитанников в пришкольном лагере;
  • разнообразные формы работы, направленные на развитие творческих, коммуникативных способностей воспитанников, в том числе и совместные с социально-культурными учреждениями города.

2) Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей;

  • ключевые компетенции воспитанников на основе включения их в разнообразную творческую деятельность;
  • качества, составляющие культуру поведения;
  • ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе;
  • навыки общения и толерантности.

III. СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  • Участие детей в управлении своей жизнедеятельностью через создание органов самоуправления, планирование и анализ КТД;
  • Диагностика уровня развития и потребностей детей;
  • Создание творческих групп для организации и проведения КТД, проведение игр и различных мероприятий, развивающих творческую, интеллектуальную деятельность;
  • Предоставление разнообразных форм и видов творческой деятельности;
  • Посещение культурно – досуговых учреждений города, участие в городских мероприятиях;
  • Проведение спортивно — оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, пропагандирующих здоровый образ жизни;
  • Работа творческих мастерских, лабораторий.

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание программы деятельности лагеря строится на трех основных периодах (блоках):

I Блок — Неделя художественного ремесла

Строится на организации знакомства с художественными ремеслами России, непосредственно творческих мастерских, мастер-классов для детей, в ходе которых дети обучаются различным видам ремесел, создают индивидуальные и коллективные работы. В течение этой недели детей поощряют «ромашками» за активность, за умение создать свою работу и умение работать в коллективе и с коллективом. В конце недели организуется выставка индивидуальных и коллективных работ.

II Блок — Театральная неделя

Предполагает знакомство с театром, с правилами поведения в театре, путешествие по любимым сказкам, инсценирование сказок и сочинение своих сказок. Каждое мероприятие имеет свою тематику, ставит перед детьми определенные задачи, формы работы. По каждому мероприятию подводятся мини-итоги, отряды получают поощрительные «ромашки» за активное участие, реализацию своих идей.

III Блок — Неделя музыки

Знакомство с русским фольклором (песни, потешки), с музыкальными инструментами (балалайка, гармонь, баян). Организация музыкальных КТД (КВН, фестиваль искусства, Фанер-шоу). Изготовление своих музыкальных инструментов. Подводятся мини-итоги, отряды получают поощрительные «ромашки» за активность, за смекалку в создании музыкальных инструментов, за помощь младшим, за исполнение музыкальных номеров.

Для организации самоуправления в начале смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган власти в лагере — Совет лагеря. Он координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.

На заседании проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности отрядов, планируются дела лагеря, проходит подсчет заработанных «ромашек».

4.1 Система стимулирования.

Существует система поощрений и стимулирования активности детей:

за выполнение дел в лагере, активное участие отряд получает РОМАШКУ, которую наклеивают на свое панно. Тот отряд, который соберет самый большой букет ромашек и будет победителем лагерной смены.

Подобное поощрение (о нем договариваются в отрядах ребята совместно с воспитателем или вожатыми) осуществляется и внутри отрядов. Таким образом, к концу смены будут выявлены и награждены самые активные ребята, а так же самый лучший отряд.

4.2. Основные направления программы.

Ключевым направлением работы лагеря является художественно — эстетическое. Через содержательную художественно — эстетическую основу мы реализуем следующие направления:

  • спортивно-оздоровительное;
  • социально- нравственное;
  • толерантное;
  • гражданско-патриотическое;
  • интеллектуально-познавательное.

4.3 Характеристика основных периодов смены.

Организационный период (первая 3-х дневка).

Цель : создание условий для индивидуальной адаптации ребенка к условиям и требованиям лагеря.

— знакомство детей друг с другом;

— знакомство с традициями, условиями;

— знакомство с безопасными условиями, правилами безопасности;

— введение в сюжет игры;

— интенсивное обучение общению;

— закладывание основ детского коллектива;

Таким образом, в организационный период в отрядах проходит знакомство детей, коллективное планирование, выявление интересов ребят, их способностей и лидерских качеств, формирование заинтересованной творческой группы, постановка цели, планирование.

Основной период (три пятидневки).

Цель : реализация проекта смены.

— закрепление навыков общения;

— реализация лидерского потенциала;

-реализация творческого, духовного, интеллектуального и физического потенциала детей;

— освоение различных видов творческой деятельности.

В основной период проходит познавательная работа, приобретение практического опыта, творческая деятельность.

Итоговый период (последняя 3-х дневка).

Цель : подведение итогов деятельности участников, рефлексия, мониторинг результативности.

— подведение итогов смены;

— организация анализа работы с детьми, рефлексия;

— педагогический анализ смены.

Закрытие смены – это подведение итогов, презентация творческих работ, видеоролика, награждение ребят.

4.4. Этапы реализации программы.

Подготовительный этап — январь – май

  • Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков (январь – февраль, отв. зам. директора по УР, ВР)
  • Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке гимназии к летнему сезону

( март, отв. зам. директора)

  • Издание приказа по гимназии о проведении летней кампании (март, отв. начальник лагеря)
  • Подготовка методического материала для работников лагеря (март, отв. начальник лагеря)
  • Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребывание детей и подростков (апрель — май, отв. начальник лагеря)
  • Составление необходимой документации для деятельности лагеря: приказы, план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д. (май, отв. начальник лагеря).
  • Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей (1 день работы лагеря)
  • Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря (1-2 день работы лагеря)
  • Формирование органов самоуправления (2 день работы лагеря).
  • Реализация основной идеи смены.
  • Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.
  • Подведение итогов смены.
  • Выработка перспектив деятельности организации.
  • Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесёнными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Материал на тему:
Программа «Мы — дети России» для летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания

Основная задача программы « Мы – дети России» заключается не только в воспитании чувства патриотизма и гордости за свою страну, но и в воспитании толерантности, взаимопонимания. Наша страна многонациональная, и людям, живущим рядом, многое приходится переживать: любовь, вражду и даже нена­висть. Именно жизненные перипетии помогают людям лучше узнать себя и окружающих и научиться жить вместе, стоит лишь только сделать шаг навстречу друг другу.

Эффективность данной программы заключается в разнооб­разии и интенсивности

Целью программы является: создание условий для формиро­вания в детях чувства патриотизма, любви к Родине и гордости за свою страну.

Предварительный просмотр:

Лагерь дневного пребывания «Республика детства»

муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области»

Директор МАОУ «Гимназия №1»

___________ О.А. Кузьмин

«___»_______ 2014 г.

Гариева Надежда Васильевна,

заместитель директора по научной работе

МАОУ «Гимназия №1»,

Идея России, которая осознается

нами, должна определить путь,

нашего будущего служения ей.

Научно-теоретическое обоснование, актуальность программы

Главные стратегические направления в государственной политике современной России -модернизация и инновационное развитие. Успешное осуществление, которых позволит нашей стране стать конкурентным обществом в мире ХХI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Для успешного решения этих задач необходимо воспитать такую личность, для которой важнейшими качествами будут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства

Федеральный Закон «Об образовании в РФ», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция духовно-нравственного воспитания школьников определили приоритетные направления для современной системы образования, четко сформулировали современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа .

В числе основных целей и задач воспитания определяются следующие:

— воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к самореализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

— формирование у детей ценностного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

— разностороннее и современное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.

Одним из направлений гражданско-патриотического воспитания является формирование уважения к своему государству, закону, праву и ответственности, изучение Конституции РФ и Конвенции о правах ребенка, законов о государственных символах. Сегодняшнее молодое поколение все чаще обращается к истории государственных символов. Это свидетельствует о поиске нравственных ориентиров и духовных ценностей в молодежной среде.

Трудно ответить как стать патриотом, как живёт патриот, как по – настоящему любить своё Отечество. Поэтому стало очевидным, что решение этих проблем в жизни нашей страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно – нравственном совершенствовании, уважении к историко – культурному наследию своего народа. Этот процесс станет результативным, если он будет носит целостный системный характер. Продолжить решение основных задач гражданско-патриотического воспитания представляется возможным не только в период обучения, но и в условиях функционирования летнего лагеря дневного пребывания.

Г. Гегель писал: «Человек должен родиться дважды, один раз – естественно, а затем – духовно». Сегодня нас, педагогов, волнует именно духовность наших воспитанников.

Одной из важнейших задач воспитания для педагогов гимназии является — не оставить ребят равнодушными, формировать у них уважительное отношение к закону, государственным символам России, ее многовековой истории, чувство гордости за свое Отечество. Эта задача определяет выбор форм и методов работы в данном направлении.

Сегодняшние дети — будущее нашей страны и всего мира. Им предстоит жить и быть творцами ХХI века. Что мы сейчас перенесем из ушедшего в наступивший век? Что мы унаследуем: историю, традиции своего народа, достижения техники и науки, ценности культуры, духовные ценности, определяющие наше миропонимание, мироощущение, наше отношение к жизни? С чем мы идем: с добром или злом, с войнами или миролюбием, с экологическими катастрофами или солнечным небом, с обывательским мировоззрением или с планетарным мышлением? Судьба будущего будет зависеть и оттого, какие люди будут его творцами, какими качествами они будут обладать. Каким человеком должен быть наследник будущего — творец нового тысячелетия?

Планируя работу по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время, администрация и педагогический коллектив гимназии руководствуются:

— Конвенцией ООН о правах ребенка,

— Федеральным Законом «Об образовании в РФ»,

— Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3,

— Концепцией духовно-нравственного воспитания школьников

— Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»,

— Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года №148 г.

— Указом Губернатора Оренбургской области от 04.04.08 г. №48 – УК «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Оренбургской области в 2008 году».

— ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

— Концепцией «Воспитание Оренбуржца XXI века»,

— Программой развития гимназии «Интеллект и здоровье»,

— Концепцией воспитательной системы гимназии «Шаги к успеху»,

— Программой «Путь к здоровью»,

— Программой «Одаренные дети»

Лагерь – это место, где каждый ребенок

может состояться как уникальная личность…

Лагерь – это большая, умная Игра,

которая помогает детям радоваться жизни,

праздновать жизнь практически ежечасно.

Летний лагерь — это место, куда стремятся дети, чтобы отдохнуть, найти друзей, проявить себя, ощутить свою значимость, заняться любимым делом. Именно на это важно сориентировать педагогов, чтобы оправдать ожидание детей, не разочаровать их. В то же время взрослым необходимо, максимально используя воспитательные возможности временного детского коллектива (ВДК), всесторонне развить детей, стимулировать их активность и творчество, упорство в преодолении трудностей.

Решение воспитательных и оздоровительных задач требует объединения усилий всех педагогов, работающих в оздоровительном лагере. Это не происходит само по себе. Опыт убеждает в том, что очень важно сегодня коллективно создавать программу деятельности лагеря и целенаправленно работать всем педагогам по ее реализации.

« . Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание, это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (А. С. Макаренко).

Основная задача программы « Мы – дети России» заключается не только в воспитании чувства патриотизма и гордости за свою страну, но и в воспитании толерантности, взаимопонимания. Наша страна многонациональная, и людям, живущим рядом, многое приходится переживать: любовь, вражду и даже ненависть. Именно жизненные перипетии помогают людям лучше узнать себя и окружающих и научиться жить вместе, стоит лишь только сделать шаг навстречу друг другу.

Эффективность данной программы заключается в разнообразии и интенсивности видов деятельности (творческой, проектной, коллективной, групповой и т. д)

Целью программы является : создание условий для формирования в детях чувства патриотизма, любви к Родине и гордости за свою страну.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • формирование гражданских качеств: любовь к Родине, патриотизм, ответственность;
  • воспитание уважения к символам и атрибутам нашего государства;
  • формирование интереса к истории своей области;
  • приобщение ребенка к духовно-нравственным ценностям;
  • расширение кругозора детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, коммуникативной культуры;
  • повышение культуры межличностных и межнациональных отношений;
  • знакомство с традициями и обрядами народов, проживающих на территории России;
  • развитие детского самоуправления;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • развитие социально значимых качеств в ребенке;
  • формирование мотивации применения накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.

Лагерная смена предполагает организацию оздоровительно-интеллектуального пространства, обеспечивающего необходимые условия для полноценного отдыха и развития интеллектуальных, творческих способностей, воспитание духовно-нравственных качеств, патриотизма каждого ребёнка.

Задачей педагогического коллектива является максимальное использование представляемых летним лагерем дневного пребывания возможностей, с точки зрения развития, воспитания и расширения жизненного опыта детей.

С этой целью на базе гимназии организуется лагерь «Республика Детства».

Состав лагеря – это учащиеся гимназии в возрасте 7-12 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в отрядах по 25 человек.

По продолжительности программа «Мы — дети России!» является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.

Программа летнего лагеря дневного пребывания «Республика Детства» включает в себя 4 тематических блока:

1 блок « Я и Гимназия»

Основное содержание деятельности — осмысление ребёнком необходимости знаний для успешной жизни в современном мире.

  • Формировать у ребят осознание своей принадлежности к коллективу, стремление к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы.
  • Формировать у детей сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к участию в спортивных состязаниях и санитарно-оздоровительных мероприятиях.
  • Воспитывать в детях сознательную готовность выполнять Кодекс гимназиста. Предполагаемые мероприятия по реализации данного блока Программы с учётом возрастных особенностей воспитанников:
  • экскурсии по гимназии, в гимназический музей «Память»
  • презентация «По страницам летописи гимназии;
  • акция «Гимназия – наш второй дом»;
  • конкурсы рисунков «Моя гимназия в будущем»
  • викторина «Знатоки гимназии»
  • концерт- презентация отрядов-городов «Встречайте, это мы!»
  • Спортивные мероприятия: «Все мы любим спорт!», «Наши любимые игры», «Путешествие в замок Спорта»;
  • конкурс поделок из природного материала «Мир нашего детства»

2 блок « Я – гражданин России»

В содержание деятельности входит осмысление ребёнком себя как части своей Родины, её гражданина и патриота.

  • развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
  • формировать у школьников осознание нравственного и правового долга и обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за её состояние;
  • воспитывать в детях способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства; бережное отношение к памятникам культуры и искусства и народного творчества;
  • формировать у школьников стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда. Обогащать их эстетические знания и совершенствовать умения и навыки.

Предполагаемые мероприятия по реализации данного блока Программы :

— викторины « Символы моей России», « Символы Оренбургского края»

— виртуальные экскурсии «Моя малая Родина»;

— праздник «Моя Россия — Моя Страна!»

— организация трудовых десантов.

3 блок «Я и история моей страны»

Содержание деятельности: осмысление значимости страны в истории мировых цивилизаций.

  • воспитывать уважение и пробудить интерес учащихся к культуре и истории своего народа;
  • сформировать творческое и вместе с тем ответственное отношение к миру, подготовить детей к восприятию духовно-нравственных ценностей;
  • развивать личность ребенка на основе овладения историческими знаниями, способности ориентироваться в важнейших достижениях нашей страны, в том числе великой победе над фашизмом.
  • игра-путешествие «По страницам государства Российского»
  • митинг «Память благодарных потомков»
  • игра «Зарница»
  • конкурс проектов «Герои прошлого и настоящего»
  • творческий конкурс «Покоритель Вселенной»
  • интеллектуальные игры «Великие люди — Великой страны»
  • игра путешествие «Мир народной культуры» (инсценировка любимых сказок, русские народные песни, знатоки пословиц и поговорок, игры народов страны)

4 блок «Я и мои земляки»

осознание того, что каждый ребёнок не только сын или дочь своих родителей, но гражданин Отечества, бугурусланец.

  • формировать у воспитанников лагеря осознание своей принадлежности к родному краю, городу, улице;
  • включить в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, этнокультурная среда, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными особенностями;
  • воспитывать чувство гордости за своих выдающихся земляков.
  • экскурсии по музеям и выставочным залам родного города
  • встреча с местными поэтами и писателями «Бугуруслан литературный»
  • викторина «История страны в названиях улиц города»
  • конкурс рисунков «Мой любимый уголок»
  • творческий конкурс «Мы — прославим свой город!»
  • посещение спортивных комплексов города: СК «Олимп», «Ледовый дворец», «Сияжар», школа вольной борьбы имени М. Борова
  • защита проектов «Герб моей семьи»

Циклограмма мероприятий летнего оздоровительного лагеря «Республика Детства»

Организационный день. Презентация кружков. Отрядные дела. Праздник « Детство — это ты и я!», посвященный Дню защиты детей

Экскурсия по гимназии, в гимназический музей «Память», презентация «По страницам летописи гимназии»

Концерт-презентация отрядов-городов «Встречайте, это мы!». Открытие лагерной смены.

Станция « Активности и участия ».

Акция «Гимназия – наш второй дом»

Викторина «Знатоки истории гимназии».

Конкурс рисунков на асфальте «Моя гимназия через сто лет»

День спортивных игр:

«Наши любимые игры», «Путешествие в замок Спорта».

Виртуальная экскурсия «Моя малая Родина»: «Заповедные места Оренбуржья».

Экскурсия «Флора и фауна Бугурусланского района».

Викторина «Символы моей России».

Праздник «Моя Россия – Моя Страна!»

Интеллектуальная игра «Путешествие по Оренбуржью»

Станция «Природы и экологии».

День защиты природы

(конкурс литературно-музыкальных композиций на экологические темы, конкурс плакатов).

«По страницам истории государства Российского»

Станция «Народная культура».

«Мир народной культуры» (инсценировка любимых сказок, русские народные песни, знатоки пословиц и поговорок, игры народов страны)

Станция « Силы и Здоровья».

Конкурс плакатов « Мы за здоровый образ жизни!»

Игра — путешествие в город «Правила дорожного движения». Сюжетно- ролевая игра «В стране дорожных знаков».. Познавательная игра «Эстафета дорожных наук»

Интеллектуальные игры «Великие люди — Великой страны». Конкурс проектов «Герои прошлого и настоящего»

«Песенный венок» ( отряды представляют русские народные пенсии о доблести, о красоте русской природы)

Станция « Памяти и Долга».

Торжественная линейка «Через века, через года помните…». Фестиваль патриотической песни «И помнит мир спасенный». Конкурс рисунков на асфальте «Мы за мир!»

Встречи с местными поэтами и писателями «Бугуруслан литературный».

Викторина «История страны в названиях улиц города».

Конкурс рисунков «Мой любимый уголок».

Творческий конкурс «Мы прославим свой город!».

Защита проектов «Герб моей семьи»

Станция « Олимпийские резервы».

Посещение спортивных комплексов города: СК «Олимп», «Ледовый дворец», «Сияжар», школа вольной борьбы имени М. Борова.

Спортивный праздник «Дадим рекордам наши имена»

Станция « Мира и толерантности ».

Фестиваль дружбы народов. Закрытие лагерной смены.

Концептуальные основы программы «Мы – дети России!» опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесса.

В основу системы воспитания как во время учебного процесса, так и в каникулярный период положены принципы:

1. Принцип сочетания общечеловеческих, национальных и личностных ценностей в организации жизнедеятельности.

2. Принцип самореализации детей на основе самопознания и самоопределения.

3. Принцип стимулирования творчества детей на основе включения их в реальные социально- значимые дела.

4. Принцип самоуправления — взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.

5. Принцип взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи между всеми участниками смены.

6. Принцип эмоциональной привлекательности процесса жизнедеятельности, основанного на учете интересов и потребностей детей.

Новизна и особенность программы состоит в разработке модели воспитательного процесса, направленного на личность воспитываемого, развитие его природных задатков, воспитание духовно-нравственных качеств через включение в интеллектуально – досуговую, социально-значимую деятельность как активных организаторов и участников мероприятий в ходе совместной деятельности взрослых и детей.

Ключевая идея лагерной смены – воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к самореализации в условиях гражданского общества раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка, через создание условий, способствующих их самореализации.

Этапы реализации программы

1. Организационный период смены.

Проводится первоначальный мониторинг участников на разных уровнях: «Кто я? Кто вместе со мной? Где мы живем? Как мы обустроим нашу совместную жизнь? Кто из взрослых будет с нами?». Задается игровой сюжет. Происходит структурное и организационное оформление системы совместной деятельности.

2. Основной период

1. Участники совместной деятельности осуществляют собственную самореализацию в разноуровневых структурах: отрядные дела, экскурсии, кружки, клубы, спортивные мероприятия, отрядные и общелагерные КТД. В результате запускается механизм «осмысления» с целью отследить проявления социально значимых качеств среди участников деятельности. Начинается оформление карты-символа.

2. На отрядных «огоньках», общем сборе участников игры происходит процесс выявления наиболее проявивших себя ребят и взрослых. Продолжается оформление карты-символа.

4. Заключительный период смены, ключевой момент деятельности.

Составляется общая карта-символ. Создаются условия для реального проявления детьми своих социально значимых качеств. Организуются события «для других», для «не участников» совместной деятельности.

Легенда Республики Детства

Далеко-далеко на небе жила одна звезда. Ей было холодно и грустно одной, и она много путешествовала в надежде найти себе друзей. Однажды, двигаясь в ночном безмолвии Космоса, далеко внизу, на Земле она увидела необычную Республику. Жители в ней пели удивительные песни, играли в разнообразные народные игры, совершали замечательные открытия — мечтали подрасти и вести всех за собой. Эта была Республика Детства.

Но бег времени неумолим, злой ураган, налетевший внезапно, разрушил эту детскую Республику. Всем показалось, что уже никогда не загорится костер романтики, не будут слышны удивительные песни, не будут совершаться волшебные дела и большие открытия.

Звезде захотелось спуститься на Землю и помочь ребятам.

Но суров закон Космоса! Звездам нельзя спускаться на Землю, иначе они погибнут! Однако желание было сильней, и Звезда устремилась к Земле.

Нет, она не погибла! Достигнув Республики Детства, она подарила частицу своего огня, света, тепла тем, кто верил в добро, справедливость, мечтая об алых парусах. Звезда распалась на тысячи искр. Эти «искорки» — наши вожатые, они собрали вокруг себя ребят. Вместе они выбрали семь главных достояний Республики, семь ценностей, семь главных идеалов: Земля, Отечество, Семья, Мир, Труд, Любовь, Культура. Девиз Республики «За Родину, добро и справедливость» стал девизом всей планеты Земля. Люди поверили в чудо, поняли, как прекрасен мир и как важно его сохранить.

Логика построения и содержание смены

Летний лагерь дневного пребывания лагерь превращается в «Республику Детства». Слово «республика» означает форму организации смены, основанную на признании ценностей равенства, свободы, справедливости. Это своеобразное государство, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые.

Смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры и игры-путешествия. Именно эти игровые формы как формы жизнедеятельности дают больше возможности для формирования позитивной направленности личности ребенка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря и действуют согласно своим ролям (см. Понятийный словарь республики). Участники смены — жители Республики объединяются в «города» и сами решают, как будут жить в них. Вместе они разрабатывают Конституцию Республики, Кодекс чести, Календарь Республики. Жизнедеятельность осуществляется через органы самоуправления (Республиканский Форум, Республиканский Совет. д.).

Республика имеет свою эмблему и гимн. В Республике есть такие города, как «Город Советников» (педагогический отряд лагеря), который на равных правах участвует в жизнедеятельности Республики, и «Город Мастеров» (это все творческие мастерские лагеря).

«Республика Детства» — название, определяющее содержание жизнедеятельности в лагере.

Педагогические технологии, формы и методы работы по программе

«Мы – дети России»

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности

Программа «Мы – дети России!» — это непрерывный поиск вариантов, позволяющих ребенку расширить как пространство внешнего взаимодействия в среде детского лагеря, так и раздвинуть границы пространства собственного мироощущения; а взрослому, педагогу, понять и яснее увидеть проблемы детей сегодняшнего дня и помочь каждому ребенку – участнику программы в решении его проблем. Чтобы сформировать свое ценностно – смысловое пространство ребенок должен жить в мире общечеловеческих ценностей, таких как: Добро и Справедливость, Честность и Порядочность, Патриотизм и Гражданственность, Любовь к Родине и Любовь к своей Семье, Мир и Культура и многих других. И здесь на помощь приходит игра – универсальное педагогическое средство. Игровые технологии являются и сегодня актуальными. Ориентируясь на интересы детей (а они выявляются в ходе проведения входящей и итоговой диагностики), а так же на потребности социума, нами разрабатываются новые, инновационные формы игровой деятельности и наполняются новой тематикой и нестандартным содержанием.

Все дни проживания ребенка в лагере объединяются определенным сюжетом ролевой игры. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры и др.) – создает условия для индивидуально – личностного развития ребенка в той сфере, которая наиболее полно позволяет раскрыть и реализовать его способности и возможности. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

Сюжетная линия игровой смены определяется конкретным педагогическим замыслом. А именно: смена проходит в рамках тематической игры — путешествии «Мы — дети России!».

И так, ведущей технологией программы «Мы – дети России!» является игровая технология. Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие), КТД и др. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей. Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, интерес к созидательной деятельности, разовьет интеллектуальные и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, лидерские и организаторские навыки, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.

В течение смены детям предлагается череда различных видов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:

1. Коммуникативно-игровая деятельность — деятельность ребенка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.

2. Прикладная творческая деятельность осуществляется в мастерских по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребенка.

3. Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, личности ребенка в них. Обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений. Осуществляется на Советах, специальных мероприятиях (ток-шоу, ролевые игры, игры по станциям и др.).

Педагогическая диагностика и способы корректировки программы.

В лагере диагностика организуется в несколько этапов:

1. Начальная диагностика.

Осуществляется сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровне готовности к ней (тесты, анкеты, игры).

2. Промежуточная диагностика.

Позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации:

— оценка психологического климата в педагогическом коллективе;

— сочинение на тему «Я вчера, сегодня, завтра»; «Мой портрет» (ассоциация); «Мой отряд» (рисунок, сочинение и др.).

3. Итоговая диагностика.

Позволит оценить результаты реализации программы (опрос, тестирование, анкеты):

— изучение эмоционального состояния детей во время проведения мероприятий;

— результативность работы кружков;

— степень удовлетворенности отдыхом (анкета для детей);

— опросник эмоционального состояния.

Диагностика проходит на протяжении всей смены: на «огоньках», после крупных мероприятий, по окончании лагерной смены.

Механизм реализации программы.

Программа рассчитана на всю лагерную смену. Гражданско-патриотическая направленность прослеживается с первого дня пребывания детей в лагере

В летнем лагере «Республика Детства» на 21 день все отряды становятся – городами со своими названиями, девизами, символикой, которая обсуждается, разрабатывается и изготавливается детьми под руководством вожатых и воспитателей. Жители каждого отряда- города получают маршрутные карты для путешествия и подробный инструктаж по прохождению различных станций. Воспитатели и вожатые, а так же иной педагогический персонал являются руководителями или организаторами игры- путешествия. В течение смены участникам предстоит преодолеть станции разной педагогической направленности. В течение всей смены собирается общая карта, состоящая из 20 частей. Каждая часть карты относится к одной из тематических станций. На информационном стенде Республики Детства вывешивается одна из частей карты. В конце каждого дня карта дополняется. Здесь же находится «Барометр настроения», где оцениваются проведенные в лагере мероприятия. На линейке «городам» вручаются символы-звезды ( красная – отлично, зеленая – хорошо, желтая – удовлетворительно), оценивающие вклад в общее творческое дело.

После того, как все части карты собраны, в один из заключительных дней смены все участники собираются для торжественного объединения всех частей карты в единое целое. Президент Республики объявляет о завершении игры.

Итогом всей смены является Фестиваль дружбы народов, на котором все «города», то есть отряды, представляют какую-либо национальность. Подготовка к Фестивалю проходит на протяжении всей смены. Участники готовят национальный танец, оформляют тематический стенд в своем отряде, готовят национальные костюмы и т. д.

Развитие системы дополнительного образования в детском оздоровительном лагере

В рамках программы в течение всей смены проводятся занятия в мастерских. Участники программы выбирают занятия исходя из своих интересов и потребностей.

Сегодня дополнительное образование, по праву, рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Дополнительное образование — целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития личности в процессе реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование — одно из приоритетных направлений сегодняшней образовательной политики. Когда-то весьма объемное направление деятельности учителей, известное под названием «внешкольная (внеурочная) работа», сегодня называют дополнительным образованием детей. Оно выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Основу дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, не реализованных в рамках предметного обучения в школе.

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

Поэтому сегодня образовательный процесс в лагере направлен не только на передачу определенных знаний, умений, навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что позволяет называть отдельно человека индивидуальностью.

Сегодня школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то нестандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально, в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересам. В этом смысл дополнительного образования. Оно способствует раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через него,

как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, учреждении дополнительного образования, лагере, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся, а главное, в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее нетрадиционные пути выхода из различных жизненных ситуаций, предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим.

В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные интересы личности.

За последние годы произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования: педагоги лагеря разрабатывают авторские программы, стремятся создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

Педагогический коллектив опирается на следующие приоритетные принципы:

— свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

— ориентация на личностные интересы, потребности ребенка;

— возможность свободного самоопределения и самореализации детей;

— единство воспитания, обучения, развития.

Имеющийся опыт работы в системе дополнительного образования, потребность его методического обобщения и описания актуализировали необходимость появления программ как попытки ответов на вопросы :

— Какова специфика дополнительного образования?

— В чем отличие внешкольных занятий от классно-урочной системы?

— Каковы результаты системы дополнительного образования, каким образом их можно диагностировать?

В лагере уже существует несколько программ, разработанных педагогами дополнительного образования, в таких программах описывается опыт работы педагогов в кружках, студиях, мастерских. Главной их особенностью является то, что они реализуются в сжатые временные сроки. Программы педагогов дополнительного образования содержательны и технологически емки, нацелены на пробуждение творческой и интеллектуальной активности ребенка.

В лагере по программе «Мы — дети России!» работают следующие мастерские: «Веселые нотки», «Крепыши и силачи», «Информашка», «Веселый английский», «Очень умелые ручки», «Экотерра», «Юный исследователь».

Примечание. Все мастерские, секции работают по тематике программы «Мы – дети России!»

Организация кружковой деятельности включает в себя ряд этапов:

1. Изучение интересов детей.

2. Выявление детей, которые могут помогать руководителю кружка по проведению занятий.

3. Презентация имеющихся в лагере кружков на общем сборе.

4. Ознакомление детей с режимом работы всех кружков.

5. Самоопределение детей и запись их в кружки.

6. Деятельность ребят в кружках.

7. Текущее отражение результатов деятельности детей.

8. Подведение итогов работы кружков в конце смены и представление результатов их деятельности.

Кадровое обеспечение программы и условия ее реализации

Для проведения лагерной смены необходимы квалифицированные кадры. Основным требованием при подборе кадров являются: навык работы с детьми, организаторские способности, в частности способность к творческой деятельности, знание всевозможных игр, конкурсов и т. д.

Профессиональная подготовка воспитателей включает в себя: 1) практическую подготовку — формирование педагогических умений и навыков информационно-просветительского, организационно-практического, оценочного и коммуникативного характера;

2) теоретическую подготовку — формирование профессионально значимых знаний относительно предмета труда, ребенка и детского коллектива, а также профессии вожатого, теории и методики воспитательной работы;

3) самоподготовку — формирование осознания необходимости самообразования в подготовке к практической работе в лагере.

В целях повышения квалификации начальник лагеря, старший вожатый проходят подготовку на курсах и семинарах, организованных управлением образования или ЦРТДЮ.

Программа «Моя Россия» требует предварительной подготовки педагогов к работе. Программа включает в себя несколько этапов :

1. Двухдневный семинар, организованный администрацией лагеря (апрель);

3. Инструктивный сбор (практикум, май).

Руководители мастерских, секций, студий, инструкторы по физической культуре в течение года повышают мастерство индивидуально через систему дополнительного образования, на инструктивных и методических сборах.

Все педагоги лагеря работают согласно должностной инструкции, утвержденной директором образовательного учреждения.

Организационно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

• теле- и видеокамера;

• магнитофоны в отряды, радиомикрофон;

• компакт-диски и аудиокассеты;

• видеокассеты для магнитофона;

• призовой фонд; сувенирная продукция; грамоты; дипломы;

• методическая литература: игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники, и т. д.;

Смена лагеря финансируется организатором смены – органом управления образованием.

Основным источником финансирования смены лагеря дневного пребывания являются средства из областных субвенций, родительских средств (10% от общей стоимости путевки).

Расходы на содержание лагеря производятся по смете, утвержденной администрацией города совместно с отделом образования. По окончании работы начальник лагеря представляет отчет организациям, которые финансировали лагерь

В результате реализации программы ее участники получат определенные знания, умения, навыки работы в органах детского самоуправления, социальной деятельности, познакомятся с культурными традициями народов и народностей Российской Федерации. Дети будут привлечены к оздоровительным, экскурсионным, спортивным, творческим мероприятиям, и результатом этих занятий будет улучшение их эмоционально-физического состояния.

Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей. Они увидят всю красоту и неповторимость своего родного края, познакомятся с его историей и природой, осознают необходимость бережного отношения к окружающему нас миру и сообществу людей, проживающих в нем. Планируется, что после экскурсий, встреч с интересными людьми у детей появится желание дальше изучать историю своей малой Родины и историю России в целом

Педагоги – воспитатели ожидают получения эффекта от реализации программы «Моя Россия» по следующим позициям:

1. Формирование положительного отношения юного гражданина России к самому себе, окружающему миру, другим людям.

2. Возможность реализации механизмов мотивации у ребенка к личному развитию.

3. Формирование у детей уважения к символам и атрибутам нашего государства.

4. Создание условий для адаптации детей к жизни в современном обществе, развитие коммуникативных способностей ребенка, умение работать в коллективе.

5. Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни; профилактика асоциального поведения детей и подростков.

Также произойдет улучшение качества творческих работ за счет увеличения количества детей, принимающих участия в творческих конкурсах.

Увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.

У детей сформируются умения и навыки, приобретенные в секциях, мастерских, которые будут способствовать личностному развитию и интеллектуальному росту ребенка.

Механизм определения результативности программы «Мы — дети России!» .

Успешная реализация программы, положительные отзывы со стороны детей о работе лагеря, их желание продолжить занятия в объединениях:

  1. Выполнение намеченного объема работы, положительные отзывы о работе лагеря со стороны детей и родителей;
  2. Сохранение и укрепление здоровья детей (медосмотр до и после сезона).
  3. Создание для детей комфортного психологического климата, способствующего полноценному отдыху, что выражается в их желании посещать лагерь в следующем году.
  4. Отсутствие заболеваний и травм у детей.

Методы определения результативности программы

  • Наблюдение
  • Беседа.
  • Опрос.
  • Тестирование.
  • Анализ продуктов деятельности.
  • Анкетирование.

Для определения личностного роста ребенка и коллективной деятельности используются разные методы диагностики, параметры задаются задачами, поставленными перед педагогическим коллективом лагеря:

Опубликовано / Май 30, 2018
Рубрики:
Блог